Найти тему
ЕЩЁ НЕ ВЕЧЕР

Женские судьбы: Майя Плисецкая -"Характер - это и есть судьба."

Майя Плисецкая - одна из гениальных балерин мирового балета, уникальная женщина со сложной судьбой и очень непростым характером. Она стала музой Родиона Щедрина, Мориса Бежара, Пьера Кордена. У нее были теплые дружеские отношения с Робертом Кеннеди, с которым они родились в один день - 20 ноября. У нее были миллионы поклонников во всех странах мира. Очень точно сказал о ней поэт Андрей Вознесенский:" Плисецкая - Цветаева балета, какая-то адская искра. Она гибнет-полпланеты спалит!" Кажется, блистательный успешный путь знаменитой советской примы-балерины,отмеченный многими правительственными наградами, включая звание Героя Социалистического Труда и лауреата Ленинской премии, сплошь усыпан розами, но в действительности на ее долю, начиная с самого детства, выпало немало тяжелых испытаний.
 Майя Плисецкая с родителями - Михаилом и Рахилью Плисецкими
Майя Плисецкая с родителями - Михаилом и Рахилью Плисецкими

Майя Плисецкая появилась на свет 20 ноября 1925 года в Москве. Она была старшей из трех детей в семье советского руководителя из числа новых выдвиженцев Михаила Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Мессерер. Хотя Рахиль была родом из семьи стоматолога, она как впрочем и все ее братья и сестры с фамилией Мессерер, выбрала кино и сцену, такова уж волшебная сила искусства. Мать Майи отличалась яркой восточной красотой, чего нельзя было сказать о дочери, худой, рыжеволосой, веснушчатой и очень своенравной. Склонность к танцам проявилась еще в раннем детстве, на девочку повлияли тетя и дядя Суламифь и Асаф Мессерер, которые были яркими танцовщиками и неплохими педагогами. Но в связи с переездами семьи по месту службы отца Майе долго не удавалось заниматься танцами профессионально.

Пока еще семья вместе и счастлива - Рахиль, Михаил, Александр и Майя Плисецкие
Пока еще семья вместе и счастлива - Рахиль, Михаил, Александр и Майя Плисецкие

С 1932 по 1936 год семья Плисецких жила на Шпицбергене, где отец работал сначала руководителем концессии АРКТИКУГОЛЬ, а затем- генеральным консулом СССР. Именно на Шпицбергене Майя впервые успешно выступила в самодеятельной балетной постановке и затаила мечту стать балериной, как дядя и тетя. В 1937 году счастливая и благополучная жизнь дружной семьи Плисецких закончилась. Во время "большого террора" отца арестовали по чьему-то доносу, больше семья его не видела. На беременную Рахиль Плисецкую, у которой на тот момент было уже двое детей - 12 летняя Майя и 6 летний Александр оказывалось сильное давление, от нее требовали показаний, что ее муж шпион, изменник и участник заговора против Сталина. Этого Рахиль сделать не смогла, слишком любила и еще очень надеялась, что несправедливый подлый оговор будет опровергнут. Но увы, ничего такого не произошло, меньше чем через год строптивую жену "изменника Родины" вместе с грудным ребенком - сыном Азарием, выслали в Казахстан, в лагерь с загадочным названием АЛЖИР( Акмолинский лагерь жен изменников Родины).

 Асаф и Суламифь Мессерер были не последними танцовщиками в Большом театре
Асаф и Суламифь Мессерер были не последними танцовщиками в Большом театре

Чтобы старших детей не забрали в детский дом, их усыновили родственники: Майю удочерила тетя Суламифь Мессерер, а Александра - дядя Асаф Мессерер, оба танцевавшие в Большом театре. Так Майя вплотную познакомилась с профессиональным балетом. Хотя Девочке не исполнилось еще 8 полных лет, ее приняли в балетный класс Московского хореографического училища, природный талант, способность схватывать все на лету и горячее желание стать балериной победили. Период жизни в семье тети Майя вспоминала с двойственным чувством: с одной стороны Суламифь спасла племянницу от возможной гибели и помогла найти себя и свой путь в жизни, но характер у нее был очень тяжелым. Да и у кого в балете, особенно у педагогов и наставников вы видели легкий характер?

 Сколько грусти в глазах этой девушки, еще почти ребенка
Сколько грусти в глазах этой девушки, еще почти ребенка

В учебе и жизни помогал природный талант и умение все схватывать на лету. Майе танец давался легко, ей не надо было стоять часами у станка, она выделялась среди ровесниц статью, которая сочеталась с необыкновенной легкостью. Она танцевала, как дышала, легко, непринужденно и грациозно. В 1943 году после успешного окончания Московского хореографического училища, где ее педагогами были Елизавета Гердт и Мария Леонтьева, Майя была принята в труппу Большого театра. Здесь она долгие годы посещала класс Асафа Мессерера, родного дяди, который обращался с племянницей очень деликатно, щадил ее, почти не делал замечаний. Увы, это не шло на пользу делу, ведь постоянные замечания во время балетных тренингов - это самое главное в развитии и становлении хорошего артиста и плохо, если некому сделать такие замечания и указывать на ошибки.

 Всю жизнь Майя Плисецкая жалела. что ей мало удалось поучиться у Агриппины Вагановой
Всю жизнь Майя Плисецкая жалела. что ей мало удалось поучиться у Агриппины Вагановой

Когда молодой Плисецкой дали роль в двойке виллис в балете ЖИЗЕЛЬ, ей впервые удалось репетировать с Агриппиной Вагановой, гениальным педагогом Ленинградского хореографического училища. Ваганова отличалась строгостью, требовательностью и даже придирчивостью, но именно этого и не хватало Майе, которая, по ее собственному признанию была рассеянной и несколько ленивой. Затем был период, когда Ваганова вела класс усовершенствования солистов в Большом театре и Плисецкая с удовольствием посещала все занятия строгой и требовательной наставницы, которая впрочем полюбила молодую балерину, отмечая ее талант и индивидуальность, ласково называя ее "рыжей вороной". Всю жизнь Майя Плисецкая жалела, что ей довелось мало работать с гениальным педагогом Вагановой, показавшей ей, что не только талант, но и ежедневный кропотливый труд может стать увлекательным и творческим.

Майя Плисецкая в начале сольной карьеры в Большом театре
Майя Плисецкая в начале сольной карьеры в Большом театре

Талант, упорство и настойчивость сделали свое дело, скоро имя Плисецкой стало известно любителям балета, а затем и широкой публике - она стала солисткой Большого театра. Майя создала свой неповторимый стиль, отличающийся графичностью, страстью, остротой и законченностью жеста и позы, что было особенно важно в создании трагедийных балетных образов. Те счастливчики, которым повезло увидеть Плисецкую на сцене, не могли забыть ее трагически запрокинутую голову и необыкновенно выразительные руки. Ее исполнение УМИРАЮЩЕГО ЛЕБЕДЯ, ставшего ее визитной карточкой, является безусловным шедевром, пожалуй лучшим на мировой сцене, далеко превосходящим первое исполнение русской балерины Анны Павловой. Не смотря на успех у публики карьера, да и личная жизнь молодой балерины складывалась совсем непросто. Первый брак с партнером по сцене Марисом Лиепой быстро распался, а строптивый характер дочери репрессированного "врага народа", ее высокая самооценка и неприязненное отношение к представителям "опекающих" органов привели к тому, что прима-балерина стала невыездной на долгие 16 лет.

Наконец Майя нашла достойного и любимого мужчину, стала его музой
Наконец Майя нашла достойного и любимого мужчину, стала его музой

Главная встреча в жизни Майи Плисецкой случилась в доме Лили Брик, музы Маяковского. Видимо действительно была в этой женщине какая-то необъяснимая магия любви. Родион Щедрин был тогда молодым (на 8 лет моложе Майи), не очень известным композитором. Эта встреча стала для обоих судьбой, а их любовь главной на всю жизнь. Не особенно считавшаяся со строгими советскими правилами Майя сначала не настаивала на официальной регистрации брака. Но после нескольких эпизодов, когда их отказывались селить в один гостиничный номер, пришлось все-таки поставить штампы в паспорта, жизнь стала проще и легче. Замужнюю приму Большого театра стали выпускать на зарубежные гастроли, ведь дома в СССР оставался муж. Родион Щедрин обладал гораздо более спокойным и дипломатичным характером, не смотря на более молодой возраст, в щепетильных ситуациях он проявлял мудрость, тактичность, способность убеждать оппонентов, сглаживать острые моменты.

 Стильная молодая прима-балерина любила изысканные наряды и украшения
Стильная молодая прима-балерина любила изысканные наряды и украшения

Это был поистине кармический брак, 57 лет полной гармонии и счастья. Майя стала не только любимой женщиной, но и музой композитора, вдохновив его на создание таких шедевров как КАРМЕН-СЮИТА, АННА КАРЕНИНА, ЧАЙКА. В свою очередь участие в этих балетах продлило сценическую жизнь Майи на многие годы, ведь балерины уходят на пенсию в 38 лет, а Плисецкая покинула пост солистки Большого театра в возрасте 65 лет. В свой 70 летний юбилей она дебютировала в хореографической постановке Мориса Бежара АВЕ МАЙЯ, а в 1991 году станцевала УМИРАЮЩЕГО ЛЕБЕДЯ на гала-концерте в ее честь в Санкт-Петербурге. В день ее 80летия западные журналисты писали:" Она была и остается священным чудовищем балета, последним утверждением театрального гламура, ярким маяком в мире тускло мерцающих талантов". Как выразительно и точно сказано! Получив возможность ездить по миру с гастролями, прима Большого театра Плисецкая изменила мир балета своим собственным неповторимым стилем, внося в каждую роль элементы драматизма и эротики. В течение ряда лет она была признана международной суперзвездой и "кассовым хитом по всему миру". Ее успех превосходил успехи таких звезд как Рудольф Нуриев, Наталья Захарова и Михаил Барышников.

Майя Плисецкая. Рудольф Нуриев и Михаил Барышников
Майя Плисецкая. Рудольф Нуриев и Михаил Барышников

Во времена холодной войны между США и СССР, когда отношения были "на грани", Плисецкой удалось способствовать смягчению напряженности между странами. Дело в том, что находясь с гастролями в США, она познакомилась и подружилась с семьей Роберта Кеннеди, младшего брата президента США, в 1962 году посетила их поместье в Кейн-Коде. Роберт Кеннеди и Майя Плисецкая родившиеся в один день - 20 ноября 1925 года, стали хорошими добрыми друзьями. Роберт преклонялся перед талантом Майи, а она считала его умным благородным и абсолютно честным человеком. Эта дружба поспособствовала потеплению взаимоотношений между США и СССР, что отметил даже советский лидер Н. С. Хрущев.

 Супружеская и творческая пара - Майя Плисецкая и Родион Щедрин
Супружеская и творческая пара - Майя Плисецкая и Родион Щедрин

Все эти годы Родион Щедрин был не только мужем, любимым мужчиной, творческим партнером, но и ангелом-хранителем Майи Плисецкой. По ее собственному признанию ему пришлось перенести и вытерпеть много драматических перипетий, в которые попадала любимая жена по своей легковерности, нетерпеливости и прямолинейности. Выдающийся и востребованный советский композитор, написавший музыку к многим советским фильмам и спектаклям, он продлил век Плисецкой на сцене, написав для нее КАРМЕН, АННУ КАРЕНИНУ, ЧАЙКУ, ДАМУ С СОБАЧКОЙ. Для многих мужчин, с кем ее сталкивала работа, Майя была не только гениальной балериной и привлекательной женщиной, но и музой, вдохновляющей на творческие изыски.
Хореографы Альберто Алонсо, Ролан Пети и Морис Бежар ставили для нее новые балеты, модельеры Ив Сен-Лоран и Пьер Корден сочиняли необычные в балете костюмы для новых спектаклей. Плисецкая умела дружить сама и ценила дружбу талантливых и преданных людей.

После ухода из Большого театра Майя Плисецкая как хореограф занималась постановкой балетов в Испании, Италии, Германии и других странах. В последние годы жизни она полностью посвятила себя мужу, популярному и широко востребованному композитору Родиону Щедрину, его карьере и творчеству, всюду сопровождая во время многочисленных гастролей по всему миру. Теперь она стала в их браке ангелом-хранителем.

 Памятник балерине Майе Плисецкой  в Москве на улице Большая Дмитровка
Памятник балерине Майе Плисецкой в Москве на улице Большая Дмитровка

Плисецкая ушла от нас в мае 2015 накануне своего 90 летия. Через год, в день рождения гениальной балерины в Москве, на улице Большая Дмитровка, недалеко от Большого театра в сквере, названном ее именем, был открыт памятник выполненный скульптором Виктором Митрошиным. Майя Плисецкая изображена в образе своей любимой героини КАРМЕН. Бунтарский дух обеих - и героини, и балерины передан очень точно.

Если будете в центре Москвы, обойдите вокруг Большого театра и зайдите в скверик Майи Плисецкой. Я уверена, не пожалеете.

#Великие балерины #балет и мода#семейные истории#интересные факты