Найти тему
Лайфхаки логопеда ღ

Какое домашнее задание от логопеда дети выполняют с удовольствием сами и дома, и в садике? Делюсь опытом в постановке звука [л].

Частенько слышу от логопедов жалобы, что родители дома не занимаются с детьми. Не делают с ними артикуляционную гимнастику, не рисуют в тетради, не отрабатывают лексику. Ещё чаще слышу жалобы от родителей, что им некогда, они не могут усадить ребёнка за занятия. И я, как сама мама, как родитель, очень даже понимаю жалобы мам и пап. Также, как логопед, очень понимаю плачь логопедов, обученных быть логопедом по классике. Но однажды, делая со своим пятилеткой артикуляционную гимнастику на звук [л], я как-то придумала, что [л] - это парус от лодки. А к этой задумке сформировалась небольшая присказка: "Жил был мальчик, и однажды он решил поплавать на лодке. Но оказалось, что лодка без паруса не плывёт. Тогда мальчик натянул паруса и поплыл". Потом я предлагаю ребёнку сделать парус из языка, ставив его в положение произношения [л]. Ребёнок это делает и начинает при этом раскачиваться. Я его спрашиваю: "Ты чего?" А он мне отвечает: "Так я ж на лодке плыву, вот парус сделал и раскачиваюсь по волнам". Мне понравилось, что ребёнок быстро погрузился в игру, в воображении с лодкой. Покачалась вместе с ним по волнам. А потом говорю: "А теперь подул сильный ветер и парус затрещал". Ребёнок начал сильно дуть на язык, а его парус шмякнул, а не затрещал. Мы похохотали и постановили, что это мальчик ещё только учиться ставить паруса и плавать на лодке под парусами, а когда научится, тогда и парус затрещит, а язык зарычит звуком [р]. На этом и постановили. Через несколько дней мне пятилетка говорит: "Мама, мы сегодня с ребятами сорвали тихий час воспитательнице. Я просто ребят учил плавать под парусами и говорить звук [л]. Да что-то разыгрались". Так я сообразила, что детям надо не логопедические домашние задания давать, а учить их играть в новые артикуляционные игры-сказки. С тех пор прошло уже пять месяцев. Бывший пятилетка, нынешний шестилетка уже вовсю говорит и [л], и мягкий [л']. И ребят этому научил в садике. Сейчас он пытается зарычать и ждёт от меня новую игру-сказку на постановку звука [р], точнее никак не дойду до книги Фомичевой, чтоб черпнуть там вдохновение на сказку. Всё жду, когда он сам зарычит, от того, что до сих пор играет в парус и дует в него изо всех сил и дома, и в садике. Сам. Без мамы. Без логопеда. На днях я начала с шестилеткой тренировать ещё речевое дыхание для звука [р], но это уже другая история. Однажды расскажу.

--

Яна Терентьева, детский логопед и автор книг с лайфхаками для мам и пап