Третья глава моего опуса в колонке на сайте travelexpert.
Итак, Таро и робкие шаги к оккультизму. В предыдущих главах мы поговорили и о теориях египетского происхождения Таро, и об эволюции системы в средневековой Италии, остановившись на этапе появления Марсельской колоды.
Итак, к XVIII веку Таро становятся одной из самых популярных карточных игр в Европе без какого-либо оккультного налета – просто игра, и так до конца восемнадцатого столетия. Перехватив у Италии эстафету, Франция за несколько лет до Великой Французской революции становится эпицентром вольных оккультных дум и увлеченно старается соединить систему Таро с оккультизмом.
И здесь вновь фигурирует имя уже известного нам по первой главе Происхождение таро Антуана Кур де Жебелена, который считал Таро древнеегипетской книгой бога Тота, записанной в символическом виде.
По мнению Де Жебелена, Колесница символизировала Осириса, Звезда — Изиду, а Дьявол —Тифона. Карты Папа и Папесса – это, разумеется, Жрец и Жрица, а Повешенный – тот и вовсе неправильно висит – ибо должно ему стоять, причем на одной ноге.
Все это и много другого он описывает в одном из десяти томов своего опуса, но приводить здесь выдержки не будем. Многое из написанного было опровергнуто и переосмыслено. Важно другое – его труд послужил частичной основой для первого пособия по гаданию на Таро французского предсказателя Жана-Батиста Альетте, известного миру как Эттейлла (Альетте наоборот). Он считал себя изобретателем науки о гадании на картах, правда, Египет нигде не упоминал.
Эта идея маэстро Жебелена последователю не отозвалась, по всему. Он придерживался идеи, что Таро разработала группа магов во главе с Гермесом Трисмегистом (образ, возникший в результате синтеза древнегреческого Гермеса и древнеегипетского бога мудрости и письменности Тота, центральная фигура философии герметизма*) через 171 год после Великого потопа.
Эттейла перевернул принятую ранее систему нумерации старших арканов и переосмыслил многие карты. В 1788 году он создает Общество интерпретаторов книги Таро, а в 1790-м, за год до смерти, и собственную колоду — первую в истории, предназначенную не для игры, а для гадания. Важный этап, заметьте.
Вклад Эттейллы в Таро вообще переоценить сложно – как бы то ни было, именно он впервые связал его с герметической философией, что стало очередной вехой, плацдармом для дальнейшего развития системы в славные и не очень времена масонов.
Им также была основана школа магии, но вскоре после смерти месье она прекратила свое существование. Турбулентность времени, революция – как-то не до гаданий. До лучших времен, что называется.
Об этом в следующей главе.
[1]Герметизм —учение, которое, помимо мистики, покрывает множество тем — фундаментальную философию, мораль и этику, религию. Однако в нем присутствуют и магические, алхимические и астрологические тексты. С философской точки зрения он находится на стыке неоплатонизма, пифагореизма и стоицизма.
Философия герметизма возникла в поздней Античности, когда в эллинистическом Египте смешались две традиции: культы древнегреческого Гермеса и древнеегипетского бога мудрости и письменности Тота.