Кто имеет детей школьников, знают, что ВК сервисы в школьном образовании уже занимают одну из ведущих ролей.
Согласно последнего представленного отчёта, выручка за 9 месяцев 2023 года в образовательном сегменте выросла аж на 38%.
При этом в структуре выручке образовательные технологии занимают почётное второе место.
ВК не первые, кто решил обуздать рынок образовательных услуг!
На российском рынке можно выделить следующие образовательные экосистемы:
- Яндекс
- Skyeng
- Нетология групп
- Arzamas
- Постнаука
- Лекториум
- Getcourse
На рынке также присутствуют платформы МТС и Сбер, которые активно трансформируются в образовательные системы.
Борьба за местный российский рынок не будет таким уж легким занятием! Конкурентов полно!
Как с этим обстоят дела в мире?
Мировой объём рынка образования на данный момент составляет около 4,5–5,0 трлн. долларов, и в ближайшие время предполагается его увеличение до 6–7 трлн. долларов.
Доля онлайн курсов составляет около 3%, или 165 млрд долларов.
В США на данный момент самый крупный рынок (EdTech), но остальные
страны не уступают по темпам прироста в данной сфере, вследствие этого прирост в США стал замедляться на 4–4,5 % ежегодно.
Юго-Восточная Азия является вторым по величине регионом и набирает обороты гораздо быстрее США, около 17% за год. Эти страны в 2016 году обогнали Западную Европу почти в два раза и прирост составил около 11,7 млрд долларов против 6,8 млрд долларов.
Восточная Европа отстает от Западной по объему рынка, но зато быстрее набирает обороты (+17%). В странах Восточной Европы основным драйвером рынка считается Россия, где среднегодовой рост составляет от 17% до 25%.
Перспективы роста наблюдаемые в мире
Наибольший рост показывают компании, у которых создают и продают решения для образования и обучения, особенно построенные на симуляциях и игровых механиках. Например, доход по обучению языкам с помощью игр составил около 315,7 млн долларов.
Самыми перспективными на текущий момент по потенциалу роста являются:
- сегменты школьного образования;
- корпоративного образования;
- изучения иностранных языков;
- дошкольного образования;
- репетиторства.
Все эти сегменты также представлены в компании ВК!
Онлайн-образование смещается в сторону стирания языковых барьеров. Примером может послужить автораспознование речи с переводом в субтитры на языке пользователя, данную технологию машинного перевода и распознавания речи успешно применяет YouTube.
Да тут есть над чем поработать сотрудникам ВК. Тотже Яндекс уже давно умеет переводить YouTube с английского языка в своём браузере. Когда последний раз пользовался браузером "Atom" от ВК, он был совсем убогий! Даже не знаю, поменялось ли там что-нибудь координально в лучшую сторону!
Также становится перспективным направление создания общих образовательных пространств. Пользуются популярностью порталы и единые коммуникационные среды, позволяющие их участникам глубже общаться между собой, вовлекать других людей своего круга в процесс обучения.
Как писал выше, кто имеет детей-школьников, то уже давно с чатов WhatsApp перешли, в обязательном порядке, на чаты от ВК.
В высшем образовании, включая его онлайн-составляющие, укрепляется
тенденция на обучение в проектной работе.
По экспорту образовательных услуг
Никому не нужно доказывать, что в современной мировой экономике все более значимым становится рынок экспорта образовательных услуг! На практике это реализуется посредством применения образовательных онлайн-платформ.
Чтобы понять глубину нашей проблемы на этом поприще, можно привести пример США.
В США экспорт образовательных услуг составляет значительную часть в ВВП,
поэтому существуют как государственные, так и негосударственные организации, которые контролируют эту сферу и способствуют ее развитию.
В США экспорт образования представлен тремя наиболее популярными
платформами:
- Open edX – бесплатная интернет-платформа онлайн-курсов, основанная в
2012 г. В её рамках предоставляется бесплатное образование от лучших мировых университетов. Проект Open edX предназначен для высших учебных заведений, государственных организаций и предприятий любого размера. - Coursera – это онлайн-платформа для обучения, предлагающая проекты и
курсы по различным предметам. Платформа сотрудничает с университетами и компаниями, включая Amazon Web Services, Google и IBM. Пользователи имеют доступ к более чем 1600 бесплатных курсов и имеют возможность оплатить сертификат по окончании. - University of the People – первый бесплатный американский онлайн-универ-
ситет. Университет основан в 2009 году, аккредитован и признан Минобразованием США.
Рынок онлайн-образования в России находится в стадии активного роста и в общем объёме рынка занимает весьма скромные 1,1%.
Из наиболее перспективных и продвинутых проектов по онлайн-образованию
можно выделить:
- Универсариум (http://universarium.org/);
- Eduson (https://www.eduson.tv/);
- Uniweb (http://uniweb.ru/);
- Digital October (coursera.digitaloctober.ru);
- Хекслет (hexlet.org);
- Аргус-М (www.argusm-edu.ru);
- Eclass (http://www.eclass.cc/);
- Get2Know (http://get2know.ru/);
- Нетология (http://netology.ru/).
Как отмечают эксперты, информация о деятельности рынка онлайн-образования в России разрознена, поэтому достаточно трудно сформулировать точные выводы об экспортном потенциале образовательных услуг России.
При этом российские платформы мало чем отличаются от иностранных конкурентов.
Отсюда можно сделать вывод, кто задаёт драйвер развития, тот и снимает сливки! И главным сливкоснимателем остаются США!
Полагаю, что в ближайшие годы мы должны увидеть, как ВК ещё более укрепляется на российском рынке в образовательном сегменте, а также начало своей экспансии за рубеж, хотя бы в странах СНГ. Не хотелось бы, чтобы компания просто превратилась в проводника государственных инициатив в развитии цифрового образования и не более того!
---
Всё что было сказано выше, сугубо личное мнение автора и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией!