Найти тему

Развитие малышей на первом году жизни: от новорожденного до «ходунка»

Отвечая на вопросы молодых родителей в он-лайн консультации, я часто сталкиваюсь с вопросами развития и сравнением детей с другими. «А вот соседский малыш уже сидит в 5 месяцев», а «подруга говорила, что ее дочь с 6 месяцев стояла на ножках», «наш ребенок еще не сидит – что делать» и подобные им.

Послушав такие рассказы, родители начинают сомневаться в правильности развития своего ребенка, начинают «упорные тренировки», чтобы добиться результатов подруг и соседей, зачастую ценой здоровья малыша. Только вот правы ли они, нужны ли специальные усилия по развитию навыков? Прежде всего, хочется отметить одну важную вещь – развитие ребенка это индивидуальный и, особым образом запрограммированный в каждой клетке тела, процесс.

Он не может абсолютно идентично идти у разных детей, так как не бывает двух абсолютно одинаковых детей даже среди близнецов. Развитие малыша – это процесс закономерный и нельзя его стимулировать и насильно подгонять. Ничего кроме вреда это ребенку не принесет, особенно, если за это возьмутся родители и родня, не имеющие познаний в детской анатомии или физиологии.

Общие замечания.

К возрасту примерно пяти-шести месяцев малыши учатся основным навыкам – ползанию и сидению, к полугоду многие их ребятишек способны присаживаться, опираясь ручками или сидя на бедре. Кроме того, расширяется граница любознательности ребенка – с пяти месяцев малыш подолгу может держать в ручках предметы, он тащит их в рот, облизывает и обсасывает руки и предметы.

-2

Особенно им важно эти предметы всесторонне изучить, рассмотрев и распробовав. Кроме того, детям становится интересно засовывать пальчики и предметы в колечки, дырочки и прорези, стучать по разным поверхностям игрушкой, бить их друг об друга. Малыши могут мять пластиковые мягкие игрушки или резиновые пищалки, таким образом, за счет сминания разрабатывается кисть, а звуки игрушки развивают ассоциативные связи.

Чтобы быстро развивать ползание и другие навыки ребенка, необходимо давать ему возможность примерно с полугодовалого возраста свободно перемешаться, лучше всего это делать на полу. Располагаясь на полу, ребенок чувствует себя более спокойно и уверенно, он может спокойно переворачиваться, без риска упасть и травмироваться, кроме того, он может ползти в любом направлении, не рискуя удариться о спинку кровати или наткнуться на углы. По полу можно разложить яркие мягкие игрушки, огородить полы валиками и подушками, накидать малышу игрушек и поставить картинки.

Перед тем, как начать развивающие упражнения, вам необходимо подготовиться к ползанию крохи по полу – полы должны быть чисто вымыты, теплые, гладкие и абсолютно безопасны. На зиму можно застелить их паласом или одеялами, пледами. В летнее время полы достаточно вымыть с дезинфицирующими средствами или с мылом, выбирая такие средства, чтоб при высыхании они не давали раздражения детской коже. После мытья полы протрите чистой водой и дайте хорошо просохнуть.

-3

Полы должны быть гладкими – в идеале это дерево, ламинат, ковролин или линолеум, хотя последний может быть скользким. Покрытие должно плотно быть прикреплено к полу и не иметь задранных швов и щелей. Проползите по всем полам на четвереньках и уберите по ходу движения все предметы.

Которые могут упасть от толчка или быть сваленными – шнуры, розетки, провода, длинные полы одежды поднимите на недоступное расстояние. Приберите с пола все возможные мелкие части – мелкие игрушки, бусины, проверьте, чтоб на полу не было никаких травмирующих вещей и были закрыты доступы к обогревателям и батареям, розеткам. Прикройте острые углы мебели и дверей подушками или специальными накладками, поставьте на дверь блокиратор закрывания, чтоб кроха не прищемил пальчики.

На первое время можно огородить посреди комнаты стульями или специальным заборчиком небольшой «загончик» примерно 2 на 2 м, застелив внутри борта мягкой тканью. По мере тренировки навыков малыш будет расширять границы своих территорий.

Освоение навыков ползания.

Вам будет необходимо первое время простимулировать ползание, поэтому, стоит поместить перед малышом яркие и красивые игрушки, его любимые предметы, чтобы у него возникло непреодолимое желание за ними тянуться. Все дети ползают в своей манере, кто-то на животе, другие на четвереньках, третьи пятясь или бочком, на вытянутых ногах или согнутых в коленях. Однако, есть отдельные дети, которые пропускают процесс ползания и сразу начинают ходить, причем раньше остальных детей.

-4

Ползание является важным этапом в развитии ребенка, и важно не упустить этот момент, а неврологи утверждают, что ползание для дальнейшего развития ребенка даже важнее, чем его первые шаги – оно сильно стимулирует развитие крохи.

Именно при ползании у малыша устанавливаются взаимосвязи между полушариями мозга, дающими потом возможность ходить. Дети, кто рано начинают ползать, равномернее развиваются оба полушария мозга, нет явного преобладания одного их полушарий над вторым. У рано ползающих детей формируются значительные отличия и успехи в точных науках и в гуманитарной сфере.

Помимо этого, ползание в возрасте 7-9 месяцев является самым оптимальным способом распределить физические нагрузки на все группы мышц. Просто, психологические и эмоциональные нагрузки непосредственно связаны у таких малышей с активной физической деятельностью. За счет работы мышц поддерживается активный тонус нервной системы.

Чем меньше будет двигаться ребенок, тем медленнее и пассивнее будет он воспринимать окружающий мир, он будет чувствовать себя неуверенно. Из этого на будущее может вытекать замкнутость, пассивность и эмоциональная неустойчивость. Если нет достаточной нагрузки на мышцы, хуже развивается скелет и суставы, мало тренируется сердце и сосуды, нарушается кровообращение в тканях и замедляется обмен веществ, у малоподвижного ребенка хуже иммунитет, такие дети чащи и дольше болеют.

-5

Почему дети не хотят ползать?

Если вы хотите помочь вашему ребенку освоит навыки ползания, а он упорно не хочет это делать, стоит, прежде всего, выяснить, почему малыш не хочет предпринимать попытки ползать на четвереньках. Специалистами выделяется восемь основных факторов, которые могут мешать ребенку активно ползать.

- недоразвитость мышц или их слабость из-за заболеваний, например, при рахите. Диагноз обычно выставляется при регулярных осмотрах педиатра, им же и назначается лечение и курс массажа. При игнорировании советов врача и самостоятельных занятиях ползанием у такого ребенка можно серьезно травмировать связочный аппарат и мышцы.

- большой вес и тучность, скелет малыша еще слаб и не может выдержать нагрузку такого веса. Перекормленные и очень полные дети всегда закономерно отстают в физическом развитии, они позже осваивают все положенные навыки, им просто очень трудно двигаться.

- малоподвижное пребывание в постели в результате длительной болезни или ношения ортопедических конструкций, часто болевшие в первые полгода дети. Обычно такие малыши чуть позже, окрепнув, начинают активно догонять в развитии сверстников.

- различного рода травмы рук и ног, переломы, растяжения и вывихи, сильные ушибы из-за боли не дают ребенку двигаться.

- практика тугого пеленания не дает рано освоить навыки. Дети, с раннего возраста находившиеся в одежде, раньше учатся управлять своим телом и раньше начинают ползать. Если вы не можете обходиться без пеленания. При любой удобной возможности надо давать ребенку свободу движений – он не должен всегда быть спеленат.

-6

- длительное нахождение в манеже и пользование прыгунками и ходунками не дает ребенку возможности развивать навыки ползания. Конечно, на несколько минут в день можно пользоваться манежем, чтоб сделать дела по дому, в общей сложности ребенок не должен быть в манеже более 2 часов в сутки и не более получаса подряд. А вот ходунки и прыгунки врачи вообще не одобряют.

- предрасположенность к позднему ползанию, переданная по наследству. Врачи давно заметили, что навыки физического развития передаются по наследству, мальчики обычно наследуют отцовские черты, а девочки – материнские. Расспросите своих родителей о вашем развитии и примерно в эти же сроки ждите навыков у вашего карапуза.

- леность и отсутствие интереса к ползанию, тогда задача родителей так заинтересовать ребенка, чтоб он не могу устоять от соблазна поползти за любимым предметом или игрушкой. Вам необходимо побороть природное чувство лени малыша.

Начнем учиться ползать.

Примерно к пяти месяцам ребенок становится уже более ловким и в достаточной мере овладевает своим телом, координирует движения. Малыш будет пытаться перевернуться с оспины на живот и обратно, он захватывает маленькие игрушки, которую подвешивают над кроваткой, приподнимает корпус на вытянутых руках.

-7

Лежа на животе и тянется ручкой вперед, чтобы что-нибудь взять. Такие навыки укажут родителям на то, что организм ребенка подготовлен к освоению ползания. Однако, одной физической готовности к ползанию мало, необходимо наработать ее и практические навыки ползания и отточить мастерство.

Среди родителей распространен миф о том, что помогать в ползании необходимо только для ослабленного ребенка или отстающего в развитии, а здоровые дети сами, без помощи родителей освоят эти навыки. Но это не совсем верно. Часть детей, конечно, способна скоординироваться и почувствовать верную тактику движения, и они пытаются все делать самостоятельно, передвигаясь на четырех точках опоры.

Однако, у большинства малышей ползание первое время вызывает трудности и им необходимо помочь. Конечно, время даст возможность сформироваться всем навыкам, и ребенок все равно научится и ползать, и ходить, и бегать, только сделает он это медленнее ровесников, кому помогали родители и с кем занимались с рождения.

Не стоит пускать процесс на самотек, слушая наставления бабушек или соседей по типу «необходимо всему учиться самому», родители всегда лучше знают навыки своего карапуза и могут правильно ему помочь. Зачастую ребенок первые три-четыре месяца развивается правильно, и родители прекращают с ним занятия, чем допускают ошибку. Тогда к 6-8 месяцам у крохи начинаются проблемы с развитием двигательной сферы и отставание в развитии от сверстников.

Подготовка маленького ребенка к ползанию и освоению новых пространств начинается с воздушных, водных ванн и массажей. Массажи не обязательно делать у платных специалистов. В большинстве своем с обычным комплексом массажа и гимнастики отлично справляются сами родители, важна только регулярность и систематичность. Важно заниматься физической культурой с первых дней жизни и не ждать. Когда малыш подрастет и окрепнет, тогда будет уже поздно.

Основное действие массажа, проведенного мамой или папой – это приток крови к мышцам и связкам. Повышение их тонуса и улучшение питания кожи, раздражение рефлексогенных зон. Как результат – повышение тонуса мышц и активности малыша, усиление обмена веществ и становление различных функций организма.

Самые простые упражнения с малышом показывает медсестра или неонатолог при выписке, либо участковый врач на патронаже, можно взять комплексы в интернете, они там даже с картинками. Массаж проводят дважды в день, поглаживая и растирая мышцы по 10-15 минут в день перед купанием или после завтрака. Движения должны быть легкими и плавными, не доставлять крохе дискомфорта и приносит только положительные эмоции, процесс начинается с периферии, от ручек и ножек, и идет к центру тела.

Очень полезной для дальнейшего ползания является рефлекторная гимнастика, которую базируют на врожденных или безусловных рефлексах. Проводят пальцами вдоль позвоночника, стимулируя разгибание спины, дают опору пяточкам, чтобы малыш от них отталкивался. Важно выкладывать малыша на живот голеньким и давать подвигаться всем телом, он будет поднимать головку, махать ручками и ножками.

Полезно лежать на животе, так лучше отходят газы и укрепляется брюшной пресс. Лежа на животе, по прошествии времени малыш начинает приподниматься на предплечьях и поднимать верхнюю часть тела, толкается ножками от поверхности и в результате ползет – иногда правда назад, но это тоже полезно. Потом он научится ползти во всех направлениях.

Примерно к трем месяцам в массаж добавляют простые физические упражнения – скрещивают ручки и ножки, делают круговые движения ими, присаживают и выгибают тельце, поворачивают малыша со спины на животик и обратно, сначала перевороты делает мама. Потом малыш учится это делать сам. Как только малыш хорошо научится переворачиваться с бока на бок, он начинает предпринимать попытки ползать самостоятельно или при помощи родителей.

-8

Однако, зачастую можно наблюдать ситуацию, когда малыш, который физически развит и здоров, даже не пытается делать попыток к ползанию, хотя по возрасту и уровню умений он вполне может это делать, а болезненные и слабенькие крошки ползают так быстро и проворно, что за ними не угнаться. Это происходит из-за любознательности и интереса.

Если малыш не ползет, значит, родители не смоги его заинтересовать и простимулировать к действиям. Положите малыша на животик на твердой поверхности, и на небольшом расстоянии разместите новую игрушку или любимую забаву. А затем чуть подтолкните малыша к ней, чтоб он мог потянуться и немного проползти, а не сразу достать ее. Наш сын пополз за пультом от телевизора, по мере успехов отодвигайте заветную вещицу все дальше от карапуза….

Во второй части статьи мы погорим о сидении и хождении.