В ноябре 1833 года по указу Николая I в Петербурге открылся Императорский Михайловский театр. Михаил Борисов рассказывает о нескольких интересных фактах из его истории.
Под покровительством императора Николая I
«Театр был любимым удовольствием Государя Николая Павловича, и он на все его отрасли обращал одинаковое внимание. Скабрезных пьес и фарсов не терпел, прекрасно понимал искусство», — писал актер Федор Бардин в «Воспоминаниях артиста об императоре Николае Павловиче». Русскими любимыми пьесами той эпохи были «Горе от ума» и «Ревизор». Дирекция Императорских театров благодаря образованному в 1826 году Министерству Императорского Двора и уделов находилась под личным покровительством Николая I.
При нем в 1832 году открылся построенный Карлом Росси Александринский театр, названный по имени супруги Николая I — Александры Федоровны, через год — в 1833 году — Михайловский, носящий имя великого князя, брата императора Михаила Павловича.
Здание театра
Михайловский театр строился на Михайловской площади, задуманной Карлом Росси как единый ансамбль. Доминантой был возведенный к тому времени Михайловский дворец, площадь окружали здания классицистических форм. Архитектору Александру Брюллову было необходимо вписать театр в сложившуюся архитектуру площади, поэтому он спрятал слегка возвышающуюся сценическую коробку за фасадом, который выполнен по проекту Росси и напоминает жилую постройку. Сначала зрительный зал предполагалось сделать в виде крутого амфитеатра, но в окончательном проекте места для зрителей расположились в партере и трех ярусах лож.
Первый ярус опирался на колонны, а второй — на металлические стойки. Третий ярус держали кронштейны. Барьеры лож украшали маски и гирлянды. Плафон зрительного зала, стены лож и фойе украшали орнаменты из танцующих женских фигур и фантастических животных по мотивам помпейских росписей. «Очень хорош был Михайловский театр и построен по всем правилам акустики и перспективы», — писал современник.
В 1859 году театр перестроили по проекту академика архитектуры Альберта Кавоса. Сцену расширили и на один ярус увеличили зрительный зал, в интерьере появилась лепнина, кариатиды над авансценой.
Theatre Michel
Александринский театр называли «русским», в нем шли пьесы на русском языке. Михайловский именовали на французский лад — Theatre Michel — и сюда спешили аристократы и дипломаты на модные парижские постановки и русские балеты. На сцене Михайловского показывали драмы Виктора Гюго, пьесы Александра Дюма и Альфреда де Виньи. Игрались премьеры «Женитьба Фигаро» Бомарше и «Стакана воды» Скриба.
Иоганн Штраус в Михайловском театре дирижировал опереттой «Цыганский барон», Жак Оффенбах представлял оперу «Птички певчие». Здесь шла «новая драма» — «Гедда Габлер» Генрика Ибсена, выступали с гастролями великие дивы — Элеонора Дузе и Сара Бернар.
«В Михайловском театре русская публика, пожалуй, более разносторонне знакомилась с французской драматической литературой, нежели это было возможно в Париже! Ведь репертуар возобновлялся каждую субботу, благодаря чему единственный наш театр заменял целый десяток парижских. Каждая там нашумевшая новинка была уже через несколько недель поставлена и мастерски разыграна у нас», — писал в «Воспоминаниях» Александр Бенуа.
Среди звезд русской сцены, выступавших на сцене Михайловского театра, были Вера Комиссаржевская, Федор Шаляпин, Матильда Кшесинская.
От экспериментов к классике
В 1920 году Михайловский стал Театром комической оперы, его возглавил Константин Марджанишвили. На открытии шла опера «Дон Паскуале» Доницетти. В том же году состоялась постановка «Похищение из сераля» Моцарта. В 1921 году театр был переименован в Малый академический театр, в 1926 он стал Малым Ленинградским государственным оперным театром (МАЛЕГОТом), и им до 1936-го руководил дирижер, виолончелист Самуил Самосуд. В 1920-е годы он ставил революционные спектакли — «За красный Петроград» и «Хорошо» по поэме Маяковского.
В 1930 году поставлена сатирическая опера Дмитрия Шостаковича «Нос», в 1934-м — другая опера Шостаковича, «Леди Макбет Мценского уезда». Артист Борис Гефт вспоминал о Шостаковиче: «Замкнутого, предельно стеснительного и совсем неразговорчивого молодого человека привел в театр И. И. Соллертинский… Артисты театра необычайно заинтересовались личностью нового композитора. Но до чего же мы были удивлены, когда узнали, что опера Шостаковича создана на основе… анекдота о носе майора Ковалева!»
В начале 1930-х годов в театре сформировались оперная, затем и балетная труппы, и в 1933 году состоялась премьера первого балетного спектакля — «Арлекинады» в постановке выдающегося хореографа Федора Лопухова. В январе 1935-го на сцене МАЛЕГОТа состоялась премьера «Пиковой дамы» в постановке Всеволода Мейерхольда. Спектакль сыграли 91 раз!
Эпоха музыки
Послевоенные годы в истории Михайловского театра называют временем дирижеров. За дирижерским пультом — Борис Хайкин, Кирилл Кондрашин, Юрий Темирканов, Курт Зандерлинг. В 1964 году театр наградили орденом Ленина и переименовали в Ленинградский ордена Ленина академический Малый театр оперы и балета.
В 1970-е годы на сцене Малого театра идут «хореографические размышления» Олега Виноградова — «Ярославна», «Ромео и Джульетта», линию Виноградова продолжает балетмейстер Николай Боярчиков и ставит философские спектакли — «Царь Борис», «Макбет».
В 1980 году руководителем театра становится Станислав Гаудасинский, который возвращается к оперной классике, и на афише появляются «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина. В 1989 году театру присваивают имя Модеста Петровича Мусоргского.
В 2007-м театру возвращают историческое название — Михайловский театр, полное наименование театра сегодня: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского — Михайловский театр.
В этом году художественный руководитель балетной труппы Михайловского театра Начо Дуато стал одним из лауреатов первой Эрмитажной премии в области культуры и искусства.
#культурныйкод