Найти тему
Сергей Таль

Костёр

Это рассказ с нестандартной структурой повествования. Здесь параллельно идут три линии: телефонные разговоры двух друзей, эпизоды подкаста о "плохих" книгах и ключевые отрывки из романа в жанре темного фентези.

***

— Да, але.

— Паш, привет.

— Привет.

— Есть одна просьба, ты мог бы в своем подкасте мою книгу разобрать?

— Воу, чего? Ты книгу написал?

— Ага.

— Э-э-э, ты серьезно? Ты ведь в курсе, что у меня за специфика?

— Ну да, мне подходит. Я понимаю, что многого прошу. Я не обижусь, если ты откажешься.

— Хм… Давай, может, встретимся, пивка попьем, обсудим твою писанину бездарную?

— Давай.

— Я тебе перезвоню сегодня вечером, окей?

— Хорошо.

— Пока.

***

Всем привет! С вами бесплодный графоман Паша и мой подкаст «Костер», где я рассказываю о плохих книгах. В прошлый раз у нас закончилась серия, посвященная культовому произведению «Атлант расправил плечи», где свои метафорические плечи расправила Алиса Розенбаум (она же Айн Рэнд), а также раздвинула свои метафорические ноги для своего метафорического избранника — капитализма. Роман этот был бы вполне добротным произведением, если бы так явно не претендовал на философскую ценность и глубину. По сути, это подростковое чтиво: яркое, увлекательное, с отчетливым привкусом максимализма и большой обиды на общество. В общем, кому интересно, включайте «Костер» пять выпусков назад.

А что же мы будем ругать сегодня? Признаюсь сразу, это будет начало необычной серии. Дело в том, что на днях мой приятель Валентин дописал свою первую книгу и попросил меня сделать обзор. При этом он в курсе, что я тут не просто критически разбираю всю эту писанину, а топчу в грязных сапогах даже самые значимые произведения. Вот и решил я пойти ему навстречу и растоптать его драгоценную мечту стать писателем. Впрочем, он сам попросил, да и для вас что-то новое.

Перед тем как начать читать, я хочу познакомить вас с автором. Нет, он не здесь, но я про него скажу пару слов. Валя человек одинокий, а все оттого, что не эмпат. Общество для него — пугающая, непредсказуемая стихия. Короче, он тот еще аутист. Зачем я так жестоко тут про него говорю? Во-первых, это правда, он сам это понимает и иронизирует по этому поводу, во-вторых, мне показалось, что в этом вся суть его творчества. Я вообще считаю, что подавляющее большинство писак — это либо эмпаты-графоманы, либо аутисты. Первые пишут импульсивно посты ВКонтакте на пару абзацев, чтобы подрочить на пару сотен лайков, а вторые пишут пару сотен страниц и кидают в костер. Или приносят мне в «Костер». Вообще, все пишут говно, нужно только найти своих говноедов.

Ну что, начнем? Приятного аппетита.

В Безымянном городе никто уже не помнил, как приходит лето. Казалось, Светлая Мать оставила своих смертных детей и лишь наблюдает с высоты их агонию. Люди забыли, как просыпается природа после зимней спячки и как выглядят живые цветы. О последнем потеплении говорили лишь безумные старики, чья живучесть вызывала недоумение у всей округи. Теперь большинство не доживали и до половины возраста тех, кто помнил талые ручьи. Но из каждого правила есть исключения, и Ледяной гигант, без сомнения, был исключением из многих.

Люди болтали, что он не чувствует холода, может рассечь камень ударом кулака, а кожа его тверда как металл…

Так, окей, тут у нас дальше все про этого гиганта продолжается. Вкратце: он гибрид Терминатора и Деда Мороза, который мрачно прокрастинирует в перерывах между убийствами бандитов, которые сами напрашиваются.

Есть еще описание города в больших количествах.

Уже несколько десятков лет никто не пытался поддерживать порядок в Безымянном городе. Он был огромен, но в конце концов люди полностью переселились из центра к окраинам, ведь только в лесу, прилегавшем к городу со всех сторон, можно было добывать пропитание. Все забыли, что такое закон и деньги. Мужчина должен был защищать свою семью, а если не мог, то им всем скоро приходил конец. Людоедство стало обычным делом среди бандитов, которые заняли территории ближе к центру города и время от времени грабили жителей окраин, забирая все, что можно употребить в пищу, включая самих жителей. Люди сходили с ума в умирающем мире, где нет иных целей для человека, кроме выживания.

В общем, город явно не в топе по комфорту проживания. Тут дальше еще много описывается, какой он красивый и величественный, так что в туристических целях можно посетить.

Когда-то всем здесь управляло могущественное семейство Венценосных, жившее в замке в самом центре города, но когда все поняли, что лето уже не вернется, ворота замка были закрыты, а связь с правителями утеряна…

Ну и дальше еще несколько страниц в том же духе. Забыл сказать, что книга называется, внезапно, «Ледяной гигант». Тут, кстати, даже картинки есть, но не обольщайтесь, это не творение профессионального художника, Валя мне признался, что он их сгенерировал с помощью искусственного интеллекта. Это заметно сразу: души в них нет, зато лишние пальцы у людей встречаются регулярно. Впрочем, довольно качественно местами, нужно отдать должное, технологии развились. Хотя до восстания машин еще далеко, если только шестипалые кисти рук не считать этаким маленьким бунтом.

Еще, я заранее извиняюсь перед любителями изысканной словестности, стиль у моего друга, откровенно говоря, хромает, но я ему сразу сделаю скидку, потому что это дело наживное, если содержание стоящее.

А теперь вернемся к эмпатии, а точнее, к ее отсутствию. Я заметил, что повествование ведется как будто издалека. Автор не приближается к этим несчастным, не заглядывает к ним во двор, не спрашивает имен и не различает лиц. Он как ведущий новостей, рассказывающий зрителям о страшной катастрофе в другой стране. А все почему? Правильно, ему плевать. Он не в состоянии понять чужую личную трагедию, а значит, и написать неспособен, он берет масштабом.

Конечно, это только начало, и вы можете возразить, что, наверное, позже будут персонажи, но я почти уверен, что кроме Гиганта нам никого не раскроют. Если бы Хемингуэй никогда не ходил на рыбалку, то не написал бы «Старик и море», грубо говоря. Валя никогда с людьми толком не общался, он даже фильмы почти не смотрит, а из книг предпочитает какую-то дичь наподобие этого же «Ледяного гиганта», то есть бредятину низких жанров. Еще он геймер, как несложно догадаться. Если судить по его увлечениям, то он получается ходячим клише.

Вы, наверное, меня сейчас осуждаете? Я же чувствую, как вы качаете головами и цокаете языками. Валя — мой друг, я знаю, что его может задеть, а что нет. Я ничего такого не сказал, что бы его расстроило. Я искренне считаю, что при всем этом стереотипном наборе качеств задрота Валентин интересный, по-хорошему особенный человек. Тем не менее, чтобы написать что-то стоящее, этого недостаточно. Фэнтези, фантастика, ужасы, детективы — все это низкие жанры, а если вам это нравится, значит, вы еще не доросли до серьезной литературы. Эти жанры рассчитаны на работу примитивных механизмов психики, поэтому они популярны. Если вы со мной не согласны, вытрите слезы и ищите другой подкаст.

На этом сегодня все. Что-то я разозлился. Пойду позлюсь немного сам с собой.

***

Всем привет! Как кто? Да Пашка это! Не узнали? Серьезно? Разыгрываете меня, наверное? А нет, это я вас разыгрываю. Я выпил немного просто перед эфиром. Одно пиво. Четыре раза. С кем? С Валентином пили. Книгу его обсуждали. И вот ведь удивительный он человек, я ему говорю всякие гадости про его детище, а он только улыбается и про всякие детали расспрашивает с горящими глазами, будто ему неважно, что я скажу, лишь бы просто поговорить об этом. Если бы, например, я сам что-то вдруг написал (не дай бог, конечно, но чисто гипотетически) и какой-то товарищ стал мне в лицо о моем философском романе так говорить, то я бы растерзал такую мразь на месте, как тигр. Р-р-р-р-р!

Так, ладно, это «Костер», я Паша, мы сегодня продолжаем читать «Ледяного гиганта». Напомню, что в прошлый раз мы остановились на описании города и героя. Тут у нас все по-взрослому, мрачно и готично, так что включите фоном Evanescence. Поехали.

Когда Ледяной Гигант появлялся в городе, было видно, что он пытается отыскать что-то или кого-то. Он блуждал среди покрытых толстой коркой льда домов, отражая пугливые взгляды местных. Он с мрачной задумчивостью рассматривал храмы Светлой Матери и ее дочерей, храмы, где никто уже не взывал к милости святых матриархов. Шли годы, люди умирали от голода, от холода, от рук других людей. Баланс между жизнью и смертью в Безымянном городе был нарушен давным-давно. И вот настал момент, когда для жителей окраин все было кончено.

О, религия какая-то вырисовывается. Хм, «матриархи»? Я не уверен, что есть такое слово, хотя и вполне понятно, что имеется в виду. Тут дальше еще какая-то «кровавая сестра» упоминается как богиня красоты. И вот ведь какая штука, в серьезном произведении подобные религиозные вещи остаются, как правило, просто метафорами, но тут, я уверен, все эти божества существуют реально и появятся потом ex machina.

Ледяной Гигант застал самый конец сбора кровавого урожая. Ему была безразлична эта трагедия, но что-то заставило его вмешаться. Он направился прямиком ко входу в храм, где собрались испуганные и уставшие убийцы-людоеды. Один из них, вероятно, лидер шайки, выступил вперед и хотел что-то сказать, но тут же был схвачен Гигантом, который без промедления одним рвущим движением лишил его руки и проломил череп. Отбросив оторванную руку, Гигант с силой швырнул труп в первого попытавшего бежать бандита, чем сразил его наповал. Второго беглеца он с легкостью настиг сам и размозжил его голову о стену храма. Оставшиеся трое выбежали, услышав шум, чтобы встретить неминуемую гибель от рук непобедимого и беспощадного врага. Все было кончено.

Ледяной Гигант осмотрелся, вокруг лежали трупы, он убедился, что в живых никого не осталось. Храм кровавой богини возвышался над залитой кровью улицей. Гигант решил зайти внутрь, для него это было впервые, раньше он никогда не заходил в здания, когда оказывался в городе. Переступив порог, он почувствовал, как кровь в его жилах будто закипела. Никогда он не чувствовал такой сильной боли, из его глаз потекли густые багровые ручейки. Тем не менее он дошел до самого алтаря, оставляя кровавые следы. Гнев наполнил его, он обратил взгляд к статуе Кровавой Сестры, и голос его прогремел: «Что это?!»

Мм, жесть пошла. Довольно быстро Валя от жителей избавился, впрочем, понятно почему. Ему не хочется возиться с реальными трагедиями вплотную, как я уже говорил. Но это, кстати, правильно для него, пусть лучше пишет о том, что ему ближе… о расчлененке.

Так, что там дальше? О, диалог даже есть какой-то!

У костра сидели трое и глодали кости. Сложно было отличить одного от другого, они все были худые, грязные, замотанные в куски кожи и меха, перетянутые веревками. Они о чем-то спорили. Голоса у них были очень хриплые, говорили они с трудом.

— Это всем известно, если проколоть сердце, то человек сразу умирает!

— Я своими глазами видел, как девка трепыхалась с ножом в сердце, пока я не вытащил его и не воткнул ей в глаз.

— Да, нужно обязательно вытаскивать, чтоб кровь пошла.

Один из бандитов сплюнул.

— Дрянное мясо у них стало!

— Да, а я вот помню, когда бледные только пришли и я впервые попробовал молодую девицу на вкус, вот это было угощение! Теперь они там все совсем иссохли.

— Если бы не бледные, мы бы еще раньше этого зверья с окраин иссохли. Я слышал, там почти никого больше не осталось. И что же нам теперь придется делать? Друг друга жрать?

— Эй, заткнись! Они что-нибудь придумают.

— А ты уверен, что им есть до нас дело? Мы все эти годы приносили им жертвы, а теперь никого не осталось, кроме нас. С чего бы им нас щадить? Никто не сможет справиться с бледным, его и вдесятером не одолеешь.

— А ведь он прав. Бежать нужно. В лесах укрыться. Город давно проклят, людям тут жизни уже нет.

Ну и тут опять гигант всех порвал. В общем, хватит на сегодня читать, давайте ругать. Накручивает Валентин слишком сильно. Тут ведь амплитуда нужна. Как дальше он собирается меня шокировать, когда для гиганта расчлененка уже рутиной стала. С другой стороны, какие-то «бледные» появились, а значит, наверное, будут просто враги у гиганта сильнее, и в этом получится амплитуда. Я просто привык читать серьезные произведения без всякой сверхъестественной муры, и если там случается какая-нибудь расчлененка, то к такому моменту половину книги ведут, чтобы он прогремел как следует. А все потому, что в жизни это нифига не обыденное явление. Я считаю, это по-детски, если честно, весь этот мрачняк и всякая жесть. Возвращаясь к амплитуде, совершенно не обязательно повышать амплитуду за счет расчлененки. Фокус в том, чтобы создать такую плотность деталей, эмоций и атмосферы, чтобы даже обычная ссора основных персонажей могла задать лихой вираж повествования. Все это должно быть аутентично, чтобы максимально погрузить читателя в состояние сопереживания. А о какой аутентичности идет речь, когда у нас тут рвут людей направо и налево, людоедство в порядке вещей и все это приправлено сверхъестественной чепухой?

Мальчишки и девчонки, я считаю, что у литературы есть миссия. Ее миссия в пропаганде гуманизма. И чтобы эффективно внедрять идеи человеколюбия в умы читателей, необходимо заставить их сопереживать. А все, что написано с другой целью, — это баловство и графомания. Поэтому, Валентин, у меня для тебя плохие новости.

Что-то я утомился, пойду спать, пожалуй. Почитайте Толстого и Достоевского, ребятки, чтобы понять, о чем я тут говорил. Это вам домашнее задание, завтра проверю.

***

— Але.

— Привет, это я, твой друг Паша. Узнал меня? Узнал Пашку, друга своего закадычного?

— Да, ты у меня записан в контактах.

— Как жизнь?

— Ну… так.

— Ты говорил, что к врачу пойдешь, сходил?

— Да.

— Ну и чего сказали?

— Какая-то опухоль в голове.

— Жесть… И какой прогноз?

— Пока еще не разобрались, есть ли смысл оперировать.

— Бля, звучит мрачно…

— Ага.

— Ты как вообще, нормально, держишься?

— А что мне остается? Нужно подождать окончательного решения врачей, так-то еще не все потеряно вроде.

— Печально, братишка. Надеюсь, все хорошо будет у тебя. Если нужно поговорить, то ты звони.

— Спасибо.

— Давай, поправляйся. Пока.

***

Привет всем! Паша здесь, вы спасены. Мы начинаем очередной выпуск «Костра» и продолжаем серию, посвященную книге под названием «Ледяной гигант» за авторством моего товарища Валентина. Да, вот такой у нас тут междусобойчик. Но потерпите еще пару выпусков, и мы возьмемся за что-нибудь другое, за какое-нибудь говно типа «Игры в бисер» Гессе.

Итак, чтобы вас не мучить, я решил проскочить немного вперед по сюжету. Дело в том, что после той расправы над бандитами гигант очень долго шел к следующему храму. Да, там были и персонажи, и события, и описания, но кардинально ничего не менялось. Персонажи все плоские и проходные, события незначительные, разве что атмосфера интересная получилась, но и все. Проблема тут в том, что все это никак не влияло на гиганта и его путь. Это были вроде бы препятствия, но на самом деле такие слабые, что герой совершенно не изменился, преодолев их.

Какой тут урок можно вынести, друзья? События и персонажи — это не картошка в магазине, которую вы кидаете в мешок, чтобы получился определенный вес. Они должны быть как ингредиенты в изысканном кулинарном шедевре, убери что-нибудь, и блюдо испорчено. Но кто я такой, чтобы вас учить? Да и кто вы такие? И что вообще происходит? Бр-р-р!

Так. Я отвлекся. Давайте все-таки немного почитаем. Я тут до бледных добрался, так что…

Он вошел в главный зал, идол Светлой Матери возвышался в центре. Гигант осекся, ожидая того, что случилось с ним в храме Кровавой Сестры, но ничего не почувствовал. Прямо у изваяния стоял человек, на нем была черная мантия. Он стоял лицом к своему гостю, его лысая голова была наклонена, и мертвенно-серый цвет кожи бросался в глаза. По нему не было видно, что он хоть немного испуган. Ледяной Гигант был весь в крови и уверенно двигался прямиком к незнакомцу.

— Ты хочешь умереть?

Человек не ответил, только поднял голову и встретился взглядом со свирепым чужаком. Глаза у него были ярко-желтые с черными зрачками, а лицо не по-человечески искажено в какой-то зловещей гримасе. Гигант с разбегу нанес первый удар и промахнулся, разбив угол основания монумента вдребезги, враг был сверхъестественно быстр. Оглядевшись, Гигант увидел, как его соперник замер прямо над ним, повиснув на статуе. Его странный, по-змеиному шипящий голос раздался с высоты.

— М-м-м, так это ты… Ты тот, кто убивает моих ручных зверьков. Ну ничего, я не в обиде, друг мой, ведь в эти дни лишь смерть им уготована. Конец людей близок, но ты, ты другой, я вижу. Кто ты, что ты?

— Я смерть твоя.

Короче, денек у того парня выдался не самый удачный, а дальше тут богиня появляется и объясняет гиганту, что нужно делать. Вообще, наш дружище ищет ответы какие-то о своем происхождении, как я понял. У него амнезия или типа того, вот эта «светлая мать» и пообещала ему те самые ответы в награду за выполнение квеста. Блин, это как компьютерная игра.

Прикольно, что гигант вообще неуязвимый. Сначала я думал, что это тупо, но сейчас мне нравится предвкушать, как очередной зазнавшийся злыдень неожиданно для себя отхватит люлей. Это довольно простой прием, но действенный все равно. Видите, похвалил друга своего. Вообще, Валя — молодец, делает то, что может, с тем, что имеет.

Согласно истории Безымянного города, в начале была только Светлая Мать, парящая в пустоте. И вот однажды она родила свою первую дочь — Червеедку. Дочь ее была столь уродлива, что Мать создала землю и велела ей укрыться в недрах. Червеедка обладала божественной силой и подарила земле жизнь. На поверхности расцвели растения и расплодились животные. Увидев это, Светлая Мать возрадовалась и подарила Червеедке трех сестер. Второй дочерью Светлой Матери стала красавица со странными глазами, третьей — мрачная всезнающая дева, а четвертой — смертное дитя. И велела Мать всем остальным дочерям оберегать свою смертную дочь. И каждая принесла смертному дитяти свой великий дар. Красивая дочь дала свою кровь и стала с тех пор для людей Кровавой Сестрой. Мудрая дочь — прошептала секрет познания и стала Шепчущей. А Червеедка подарила смертной сестре мужчину, чтобы он защищал ее, и вместе они продолжили род людской. Последним повелением Светлой Матери было сокрытие божественных дел от смертных. И стала Кровавая Сестра невидимой, Шепчущая приняла облик человеческий, а Червеедка навсегда ушла глубоко под землю. Сама Мать воспарила над землей, чтобы наблюдать за творением своим и дарить свет.

Вау, прям целую мифологию придумал. Серьезно, я удивлен. Я бы даже сказал, что я возрадовался. В общем, довольно выразительно, нужно отдать должное. Забавно, что женщины тут в центре всего. Современные агрессивные феминистки оценили бы. Но гиганта тоже нужно было женщиной сделать. Получилось бы интересное сочетание, такой жестокий и мрачный мир, а все персонажи — женщины. С другой стороны, как раз под надзором этих богинь из этого мира ничего путного и не вышло. Лучше бы им на кухню… Я шучу, конечно. Все женщины — богини! Каждой женщине по безымянному городу!

И все-таки прикольно получилось. Это как современный голливудский римейк Ветхого Завета. Тут не женщину из ребра мужчины сделали, а мужчину женщине какой-то червяк подарил. Ну и мудрая богиня — гадина, как я уже догадался, потому что злодей что-то про шепот и знания говорил. Устроить геноцид — это ведь так мудро.

Кроме шуток, мифология получилась оригинальной. Вот такие детали нужны. Если дальше они будут нормально вплетены в сюжет, то читать будет интересно. Конечно, я тут Валентину опять накидываю баллов по блату. Я думал, совсем говно будет, а тут не совсем. Короче, что хочу, то и делаю, мой подкаст, а не ваш. Я ведь чувствую, как скривились ваши лица в неодобрении. Хватит! Я ухожу. Завтра поговорим.

***

— Да.

— Привет. Ну, что там врачи сказали по итогу?

— Неоперабельная…

— То есть как? Типа ничего нельзя сделать? Что за дичь?

— Там просто все запущено уже, удалить нормально не получится.

— Ну и что, а по-другому как-то лечить не вариант?

— Нет.

— Да как так-то?!! Может, в другую больницу тебе? Может, врачи тупые просто?

— Это одна из самых передовых онкологических клиник в стране, считается.

— Сказали, что дальше будет?

— Ты имеешь в виду, сколько мне осталось?

— Сколько?

— Несколько месяцев.

— Так, а ты сейчас там, в больнице?

— Да. Еще неделю, а потом выписывают. Сказали: «Побудьте с близкими».

— Давай я сегодня вечером заеду, пивка попьем?

— Можно, наверное.

— Я наберу, как освобожусь.

— Ладно.

— Пока.

***

Где там моя любимая книжка? А вот же она! «Ледяной гигант», всем рекомендую. И Валентин, дружище мой, у него потенциал. Еще немного слов об авторе этого шедевра нужно сказать. Знаете, какой он? Он особенный человек, а я в говно сейчас.

Помню случай один, мы сидели в баре, и я пытался объяснить ему, в чем суть одиночества. Я разложил для него по полочкам свою теорию о том, что люди сходятся благодаря общим страхам. Суть в том, что люди, когда чего-то боятся, пытаются как-то компенсировать свой страх. Например, люди, которые боятся быть непривлекательными, очень много времени и сил уделяют своей внешности и сходятся с такими же гламурными существами, как они сами, чтобы их страх был оправдан, чтобы им чувствовать себя нормальными. Или эрудиты, которые боятся быть глупыми, которые читают тонны книг, ходят в театры и филармонию, лишь бы чувствовать себя частью интеллигенции и оправдывать свое занудство обширными познаниями. Все эти программисты с шарфами и очкастые работники институтских кафедр, которые сбиваются в кучки, чтобы поиграть в настольные игры, которые бросают вызов их интеллекту. Так вот, чтобы найти своих людей, нужно просто заглянуть в себя, найти свой основной страх и определить свой образ жизни через компенсацию этого страха. Получается, что одинокие люди — это те люди, которые просто недостаточно боятся.

И Валя мне сказал тогда, что он не понимает, как люди могут так бояться. Он понимает животный страх, страх высоты, простые примитивные чувства, но не может понять что-то такое сложное, как страх показаться глупым или непривлекательным. Он сказал, что нельзя так «сложно бояться», что это бессмысленно. Примитивный страх может спасти тебе жизнь, а сложный ее отравляет. Людей должны объединять общие интересы, а не страх.

И вроде бы банальность, но я тогда осознал, какую убогую теорию я пытался ему втереть просто потому, что был в плохом настроении. Я тогда сильно Валю зауважал. Потом мы потрахались, но это уже совсем другая история…

Так, о чем это я? А, мы же «Ледяной гигант» читаем.

Он провалился. Падение было недолгим. Вслед за ним в подземелье проник свет и осветил несколько фигур в странных вычурных одеяниях, окруживших Гиганта. Оглядевшись, он увидел четырех человек и знакомые жуткие выражения лиц, если их можно было назвать лицами, скорее это были морды. Это были бледные. Кто-то зловеще посмеивался, кто-то по-змеиному шипел. Однако в этот раз это были женщины. Одна из них обратилась к неожиданному гостю с интересом:

— О, не человек! Как мило, останемся без угощения, но кто же ты тогда и что ты ищешь?

Гигант в угрожающем тоне озвучил вопросы, на которые ему было поручено найти ответы:

— Что стало с городом? Куда пропала дочь нашей Светлой Матери, которая жила в земле?

Змееподобные женщины разразились отвратительным хохотом…

И тут гигант им отвесил люлей.

Ох уж эти змееподобные женщины, Вале всегда не везло с ними. Помню, я все пытался его знакомить с девушками, на тусовки звал, но ведь он же не от мира сего, не умеет он в эти игры играть. Всем этим бабам нужно, чтобы гниль была в человеке, чтобы он желчью плевался, ведь это так романтично.

Оставшиеся три существа дико завизжали и скрылись в темноте. Гигант значительно уступал им в скорости и даже не попытался устроить погоню. Он был в ступоре и вопрошающе глядел на отверстие в потолке, откуда пробивался свет.

— Ответь, богиня, что мне делать? Следовать за ними? Что это за твари?

И Светлая Мать отвечала:

— Да, воин, ты нашел тот след, что должен привести к ответам. Последуй за чудовищами, и приведут тебя они туда, где дочь моя. В награду за дела твои я подарю тебе воспоминание о том, когда ты только стал собою, как сейчас. Чужая плоть была началом нового пути, и скорбью наполняется мой дух, когда я вижу, что тогда свершалось.

После этих слов в памяти Ледяного Гиганта будто начало оттаивать что-то давно забытое и страшное. «Чужая плоть» — это болезнь, бушевавшая незадолго до холодов. Люди, пораженные ей, постепенно теряли свою плоть, она сгнивала прямо на живых. При этом никто не испытывал боли, только бесконечный ужас от вида отвратительных дыр на своем теле, через которые можно было увидеть свои органы и даже прикоснуться к ним. Безумие приходило намного раньше смерти. В телах живых людей заводились черви, иногда размером с ящерицу, и было видно, как они копошатся под кожей, пожирая уже потерянную человеком плоть.

Гигант вспоминал ужасные картины хаоса, поглотившего город, и как он скитался среди всего это отчаяния не в силах что-либо сделать. Уже тогда он был чужаком, лишенным памяти, устрашающим великаном, но это было начало его пути как Ледяного гиганта, он каким-то образом знал, что до Чужой плоти все было иначе.

Жуть, конечно. Каждый автор пишет о том, что у него самого в душе. Блин, что-то меня мутит.

***

— Всем привет! Это «Костер», с вами Павел, и у меня для вас сюрприз. Сегодня здесь со мной автор «Ледяного гиганта» собственной персоной! Прошу любить и жаловать, Валентин!

— Здравствуйте, друзья. Очень рад.

— Скажи, Валя, тебе не страшно было отдавать свое детище в «Костер»? Ты ведь знал, чем я тут занимаюсь.

— Нет, страшно не было. Дело в том, что я уже все это написал, и твои слова не сделают «Ледяного гиганта» лучше или хуже. Тем не менее я всегда ценил твое мнение, и мне интересно было, что ты скажешь.

— Эх, дружище… Конечно, без проблем, все для тебя, братишка. Давай, кстати, почитаем тогда немного. Мы тут уже довольно близко к концу подошли. Мы в замке Венценосных.

Ледяной Гигант вошел в зал. Вокруг было пусто, огромное пространство безразлично обволакивало чужака. Когда-то здесь проводились важные встречи, знать со всего города собиралась у трона, чтобы решать важные вопросы градоуправления под надзором и наставлением Венценосных. Здесь также проводились городские торжества для избранных, и все присутствующие чувствовали себя на вершине пирамиды власти, на расстоянии вытянутой руки от божественного сияния. И они протягивали руки к стеклянному потолку зала в момент появления небесного света, пребывая в безобразном экстазе ослепшего тщеславия.

Но теперь там была лишь пыль, жадно покрывавшая изысканные поверхности, и лишь скорбь необратимого опустошения отзывалась в замысловатых рельефах. В центре стоял трон, он был расположен на возвышении, и к нему со всех сторон поднимались ступени.

— Мне нравится. «Безобразный экстаз ослепшего тщеславия» звучит круто, но мне нужно время, чтобы осмыслить… Это типа когда мастурбируешь на свою докторскую диссертацию прямо на защите, на глазах у комиссии?

— Ахахаха! Ну да, что-то такое.

— Вообще, ты так описываешь людей, что их не жалко.

— Да, я так и хотел. Я хотел, чтобы безысходность была с самого начала и до конца.

— Печально все это. Ладно, давай дальше.

Гигант всматривался в это чуждое ему окружение и вдруг заметил, что с потолка на трон соскочила огромная странная фигура. Он пригляделся и увидел, что это было что-то наподобие гигантского насекомого. Наполовину паук, наполовину скорпион, вот только вместо лап насекомого у него были человеческие руки, а вместо жала на конце скорпионьего хвоста была человеческая голова.

Тварь не спеша опустилась на трон и обратила свой взор в сторону Ледяного Гиганта. В этот момент он заметил, что голова у нее на хвосте женская. Красивое лицо, длинные волосы и полностью залитые чернотой глаза создавали жуткий контраст, человеческого и демонического. Раздался женский голос, очень громкий и с неестественным металлическим отзвуком:

— Ну здравствуй, ты, могучий странник! Что привело тебя сюда, о, чудное создание?

Существо будто бы заигрывало с Гигантом, его тон был подобен тону падшей женщины, зазывающей мужчин. И похоть, как яд в паучьих жвалах, пропитала ее голос. Гигант медленно, но уверенно двигался к ней, ничего не отвечая.

— Ах, какая прелесть, и ведь не человек, но все-таки мужчина. Ну не молчи, так скучно мне теперь и здесь.

Гигант подошел к трону, остановился у ступеней и заговорил:

— Расскажи мне всё. Кто ты? Что случилось с богиней, что в земле?

Чудовище улыбнулось коварной улыбкой.

— Ну что ж, теперь я наконец смогу историю свою поведать. И что за слушатель, отрадно мне! Так слушай, великан.

— Ух, какая баба! Кто был прототипом этого персонажа? Танька твоя?

— Ахаха! Нет, просто персонаж такой. Развращенный властью и тщеславием, опять же.

— Ну я и говорю — Танька. Чем она только не развращенная.

— Паш, не нужно про нее…

— Окей, окей, мужик. Поехали дальше.

Из рассказанной истории Ледяной Гигант узнал причины гибели Безымянного города. Тварью, восседавшей на троне, была Артерия Венценосная, последняя правительница людей, одержимая идеей вечной молодости. Когда-то она была человеком, страх старости и смерти беспощадно мучил ее разум. Без устали искала она секрет божественной вечности, и вот однажды тайна ей была раскрыта. Рецепт требовал кровь подземного божества — Червеедки. Артерию это не остановило, по ее приказанию под замком был выкопан огромный колодец, и когда червь проползал через него, ловушка захлопнулась и его подняли на поверхность. Эликсир из крови Червеедки был изготовлен, его испробовали Артерия и другие Венценосные. Оставалось только ждать и наблюдать. Однако в первую очередь проявился один побочный эффект, о котором никто не подозревал. Всем, кто попробовал божество на вкус, необходимо было продолжать принимать эликсир, иначе с ними начинали происходить жуткие метаморфозы, как телесные, так и ментальные. Венценосные сходили с ума и превращались в монстров. Страшным итогом стала смерть Червеедки. Артерия от недостатка эликсира обратилась в жуткую тварь, ворвалась в клетку, где находилось измученное божество, и убила его. Со смертью Червеедки земля стала остывать, и хоть Светлая Мать продолжала дарить свет, этого было недостаточно. Ворота замка были закрыты, и холодное отчаяние окутало Безымянный город.

— Блин, прикольно, на самом деле. Все типа сходится постепенно. Круто ты придумал так историю параллельно рассказывать. Получается объемное повествование.

— Спасибо. Приятно слышать, только не нужно меня жалеть, хорошо?

— Брат, я искренне говорю, ты о чем?

— Ладно, давай дальше, а то что-то я уже устал немного.

Ледяной Гигант терпеливо выслушал историю Артерии. Его разум в тот момент едва ли мог быть шокирован чем-либо подобным. Он не чувствовал себя частью всего этого, одним из людей, жителем Безымянного города. Он был безразличен к судьбе людей, но что-то в глубине его сознания все-таки взбунтовалось, какое-то смутное представление о справедливости.

— Венценосные стали бледными, и вы питаетесь людьми? — грозно вопрошал Гигант.

— О, воин, неужели ты так мало понял из всех тех слов моих? И бледные, и люди — все это неважно. Ведь я убила божество и стала им сама! Так приготовься встретить смерть и возгордись, что примешь ее от меня!

Артерия набросилась на Гиганта и повалила его на пол, прижав всеми своими шестью руками, которые произрастали из ее уродливого тела насекомого. В следующий миг она вонзила жвалы ему в грудь, а ее голова нависла прямо над его головой.

— Потерпи, милый друг, не долго осталось, сейчас ты встретишь свое сладкое забвение, я позабочусь о тебе.

Тварь высунула свой змеиный язык и прошлась им по лицу поверженного врага. Тело Гиганта было ранено, но яд не подействовал на него, и плоть была так тверда, что рана оказалась недостаточно глубокой, чтобы повредить жизненно важные органы. Ярость ворвалась в его разум.

— Кто ты, чтобы остановить меня, насекомое! Ты не божество, умри!

И тут последняя из Венценосных впервые почувствовала простой человеческий ужас, когда Ледяной Гигант вытащил ее мерзкие клещи из своей груди и выдрал из ее паучьего тела. Чудовище отскочило, но, не успев ничего ответить, было схвачено великаном за скорпионий хвост и повалено на пол. После этого в голову Артерии посыпались один за одним могучие удары. Ледяной Гигант был так неумолим в своей ярости, что остановился только тогда, когда обнаружил, что вместо головы чудовища его кулаки сокрушали каменный пол и повсюду валялись куски сухой бледной плоти.

— О, да… Получила эта мразь! У меня даже мурашки по коже. Смотри! Не веришь? Вот!

— Верю, верю, это круто, спасибо.

— Если тебе отдохнуть нужно, то просто расскажи концовку своими словами и закончим.

— Да, давай. Там после расправы над Артерией великану является Шепчущая, третья дочь Светлой Матери. Она возвращает ему память, и он вспоминает всю свою историю. Как выясняется, именно Ледяной Гигант стал разносчиком «Чужой плоти». До этого он был обычным человеком, но по приказу Артерии его использовали в ритуале выведения страшной болезни. В результате он потерял память и стал таким неуяз…

— Эй, Валя, Валя, ты чего?! Эй, кто-нибудь, врача, врача!

***

Мрачная дева подплыла к великану.

— Открою тебе последнюю тайну, воин. Не только ты над пропастью забвения завис, а весь твой род уже последние мгновения считает. Те люди, что бежали ранее от ужасов, что в центре воцарились, все мертвы. Замерзли, и оголодали, и погибли. А те, что с черными сердцами творили зло по указанию чудовищ, все получили по заслугам, их тоже больше нет. И даже бледные мои марионетки, все от твоей руки погибли. Как кстати. И скоро ты, мой одинокий странник, последней каплей мерзкого дождя бесследно растворишься в океане вечности.

Гиганту было все равно. Он достиг своей цели, он не искал счастья, не искал другой жизни, не искал будущего. Он искал свое прошлое, и он нашел его. Спокойно и безразлично он отвечал:

— Вот ты, пусть божество, а говоришь как все. Не человек я, не тревожит меня будущий конец. Я все нашел, зачем сюда пришел, и ты напрасно нарушаешь тишину.

Но Шепчущая жаждала зловещего триумфа, она тщетно желала увидеть отчаяние в глазах Ледяного Гиганта.

— И все же знаешь ты не все. Конец людей — моя заслуга! Артерия хотела вечной молодости, и она знала, что помочь ей только я смогу. Болезнь ту она выпустила, чтобы меня призвала наша Мать на помощь жалким людям, как это было с первого рассвета среди нас заведено, что я являюсь людям в самые их страшные мгновения, чтобы помочь. Но вас я ненавижу, и тошно мне смотреть, как копошитесь вы в своих страстях нелепых. И я пришла к Артерии и обманула Венценосную, чтоб та убила гадкую сестру мою, которая дарила вам тепло и жизнь. И все, и вам конец! А ты, Гигант, что получил ты в путешествии своем? Узнал свою ужасную судьбу и что тебе осталось лишь умереть последним? Ты был марионеткой, был частью замысла Артерии, потом помог и мне. Умри теперь, ты жил, чтобы вас всех не стало.

Но и тут безразличием поразил он коварное божество:

— Я лишь поставил цель, и я ее достиг, теперь мне ничего не нужно более, я рад покинуть этот мир.

Шепчущая скривилась в злобной ухмылке. Вдруг позади нее из пустоты возникли две фигуры. Одна из них источала яркий свет, а вторую сопровождал кроваво-красный ореол. Это были высшие божества Безымянного города. Светлая Мать вынесла свой грозный вердикт:

— Дочь, все дела твои теперь известны мне, и пусть страданием полна моя душа, намерена тебя я уничтожить.

Ошеломленная Шепчущая в ужасе хотела что-то прокричать, но тут же растворилась в воздухе без следа. Из вертикальных глаз Кровавой сестры потекли густые слезы. Главная богиня продолжала:

— Я вижу этот мир, он обречен. Он как ручей засохший, бездыханный отпечаток. Но я готова к новому началу, там, где те ошибки я не повторю, и вас с собой я в этот новый мир возьму. Ответь мне, воин, встанешь ли со мною ты, чтобы идти туда, где будет все иначе?

Но гигант не ответил. Он стоял застывший, глаза его не двигались, дыхание замерло. Его путь был окончен.