Найти в Дзене
Люди PRO

Ужасы этапирования заключенных. Как перевозят ЗЭК-ов в места не столь отдаленные

Оглавление

Когда обвиняемому на суде выносится обвинительный приговор, и его приговаривают к отбыванию наказания в исправительной колонии, то к месту отбывания такого осужденного увозят не сразу, а только после того, как из суда в следственный изолятор поступает справка о вступлении приговора в законную силу. После получения такой справки осужденного обязаны направить в колонию первым же этапом. Обычно такие этапы уходят с определенной периодичностью. Нередко хорошо известной тем, кто уже давно находится в следственном изоляторе. Поэтому, если есть такая возможность, то хорошо бы навести справки.

Впрочем, отправлять каждого заключенного отдельным этапом сотрудникам ФСИН просто невыгодно. А поэтому существует такая практика – практика ожидания. Ждут, пока соберется достаточное количество заключенных, которым вынесен на суде обвинительный приговор для транспортировки, чтобы отправить их всех одновременно, так выгоднее и экономнее. Дожидаясь такого большого этапа на зону, осужденный пребывает как бы в подвешенном состоянии. Потому как точно рассчитать момент выезда практически невозможно.

В связи с этим лучше подготовиться к этапу сразу после вступления приговора в силу и иметь при себе собранные в сумке вещи, запас продуктов в дорогу, чай, сигареты, кофе, лапшу быстрого приготовления, сахар, сгущенку, майонез. Не стоит брать более двух сумок и перегружать их. Будет тяжело переносить их на длинное расстояние от автозака до вагона по длинным коридорам между этажами тюрем. Кроме того, по прибытии на пересылку осужденному выдадут еще и скрученный матрас. Он тоже весит очень много, и его неудобно держать.

К этому матрасу еще будет прилагаться постельное белье, тарелка, кружка и ложка. При наличии даже двух сумок дотащить все это разом до камеры очень трудно, а сходить дважды туда-обратно за своими вещами, скорее всего, попросту не дадут. Поэтому лучше сложить в разложенный матрас тарелку, кружку, ложку, скрутить это максимально туго и перевязать перекрученной в некое подобие веревки одной из простыней, держа за которую, как за ручку, этот своеобразный баул можно будет переносить.

В некоторых колониях и тюрьмах вновь прибывшим не дают тарелок, не дают кружек и ложек, а вилки строго запрещены. Так же, как и запрещены все столовые предметы из стали, поэтому на этап имеет смысл на всякий случай взять с собой многоразовую пластиковую посуду, а также пластиковую ложку и нож. Осужденного, которого должны этапировать, выводят из камеры рано утром до времени подъема и отправляют в специальное помещение – отстойник, где собирают людей перед транспортировкой куда-либо.

Держитесь рядом со знакомыми

Личный обыск и обыск сумок – это обязательная процедура перед отправкой. Обыски будут проходить каждый раз при поступлении осужденного и выезде из пересыльных тюрем на всем протяжении пути, а также при погрузке в так называемый столыпинский вагон. Столыпинский вагон – это железнодорожный вагон для перевозки осужденных. Перед тем, как выгрузить осужденных в автозаки, чтобы перевезти их на железнодорожную станцию и посадить в вагоны, им выдадут коробки с сухими пайками. В него обычно входит несколько супов, каши, чай, кисель, пресные галеты, одноразовые стаканчики двух типов – большие и маленькие.

Во время этапа никто не разделяет заключенных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений и от режима их содержания – это тоже нужно учитывать. Так, например, осужденный за повторное особо тяжкое преступление, рецидивист, следующий этапом на строгий режим лет на 15, и человек, который уклонился от уплаты алиментов и едет на общий режим на 6 месяцев, могут оказаться вместе в одном вагоне. Лучше постараться попасть в один автозак, один вагон, одну камеру в пересыльной тюрьме с теми, кого хоть немного знаешь, с кем сидел в одной камере в следственном изоляторе и имел нормальные отношения. Это дает дополнительную моральную и физическую поддержку.

Не стоит принимать близко к сердцу разные страшилки от так называемых «бывалых зэков». Они могут быть сильно преувеличены. Могут иметь цель продемонстрировать вам свою осведомленность о тюремной жизни и поднять значимость в глазах других осужденных. Встречаются, конечно, и правдивые рассказы, но надо также понимать, что сами по себе колонии и их начальники везде разные, и опыт пребывания в одних местах может быть очень далеким от опыта пребывания в других местах заключения.

В туалет сходить не получится

Вообще перед этапом нежелательно много есть и пить, поскольку сходить в туалет часто будет просто негде. Сотрудники ФСИН не будут останавливать машину и выпускать зэка, чтобы тот сходил в туалет. При транспортировке в вагонах аналогичная ситуация: когда поезд стоит на станциях, либо вагон оставили на ночь в тупике, в туалет не пускают. Это считается санитарная зона.

Кормят в дороге, разливая из чайника, три раза в день кипятком. Через некоторое время по одному выводят из камерных купе в туалет. Поэтому пить нужно тоже аккуратно, реально оценивая возможности организма, чтобы дотерпеть до следующего выгула. Спать приходится по очереди, поэтому лучше заранее распределить очередность сна. Часов у пересылаемых тоже, как вы понимаете, нет.

В вагоне зимой очень холодно, настоящий дубак, а летом наоборот – невыносимая жара. Окон в самом купе нет, со стороны коридора окна прозрачные только в верхней части, где расположены форточки. Если охрана их все время закрывает, то становится очень душно. Ситуацию еще усугубляет фактор поголовного курения, что при отсутствии вентиляции и свежего воздуха очень сильно затрудняет дыхание.

Ужасы транзитки

Если в купе в обычном вагоне размещается 4 человека, то в тюремном этапе в таком вагоне для осужденных доходит до 12-ти человек. Плюс еще там стоят вещи в три яруса. Такой этап может занять от нескольких суток до нескольких недель. И все это время, по сложившейся еще со времен сталинского ГУЛАГа традиции, ни самому заключенному, ни его родственникам не сообщают, куда его везут и когда он сможет выйти на связь. К этому тоже нужно быть готовым.

Если расстояние до лагеря значительное, то осужденных везут от тюрьмы до тюрьмы и перемещают в транзитные камеры, существенно отличающиеся от обычных камер следственного изолятора. Это часто грязные камеры с сыростью и плесенью на стенах и потолках, иногда с крысами и тараканами. И почти всегда очень скудной едой. Здесь, кстати, помогут собранные еще в следственном изоляторе продукты.

По прибытии в такую пересыльную тюрьму заключенного непременно ожидает очередной обыск. И нужно быть готовым провести несколько часов в тесных камерах, отстойниках, где при большом скоплении людей и их вещей нет возможности сесть. Тем, кто курит и берет с собой в дорогу большой запас сигарет, следует учесть, что при многочисленных обысках во время этапа сигареты могут быть разломаны пополам, а также частично присвоены сотрудниками учреждений.

-2

Что следует взять с собой

Брать с собой из следственного изолятора на этап, например, сотовый телефон или сим-карты категорически не рекомендуется. Их почти наверняка найдут при одном из обысков, и в колонию человек уже пойдет с актом о нарушении, что негативно скажется на условно-досрочном освобождении.

А вот минимальный набор лекарств пригодится – это антибиотики широкого спектра действия, анальгин, обезболивающие, капли от насморка, средства от простуды. Их будут отбирать при поступлении в пересыльные тюрьмы, однако при необходимости через тюремного врача ими можно будет воспользоваться. Лекарства могут пригодиться при этапе в межсезонье, когда отопление еще не включили, а уже наступили холода. Или наоборот, отопление уже отключили, а морозы вернулись.

В это время в сырых промерзших камерах очень просто заболеть. Спать приходится в одежде, в кофте, куртке, штанах с нижним бельем, в шапке. Днем, когда лежать под одеялом нельзя, спасает от холода чай с сахаром через каждые полчаса. Если своих лекарств нет, то доктор даст вам какую-нибудь таблетку и уйдет. Обычно в тюрьмах дают одну таблетку: «Вот, дели ее пополам: половина от головы, половина от зада. И смотри не перепутай». Но это шутка, конечно. Тех, кто заболеет серьезно, отвезут в ЛИУ – лечебно-исправительное учреждение.

У нас есть еще несколько уголовных дел, статьи про которые совсем скоро выйдут на нашем канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

👍 Поддержите статью лайком – обратная связь важна для нас