Найти тему
Телеканал ДОН 24

Ростовская фантастика вместо голливудской

Наконец-то! Вопрос: «Почему наши не могут снимать хорошую фантастику?» теряет актуальность. Ростовские кинематографисты представили вниманию широкого зрителя фильм «Цена доверия». Создатели во главе с режиссёром Максимом Куцем оттолкнулись от всемирно известной игры «S.T.A.L.K.E.R.», да так интенсивно, что от шутера (бродилки, в которой всё происходит от первого лица) остались только декорации и детали. Картина, снятая в золотых традициях отечественного кино, поглощает, погружает в вязкую атмосферу постапокалиптического мира. К середине фильма забываешь не только о том, что лица с экрана и пейзажи хорошо знакомы ростовчанам, но и том, что ты вообще-то находишься в зале, а не в тёмном лесу. Ну а для тех, кто уже пожелал увидеть «Цену доверия» своими глазами, небольшой спойлер – в конце материала вы прочтёте хорошую (очень хорошую) новость.

Официальный постер фильма
Официальный постер фильма

На показе присутствовали и фанаты игры «S.T.A.L.K.E.R.», и фанаты кино как такового. Поглощены происходящим были и те, и другие. И это не мои домыслы, а реплики из зала. В чем секрет? В том, что это – отдельно взятое произведение, где важен не только процесс просмотра, но и послевкусие. О фильме хочется думать, анализировать его, вспоминать кадры, фразы, персонажей, музыку.

Заброшки Ростова – локации для съёмок
Первое, что бросится в глаза ростовчанину, – полюбившиеся пейзажи. В том числе Парамоновских складов, которые так органично вписались в полуфантастическую вселенную заброшенной территории атомной электростанции. Зона, которая уводит разум всякого проходящего игру, также поселяется и в сердце зрителя. Зона живая, она мудрая, она жестокая, она губительна, она таит в себе легенды о сокровищах и надежды на счастье. И всем этим она прекрасна. Гуманизация Зоны стала возможна благодаря не только сценарию и режиссерским приёмам – операторская работа поистине оживила каждый заброшенный уголок.

Презентация фильма
Презентация фильма

Ценители советской школы операторского искусства оценят работу Альберта Гетманского. Каждый кадр – нужен. Не только для того, чтобы красиво расположить в нём все элементы, необходимые для движения сценария вперёд (с чем великолепно справлялись художники-постановщики Андрей Зинковский и Максим Ткаченко). Но и для того, чтобы создать атмосферу, передать состояние героев. По сути, Альберт просто манипулировал чувствами зрителя, заставляя его переживать именно те эмоции, которые нужны авторам. За что ему отдельное спасибо.

Альберт Гетманский в процессе
Альберт Гетманский в процессе

Покорители сердец
Конечно, основными медиаторами струн зрительских душ стали актёры. Четвёрка главных героев – профессиональные актёры Ростовского академического молодёжного театра, за плечами которых сотни часов работы и с театральным, и с телевизионным, и с кинозрителем. Ростовские театралы прекрасно знают творческий тандем Беланов – Овчинников. Такие разные по типажам, характерам и взглядам на жизнь актёры – любимчики публики и друзья по жизни.

Евгений овчинников в роли Сталкера
Евгений овчинников в роли Сталкера

Главный герой – типичный «хороший парень». Сложная задача – быть благородным 80 минут и не вызвать отвращения. Не все справляются. А наш справился. Высокий голубоглазый брюнет, Евгений Овчинников, смог весь фильм продержать внимание аудитории, показывая судьбоносный эпизод жизни сталкера, «которого все называют просто – Сталкер». «То есть персонаж настолько крут, что даже среди сталкеров он просто «Сталкер»», – отметил режиссёр фильма Максим Куц.

Не менее сложная задача – влюбить в себя зрителя, если ты отрицательный персонаж. Ах, какие крупные планы Сергея Беланова! Когда бармен в его исполнении смотрит на своего собеседника… На это можно смотреть бесконечно.

Слева направо: Овчинников, Куц, Беланов. В жизни Беланов - милейший человек
Слева направо: Овчинников, Куц, Беланов. В жизни Беланов - милейший человек

Глазами этот актёр говорит значительно больше, чем прописано по сценарию. Полюбившийся ростовскому зрителю как мастер комического эпизода, Сергей Беланов в роли Бармена вызывает весь спектр эмоций: от желания покарать персонажа за всё «хорошее» чем-то тяжёлым до искреннего сочувствия и твердого намерения скинуть деньги ему на карту по номеру телефона. Ну настоящий негодяй!

Александр Гайдаржи, привыкший к амплуа сердцееда, впервые примерил на себя амуницию, в которой нужно бегать, стрелять, драться. «Вот в этом фильме мне нравится работать», – сказал Александр режиссёру во время съёмок.

Александр Гайдаржи в роли Шустрого
Александр Гайдаржи в роли Шустрого

Как отметил Максим Куц, для него это стало мотивирующей фразой, которая помогла завершить картину. К слову сказать, мотивация была крайне необходима, ведь съёмки и постпродакшн начались два года назад, шли сложно и при очень скромном финансировании.

Вдохновляли также фанаты игры. Они воодушевляли своей всепоглощающей любовью ко вселенной «S.T.A.L.K.E.R.»: приходили во всеоружии – в собственных костюмах, на 100% соответствующих задумке авторов игры, со своим реквизитом и готовы были работать в кадре по 10-12-15 часов, наслаждаясь процессом (даже в 40-градусную жару. А мы помним, что они во всеоружии).

Фанаты игры на съёмках
Фанаты игры на съёмках

Стоит отметить, что женщина в кадре лишь одна, и та… артефакт (не совсем артефакт, но спойлерить не будем). Удивительный персонаж: неземной, холодный, отстранённый. Казалось бы, кто, кроме Тильды Суинтон, потянет? Но и здесь сработало импортозамещение. Актриса Ростовского молодёжного вписалась так, что казалось – в кадре нечто, созданное нейросетью. Аплодисменты.

«А были ли курьёзные моменты?»
Несмотря на серьёзную ноту, которую взяла на себя творческая группа, были на съёмках забавные моменты, которые так любят киноманы.

Пример. В каждом фантастическом блокбастере есть сцена, в которой кто-нибудь с воплем убивает кого-нибудь. Есть такой и в «Цене доверия». «Эпизод, где Алексей Тимченко кричит «Сдохни, тварь!», мы снимали раз 15, – вспоминает режиссёр Максим Куц. – Думаю, те, кто выгуливал собак на Можайских прудах или просто прогуливался там с детьми, запомнят этот день на всю жизнь».

Съёмка той самой сцены
Съёмка той самой сцены

Разряжали обстановку бродячие собаки – неизменные спутники заброшек.

Ну и не обошлось без чувства юмора исполнителей ролей всякой нечисти. Когда настал холодный октябрь, роль «Контролёра» – мутанта, способного воздействовать на мозг человека, – пришлось исполнять наполовину обнаженным. Никто не решался на такой шаг. Когда на съёмочной площадке за кадром кутались в куртки и шарфы, потенциальному актёру приходилось бы довольствоваться только брюками и гигантской маской жертвы генетических экспериментов.

Вызвался один из редакторов – Игорь Лаптев (что, в принципе, логично, ведь за плечами творческой личности множество студенческих театральных фестивалей). Пришлось ему не только щеголять голым торсом, но и утыкаться лицом в свежие говяжьи кишки, заботливо купленные на рынке режиссёром. Но, судя по фото, чувство юмора помогло справиться и с холодом, и другими тяготами рождения кино.

Ну и хорошая новость
Почему в самом начале было сказано о фильме как о том, который способен заменить голливудские блокбастеры? Потому что в нём есть то, что просто необходимо жителю нашей необъятной Родины, без чего просмотр фильма в голове россиянина превращается в убийство драгоценного времени. Голливуд может козырять компьютерной графикой, звёздами вселенского масштаба, многомиллиардными бюджетами и прочими приблудами. Наш зритель оценит, но всё равно без этого поставит кинопроизводителям двойку.

Режиссер Максим Куц за работой
Режиссер Максим Куц за работой

Реалистичные кровососы, мастерство вертолётчиков, захватывающие перестрелки, светящиеся артефакты – всё это не имело бы никакого значения, если бы в фильме не было смысла. Смысл – это то, что переводит кино из разряда индустрии в произведения искусства. То, что заставляет возвращаться к сюжету, анализировать действия героев, их мысли, перекладывать слова и сюжеты на реальную жизнь и находить в этом отражение. То, на что спокойно закрывают глаза на фабрике грёз, стало путеводной звездой создателей «Цены доверия».

Именно в поисках смыслов киногурманы посещают фестивали, закрытые показы и пересматривают гигабайты видеоконтента. И вот для их пытливых умов – свежая кровь.

Ростовчане готовят продолжение. На радость фанатам игры и новоиспечённым поклонникам «Цены доверия» (на показе они уже записались в актёры массовки).

Ну а для тех, кто ещё не видел картины, долгожданная хорошая новость – увидеть фильм можно будет на всех доступных видеоресурсах 23 ноября. Платить за просмотр не надо – авторы не гонятся за коммерческой выгодой. Всё для широкого зрителя. Так что и тут наши отличились.

Трейлер тут

В заключение хотелось бы отметить, что финальные титры прошли в полной тишине и завершились овациями. Некоторые снимали титры на видео. «Теперь я видел всё», – заключил режиссёр Максим Куц.

Автор текста:

Анна Глебова, главный редактор соцсетей телеканала "ДОН 24"