Ноябрь традиционно скуп на краски. Если, конечно же, речь не о Новгородском центре современного искусства, где в минувшую пятницу открылась очередная, 499-я по счёту, выставочная волна. Её доминантой стала масштабная экспозиция, посвящённая 50-летию Новгородской детской художественной школы. Объединённые символичным названием «L/Рост не возраст», работы выпускников НДХШ радуют зрителя богатством не только палитры, но и жанров изобразительного искусства.
Росли с кистью, резцом и жаждой творить
Чувство свободы творчества и свободы в самом полном её понимании – то, что проносит через годы, пожалуй, каждый воспитанник художественной школы. Тому способствует и чуткость педагогов по отношению к ученикам. Этого принципа школа придерживается и по сей день.
«Мои первые работы были очень низкого качества. Благодаря школе и её преподавателям получила возможность многое усовершенствовать в своих навыках», – делится выпускница НДХШ Эльвира Иванова.
В художественную школу она пришла во втором классе. Это стало началом творческого пути. Рисовать, признаётся девушка, любила с ранних лет, и страсть определила профессиональное стремление: сейчас Эльвира – студентка НовГУ, на кафедре технологического и художественного образования изучает изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Выпускная работа девушки, представленная на выставке, по-настоящему трогает.
«У меня была задача – нарисовать групповой портрет по мотивам военной песни «Баллада о красках». Её сюжет меня очень вдохновил. Чтобы изобразить вернувшихся с войны к матери сыновей правдоподобно, я изучала военные фотографии», – придаётся воспоминаниям Эльвира.
Вспоминает она – с особой теплотой и благодарностью – и тех, кто помогал ей на пути: педагога-наставника Галину Георгиевну Филиппову и, конечно, директора школы Олега Анатольевича Васильева.
Юбилейный календарь, бытовые зарисовки, десятки портретов, фантазии и размышления – ученики школы обращаются к разным формам отражения реальности. Удивляет и многообразие инструментов: от картонопластики и линогравюры до трафаретной печати и скульптуры.
Охватив пространства сразу двух этажей, экспозиция объединила работы, участвовавшие в значимых выставочных проектах школы прошедшего пятилетия и большое количество премьерных работ 2022–2023 годов. Соседство современных техник и ретро прошлого века лишь подчёркивает идейный посыл выставки о том, что 50 (она же римская L) – не фиксация возраста, а «ростовка» детского творчества.
Найти свою линию смысла
Приглашают посетителей Центра полюбоваться и работами самого руководителя школы, Олега Васильева. Созерцание их, впрочем, не обойдётся без рефлексии или, как минимум, нанизывания собственных смыслов.
Чёрные листы с немыслимой вязью цветных линий будто выводят 12 индивидуальных траекторий восприятия тех или иных событий. Эти работы, как отмечает сам автор, и о детских воспоминаниях, и путешествиях, о политическом кризисе или ледоходе на Волхове, прочитанных книгах или общении с учениками художественной школы, где Олег Анатольевич преподаёт.
Вместе с тем зритель волен интерпретировать увиденное на свой лад. И если в какой-то момент он почувствует, что, изучая эти 12 сценариев «Магического театра», совершенно отвлёкся на собственные воспоминания и мысли, значит, констатируют организаторы, задумка автора удалась.
На холсте и фотобумаге
Скромно расположившись в цокольном помещении Центра, ещё одна часть выставочной волны явила собой не менее занимательную творческую подборку. Двойная выставка – Вадима и Макара Гиппенрейтеров – радует одновременно поклонников пойманного момента и любителей воссозданного контекста. Отец и сын – фотография и живопись.
Классик отечественной фотографии, Вадим Гиппенрейтер в разные годы много ездил по стране, бывал и в Средней Азии, и на Камчатке, неизменно подмечая неочевидное и пропуская через себя увиденное. Спешки в творчестве, однако, не любил, будучи уверенным, что хорошо прочувствовать тот или иной пейзаж можно лишь пожив в нём какое-то время. Он фотографировал сериями, книгами, глубоко проживая каждую съёмку.
«В советское время подобные сюжеты снимались для фотоальбомов, – рассказывает друг семьи Гиппенрейтер, куратор выставки Андрей Ермаков. – Этот тренд, можно сказать, ввёл Вадим Евгеньевич. Он был в числе первых, кто начал издавать фотоальбомы, посвящённые не достижениям пятилеток или партийным съездам, а пейзажам с минимумом текста. Впоследствии его альбомы выпускались тысячными тиражами».
В числе наиболее памятных работ – и часть представлена на выставке – посвящённые «краю света», Камчатке. Институт вулканологии в Петропавловске-Камчатском в своё привлёк Вадима Гиппенрейтера для работы над атласом вулканов. Немалую часть времени фотохудожник проводил тогда в воздухе – по 15 часов в день могли занимать полёты над неописуемой красоты рельефами полуострова.
Примечательно, что мастер даже на излёте творческого пути не признавал «цифру» – снимал только на плёнку. Тем не менее, его работы 1970-80-х по качеству «картинки» оставляют далеко позади современную фотографию.
«Он был перфекционист. К тому же использовал крупноформатную плёнку. В итоге получались изображения, эквивалентные в «цифре» 200 мегапикселям», – приводит тонкости Андрей Ермаков.
Вадим Евгеньевич прожил почти 100 лет (родился в 1917, а в 2016 году его не стало). Куда короче был путь его сына Макара, чья жизнь трагически оборвалась в 2005 году. Тем не менее, и он оставил после себя творческое наследие.
«Макара отец с детства повсюду с собою возил: и на Кавказ, и на Камчатку. Сын невольно учился фотографии и фотографировал, надо сказать, очень хорошо. И тем не менее, Макар ушёл в живопись. Так несколько разошлись творческие пути отца и сына. Каждый из них выражал своё видение мира через те инструменты, которые им были ближе», – рассказывает дочь Мария Гиппенрейтер.
«Мы редко совмещаем в одном пространстве живопись и фотографию. Однако, это тот редкий случай, когда произведения дополняют друг друга, – комментирует руководитель НЦСИ Сергей Пухачёв. – Живописные творения Макара объединены названием «Спешу на красный» не случайно, – именно этот цвет преобладает в гамме представленных его работ. Это необычный оттенок красного – закрытый, сконцентрированный на чём-то внутреннем».
Заглянуть в это внутреннее и приглашают зрителя, готового сперва удивляться и познавать, изучая работы Гиппенрейтера-отца, а после – домысливать и находить настроения, обращаясь к работам Гиппенрейтера-сына.
Познакомиться с работами всех перечисленных экспозиций можно будет в течение месяца. А уже 22 декабря новгородцев и гостей города будет ждать уникальная программа юбилейной, 500-й выставочной волны.
Ксения Пугач
Фото: Людмила Степико