Лев Феликсович Лагорио принадлежал к числу русских пейзажистов середины XIX века.
Родился в Феодосии в 1827 году. Рано проявившаяся склонность к живописи и яркое дарование привели юношу в Феодосийскую мастерскую Айвазовского.
В 1843 году Лагорио был зачислен "вольноприходящим учеником" Академии художеств в пейзажный класс М.Н.Воробьева и класс батальной живописи А.И.Зауервейда. В первые годы обучения в Академии Лагорио много внимания уделял изучению моря. Летом 1845 года он плавал на военном фрегате "Грозящий", изучая его строение, оснастку и условия управления кораблём.
В 1850 году Лагорио окончил Академию художеств "будучи награжден за отличные успехи в живописи ландшафтной золотой медалью первого достоинства" за картину "Вид болота на Лисьем носу", что дало ему право на заграничную поездку.
Но сначала он был отправлен Академией на один год на Кавказ "для написания тамошних видов".
Природа Кавказа полюбилась Лагорио и в дальнейшем он ещё два раза в 1861 и в 1863 годах побывал там.
В 1853 году Лагорио поехал за границу в Париж, затем в Рим, Сорренто, на остров Капри. По истечении трехгодичного пенсионерского срока Совет Академии разрешил Лагорио остаться ещё на два года для выполнения заказанных ему видов Швейцарии.
Лагорио представил в виде отчёта о командировке около тридцати этюдов и картин. Среди них была картина "Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима", которая была тогда же приобретена П.М.Третьяковым.
В этой работе Лагорио ярко проявились основные черты его искусства. На картине написана каменистая долина, замкнутая высокой горой. Справа у подножья откоса изображен бассейн, от которого отдельными струями разбегаются ручьи родниковой воды. Склоны холмов покрыты редкими кустарниками, на вершине одного из них изображен пахарь, идущий за плугом. У фонтана - группа женщин. На переднем плане - путешественник на ослике, рядом с ним мальчик-проводник. Написана картина при ровном полуденном освещении.
Исследователь творчества Лагорио Н.С.Барсамов считает, что, при всех положительных качествах композиции, картине, написанной на большом холсте, ещё недостаёт цветовой насыщенности. Её колорит построен на сочетании желто-коричневых тонов в свету с серо-синим в теневых частях изображения и эта красочная гамма придает пейзажу монотонность.
Из командировки Лагорио привёз также значительное по размерам полотно "Нормандский берег". На нём изображен скалистый берег в Нормандии в час отлива. Слева голые отвесные скалы, у их подошвы обнажившееся каменистое дно океана. В центре композиции - рыбацкая шхуна. Она лежит на отмели. Лёгкие облака скрывают солнце. Мягкий рассеянный свет льётся на широко развернутую панораму, уходящую вдаль: скалистую гряду, тонущую в серебристой дымке, пустынный берег и тихие воды залива. Только в одном месте луч солнца прорвался сквозь облака и осветил изъеденные волнами и ветрами отвесные прибрежные скалы. В центре композиции у шхуны расположилась группа рыбаков. Они выгружают улов. Эта часть полотна окутана самой глубокой тенью, так что фигурки рыбаков рисуются силуэтными массами.
Основное время командировки Лагорио провел в Италии. Для этих лет его творчества очень характерны парные картины "На острове Капри. Рыбацкий домик" и "На острове Капри. Береговые утесы".
Н.С.Барсамов так описывает картину:
"В "Рыбацком домике" молодой художник почувствовал поэтическую прелесть ясного ласкового полуденного часа в тихий летний день на берегу южного моря. Искрящийся мягкий свет, каким залита вся природа, растворил в рефлексах самые глубокие тени и создал то неповторимое ощущение прозрачности и легкости, какое делает доступным восприятию мельчайшие детали натуры и заставляет верить, что без этих деталей поблекнет очарование природы. Любовно выписывает Лагорио каменную кладку стен, черепицу на крыше, легкий трельяж, увитый виноградной лозой, стуктуру изъеденных волнами прибрежных камней, прозрачную морскую даль и две маленькие фигурки рыбаков, мирно беседующих в тени дома".
В таком же духе написана и вторая картина "На острове Капри. Береговые утесы". Лагорио выбрал живописное место на пустынном берегу. Круто спускаются скалистые утесы и каменной россыпью падают в море. На вершине самой большой скалы видны развалины древних построек. Рыбацкий баркас пристал к берегу. Группа рыбаков перебирает сети. Легкий ветерок едва морщинит голубую гладь моря и гонит мелкие волны на каменистый берег. Вся картина залита слепящими лучами полуденного солнца. К этому сюжету Лагорио позднее возвращался несколько раз.
Лагорио покорен красотой земли, моря и солнечного неба. Он стремится все это схватить зорким глазом и передать осторожной, внимательной, неторопливой кистью.
Ко времени работы Лагорио в Италии относится и картина "Вид Капо ди Монте в Сорренто". Лагорио, боясь нарушить предельную точность изображения и как бы не доверяя своей памяти, не позволял себе прикасаться к картинам в мастерской, полностью со всеми деталями заканчивая их на натуре, на воздухе.
К концу 50-х годов Лагорио сложился в крупного мастера с яркой индивидуальностью.
После возвращения в Россию художник навсегда поселяется в Петербурге и только на лето предпринимает путешествия с художественной целью.
Лагорио не ограничивался узким кругом сюжетов. В его творчестве встречаются картины, изображающие лесные поляны у ручья, тонко выписанные группы деревьев на берегу моря. Он знал структуру буков и дубов, хорошо умел передавать ощущение влажной прохлады лесной чащи. И в этой области живописи Лагорио достиг большого мастерства. Наиболее удачные "сухопутные" пейзажи Лагорио стоят на одном уровне выполнения с его маринами. Художник обращался к батальным сюжетам, отражающим эпизоды войны с Турцией.
Иногда он писал и портреты, и всё же основной темой в творчестве Лагорио было изображение моря.
Значительное место в искусстве Лагорио занимает изучение его родины - Крыма.
Лагорио рано достиг высокого профессионального мастерства. Его картины всегда хорошо скомпонованы, в них нет ничего случайного, они написаны ровной, неторопливой, умелой кистью, в его маринах хорошо передана световоздушная среда, они точно передают природу тех мест, какие изображал художник.
Его творчество всегда было спокойным, уравновешаюенным, сдержанным. И природу он изображал по большей части при ровном освещении, лишенном резких эффектов или каких-либо колористических случайностей. Зрение Лагорио обладало большой остротой и точностью. Он дорожил этим врожденным даром и верил в то, что высшей задачей искусства является абсолютно точное изображение видимого мира. Его картины правдиво передают характерные черты природы различных мест, они полны деталями.
Цветовая гамма была сдержанна. Его мало привлекали колористические искания. Его живопись обычно монохромна. Лагорио строил форму и передавал пространство, тонко используя все разнообразие тоновой гаммы, от самого темного до белых тонов, вводя в свою живопись цвет в минимальных дозах. Форма, ясная и чёткая, проработанная во всех деталях, была основой его живописи.
Лагорио прекрасно осознавал и меру и особенности своего дарования и никогда не ставил перед собой задач, несвойственных его натуре. Это позволило ему "без бурь и волнений" трудиться на протяжении долгой жизни, не зная ни очень высоких взлетов, ни крутых срывов в своём искусстве. На протяжении всей жизни художника его картины пользовались широкой популярностью. Они отличаются тонким своеобразным лиризмом и поэзией. Лагорио, однажды избрав свой путь в искусстве, ни разу не свернул с него, оставаясь ярким и самобытным представителем русской реалистической пейзажной живописи середины XIX века.
Источники: Н.С.Барсамов, очерк о жизни и творчестве Л.Ф.Лагорио, издательство "Искусство", Москва, 1958
Фотоматериал - Википедия и Art-catalog
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.