В 2023 году российские активы немецкого концерна Bosch в городе Энгельсе приобретены многопрофильным холдингом S8 Capital. Уже через три месяца после смены собственника, предприятие вывело на рынок премиальную линейку свечей зажигания – под новым брендом METEOR. О позиционировании нового бренда («экс-Бош») и состоянии российского рынка автозапчастей журналу Движок рассказал генеральный директор компании - Александр Ковальчук.
Производство свечей зажигания под брендом Метеор размещается на прежних мощностях концерна Bosch, который ушел из России. Все ли осталось на заводе по-прежнему, с момента приобретения новым собственником? И подвержено ли производство санкционным ограничениям?
Весной 2023 года три предприятия концерна Bosch в Энгельсе, а это заводы по производству свечей зажигания, котлов отопления и электроинструмента перешли под управление холдинга S8 Capital. Наш завод по производству свечей был ведущим в концерне Bosch, а продукция предприятия поставлялась более чем в 150 стран мира. На заводе были внедрены: производственная система и международная система менеджмента качества, а также новые технологии, которые работают уже на российском ПО и продолжают успешно применяться при изготовлении свечей зажигания уже под новым брендом METEOR. Например, благодаря технологии применения сплавов из драгоценных металлов - снижается износ электродов, а уникальная технология непрерывной лазерной сварки, обеспечивает механическую прочность соединения и теплопроводность. Это позволяет минимизировать потери металлов и значительно увеличивает срок службы свечи зажигания. На заводе ООО «Энгельс Свечи зажигания» (Метеор Auto) сохранено все оборудование, а производством занимаются те же специалисты, что и в Бош. Собственно, благодаря этому, буквально через три месяца после смены собственником, мы вывели на рынок нашу премиальную линейку свечей зажигания - METEOR. При этом, наш завод по-прежнему продолжает производить свечи зажигания под хорошо известным на рынке брендом ЭЗ.
Что касается ограничений – еще до введения санкций завод активно занимался локализацией производства для обеспечения бесперебойных поставок свечей зажигания на российский рынок. Наше предприятие имеет собственную службу разработки, изготовления и ремонта оборудования и запчастей, поэтому зависимость от санкционных ограничений низка, тем более что для поставок уникальных компонентов уже найдены решения.
Как бы вы охарактеризовали свечи зажигания под брендом METEOR? Как вы его позиционируете и в каком ценовом сегменте планируете реализовывать продукцию? Справедлив ли тезис, что если эти свечи выпускаются там же, где когда-то выпускал концерн Bosch, то и качество их не хуже? Сможет ли производитель свечей зажигания METEOR использовать какие-либо разработки немецкой компании в дальнейшем?
Бренд METEOR – единая торговая марка для промышленных активов холдинга S8 Capital, в число которых входят лифты, свечи зажигания, котлы отопления, электроинструменты. Наше подразделение по производству свечей зажигания теперь называется METEOR Auto, а свечи, которые мы выпускаем – это премиальный продукт, сопоставимый с зарубежными аналогами, при этом ниже по цене. Качество этого продукта полностью соответствует международным стандартам, а в будущем, мы планируем, превзойти их.
Аудитория свечей зажигания под брендом Метеор – это автовладельцы, ценящие качество и стремящиеся приобрести товар, который прослужит долго и не доставит проблем в эксплуатации. Многие наши технологии в разное время разрабатывались вместе с двигателями ведущих мировых автомобильных брендов и прошли испытания годами.
Свечи зажигания METEOR могут устанавливаться в автомобилях различных марок для обеспечения максимальной производительности и экономии топлива.
В ассортименте есть 3 линейки: черная, синяя и зеленая, в зависимости от используемых сплавов, и каждый автовладелец сможет подобрать свечи зажигания, подходящие именно его автомобилю.
Зеленая — базовая линейка.
Синяя — усовершенствованная линейка свечей зажигания с увеличенным сроком службы.
Черная — самая современная премиальная линейка с электродами из сплавов драгоценных металлов (платина, иридий и др.).
Как будет продвигаться продукция бренда METEOR? Как сейчас осуществляется взаимодействие с дистрибьюторами и будет ли собственная дистрибуция?
Сегодня мы имеем действующие контракты с ключевыми игроками рынка автомобильных запчастей. Наш многолетний опыт работы с ними и успешный старт продаж в 2023 году подтверждает правильный выбор модели дистрибуции.
В рамках ребрендинга и запуска свечей зажигания под новым брендом METEOR мы провели на нашем заводе Дилер-саммит, который посетили 50 владельцев и топ-менеджеров компаний-дистрибьюторов автозапчастей из России, Республики Беларусь, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Армении, Азербайджана и Кыргызстана. У клиентов была отличная возможность убедиться, что компетенции, оборудование и технологии, освоенные во время сотрудничества c концерном Bosch, позволяют ООО «Энгельс Свечи зажигания» (METEOR Auto) разрабатывать и производить продукт, не уступающий по характеристикам и качеству ведущим мировым аналогам.
Многие наши дистрибьюторы имеют развитые инструменты цифровых продаж, программы лояльности, организуют мероприятия для своих клиентов и т.п. Здесь мы ведем активную работу по предоставлению всех необходимых материалов для успешного продвижения продукции, а также планируем с ними индивидуальные мероприятия, которые обеспечат поддержку продаж свечей зажигания METEOR. Кроме того, мы самостоятельно организуем и проводим акции на федеральном уровне для клиентов не только свечей зажигания под брендом Метеор, но и по свечам бренда ЭЗ - давно знакомого и завоевавшего доверие у потребителей.
Так, с сентября 2023 года мы запустили индивидуальное обучение для наших клиентов, которое проходит как в оффлайн, так и в гибридном формате для обеспечения необходимой компетенции у торгового персонала. В 2024 году планируем запустить регулярные онлайн-вебинары с подготовленным графиком проведения для всех желающих, которые будут полностью (что сейчас является довольно редким явлением) посвящены разным темам и направлениям, касающимся исключительно свечей зажигания.
Какие планы у бренда METEOR на ближайшие годы? Какую долю рынка должны занять эти свечи? Кого в нынешних условиях вы видите своими главными конкурентами?
— Мы стремимся занять не только рынок автомобильных свечей зажигания — в нашем портфолио также есть индустриальные свечи для больших промышленных двигателей, используемых в ГПУ (газопоршневых установках) или ГПА (газопоршневых агрегатах). Наш завод уже сегодня производит и поставляет свечи в фирменные сети послепродажного обслуживания — прежде всего я говорю о поставках свечей зажигания для АО «Лада-Имидж», крупнейшего игрока на рынке и нашего надежного партнера. Вторичный рынок свечей зажигания в России — это, конечно, и магазины, и СТО, и палатки на известных авторынках страны.
Мы постоянно работаем над расширением ассортимента и детально прорабатываем предложение свечей зажигания для малых двигателей. Уже в первом квартале 2024 года запланировано существенное расширение ассортимента свечей зажигания для бензопил, газонокосилок и другой техники с малыми ДВС.
В зоне наших интересов — не только российский рынок: у нас отличные перспективы на рынках стран СНГ и рынках дружественных стран. Всем ключевым игрокам хорошо знаком наш завод, они уверены в нас как в производителе с точки зрения и надежности, и ресурсов для разработки свечей зажигания для новых двигателей внутреннего сгорания. Например, мы уже прорабатываем специальное предложение для китайских автомобилей.
У свечей, произведенных в России, есть своя история успеха в этих странах, со многими владельцами компаний-дистрибьюторов у нас сложились прочные деловые отношения.
Уверен, что они тепло примут свечи зажигания под брендом Метеор.
Глобально, наша цель – быть первыми в отрасли.
Какова сегодня ситуация на российском рынке автозапчастей в целом и в сегменте свечей в частности в свете ухода крупных мировых брендов? Как влияет на наш рынок распространившаяся практика создания дистрибьюторами собственных торговых марок (СТМ), а также наплыв Noname-брендов из Китая и с Ближнего Востока?
— За последний год на рынке свечей зажигания, действительно, появилось много новых брендов. Сегодня практически любой предприниматель может создать собственную торговую марку, в том числе благодаря возможностям параллельного импорта. С одной стороны — это здоровая конкуренция, но с другой — высокий риск покупки контрафакта или просто некачественной продукции. Наши свечи, например, производятся в соответствии с «Техническим условиями» и при этом полностью соответствуют ГОСТ Р 53842-2010. Соответствуют ли этим стандартам свечи, продаваемые под различными СТМ, утверждать наверняка нельзя.
Еще один аспект сегодняшнего рынка автозапчастей — ввоз в Россию свечей западных и японских производителей через страны СНГ, Турцию, Китай, ОАЭ. Они покупаются на условиях 100%-ной предоплаты, сроки их поставок нередко превышают три месяца. Ассортимент при этом нестабилен, как и логистические цепочки. В силу этих причин дистрибьюторы продают такие свечи по завышенным ценам. Ну а окончательный выбор, как всегда, остается за покупателями.
История завода 1942
Основан «Завод керамических изделий». Он изготавливал фарфоровую лабораторную посуду для оборонной промышленности, параллельно осваивая технологии производства изоляторов для свечей зажигания.
1958
Завод стал основным поставщиком автоизоляторов для машиностроительных предприятий страны.
1960
Начало серийного выпуска свечей зажигания. Со временем Энгельсский завод автотракторных запальных свечей стал головным предприятием СССР, выпускающим свечи зажигания для всех типов автомобилей и тракторной техники, малогабаритных двигателей, а также энергетических установок и газокомпрессоров. Кроме того, в производственную линейку предприятия входили изделия из технической керамики.
1996
Предприятие вошло в концерн «Роберт Бош ГмбХ».
2017
Завод стал головным предприятием концерна по производству индустриальных свечей зажигания.
2023
Российские активы концерна Bosch в Энгельсе были приобретены многопрофильным холдингом S8 Capital. В периметр сделки вошли 100%-ные доли трех предприятий группы Bosch: завода по производству свечей зажигания, завода по производству котлов отопления и завода по производству электроинструментов. C 1 сентября продукция выпускается под брендами METEOR и ЭЗ.
Фото: пресс-служба Meteor Auto