Родившийся в Нижнем Новгороде мальчик Алеша Пешков рано узнал, что такое нужда. Не зря для публикации первого своего произведения он выбрал псевдоним Горький.
Это слово, которым можно охарактеризовать его сложное, полное побоев детство, и юность, полную скитаний и сиротского одиночества. Читая его автобиографические произведения, нельзя не проникнуться к этому человеку состраданием. Так открыто и бесстрашно он рассказывал о своих горестях и маленьких радостях, будто протягивая всего себя на раскрытой ладони.
Сначала посудник на корабле, затем ученик в иконописной мастерской, помощник пекаря – он мечтал поступить в университет.
Первым, кто признал его способности, но раскритиковал творчество, был писатель Владимир Короленко. Он в пух и прах разнес написанное Горьким произведение и заявил, что чтобы стать писателем, нужно обрести жизненный опыт. И тот отправляется этот опыт получать, путешествуя по России.
В конце августа 1891 года в ходе своих скитаний будущий великий писатель побывал на территории Краснодарского края. Именно в этот период краеведы в своих работах упоминают первое посещение Горьким Армавира: «В конце сентября 1891 г., проходом из ст. Лабинской во Владикавказ, вокзал Армавира посетил «странствующий по Руси мещанин А. Пешков». Небольшой город на юге произвел на него приятное впечатление. Особенно он отмечал радушие и самобытность местных жителей. Но надолго в Армавире он, увы, не задержался.
За следующие шесть лет Пешков-Горький поднялся на литературный Олимп. Очень много писал. Его «Песня о соколе» быстро приобрела колоссальную популярность у комсомольцев.
В 1897 году готовится к печати первый сборник «Очерки и рассказы» Максима Горького.
Корней Чуковский и Владимир Набоков не верили, что босяк, сын мастерового мог написать столь неплохое произведение. К слову, именем Максим он подписывался в память об умершем отце.
Поддержал и оценил творчество Горького Антон Павлович Чехов.
Но в 1899 году Горького высылают за пропаганду революционных идей, из ссылки его возвратят только через несколько лет благодаря заступничеству и хлопотам литературного сообщества того времени.
Постепенно он уходит от образа «босяка» и простого парня. Всё чаще его видят в дорогих костюмах, слышат в его речи отказ от нарочитого «оканья», которое, впрочем, было частью прошлого образа, а не присущей ему чертой. Горький поддерживает революционные идеи и Ленина.
Так, постепенно пришел час первой русской революции, гимном которой стала его «Песнь о буревестнике».
Следующее упоминание о пребывании Горького в Армавире находим в его рассказе «В ущелье» 1913 года.
В рассказе описываются истории, происходившие с ним в 1891 году, когда Горький служил ночным сторожем на строительстве железной дороги Беслан–Петровск. Однако «В ущелье» нельзя считать документальным очерком, это лишь художественное произведение, основанное на том самом приобретенном писателем опыте.
В 1915 году Максим Горький пишет письмо редактору газеты «Отклики Кавказа» Михаилу Дороновичу. После личной подписи писателя в письме была оставлена приписка:
«Газету вашу знаю. Но вы очень обяжете меня, если станете посылать ее мне по адресу:
Мустамяки, Финляндской железной дороги.
Этим вы знакомили бы меня с жизнью Северного Кавказа».
На родине он продолжает активно заниматься писательством, выпускает газеты и журналы.
Умер Максим Горький 18 июня 1936 года в поселке Горки (Московская область) при загадочных обстоятельствах. Ходили слухи, что причиной его смерти стало отравление и многие в этом обвиняли Сталина. Однако эта версия так и не подтвердилась.
Сейчас многие жители Армавира активно интересуются творчеством Горького. В городе установлен памятник «босяку» и «богачу», основоположнику социалистического реализма, номинанту на Нобелевскую премию в области литературы.
Одна из улиц города также носит имя великого писателя.
Горький стал легендой, которую писал сам, с первых дней своей жизни. Легендой, чье появление в небольшом южном городе до сих пор порождает множество догадок и интерес местных жителей.