Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Потерянный горизонт (1937, США, приключенческий / фантастика): Ла-ла-ла, Шангри-Ла!

За десять лет – с 1936 по 1946 г.г. – Фрэнк Капра снял восемь фильмов, ставших классикой и сделавших своего создателя одной из ключевых фигур Голливуда. Среди этих фильмов – "Потерянный горизонт", экранизация фэнтезийного романа английского писателя Джеймса Хилтона.

Фильм стал самым крупным проектом "Коламбии пикчерс", работа над которым заняла год. В павильонах студии была создана таинственная страна Шангри-Ла, придуманная Хилтоном.

Рональд Колман играет английского дипломата, писателя-гуманиста Роберта Конвэя. Конвэй руководит эвакуацией европейцев из китайского городка, где, видимо, происходит какой-то "красный террор". Вместе со своим братом он занимает место в последнем самолете. Кроме них на борту также четыре человека: некий загадочный фамильярный тип, женщина, палеонтолог, ну и, собственно, китайский пилот. Вопреки ожиданиям, самолет доставляет их отнюдь не в Шанхай, где Конвэя должен забрать американский крейсер и доставить в Лондон для новых карьерных свершений (ему прочат должность министра иностранных дел).

Кадр из фильма "Потерянный горизонт" (1937)
Кадр из фильма "Потерянный горизонт" (1937)

Самолет летит на запад, в сторону Тибета, и терпит крушение среди заснеженных шеститысячников. Прямо посреди "белого пятна". Сейчас, конечно, трудно поверить, что еще совсем недавно над нашей планетой не кружились спутники, не было интернета и гугловских карт.

Блаватская, Рерих и другие небезызвестные личности искали в "белых пятнах" Гималаев страну Шамбалу – место жизни суперлюдей, которым известны тайны человеческой и нечеловеческой жизни и эволюции. Шангри-Ла Хилтона – это Шамбала в "европейском" стиле, основанная европейским миссионером. Прообразом миссионера, очевидно, послужил легендарный пресвитер Иоанн (здесь сразу вспоминается забавный постмодернистский роман Умберто Эко
"Баудолино"). За двести лет миссионер Хилтона каким-то образом превратился в Верхновного Ламу, однако само государство Шангри-Ла, хоть его жители и придерживаются христианских принципов кротости и смирения, не является ни христианским, ни буддистским. Оно вообще не является теистическим. Здесь, избегая борьбы за место под солнцем, люди живут долго и счастливо.

Кадр из фильма "Потерянный горизонт" (1937)
Кадр из фильма "Потерянный горизонт" (1937)

Вскоре выясняется, что самолет летел в Шангри-Ла неслучайно. Конвэй необходим Верховному Ламе…

Художники-декораторы создали впечатляющий облик зеленой страны, защищенный от снегов и холодов огромными горами. Здесь солнечно и тепло, отличный климат. Архитектура – европейская. Немного классицизма, немного тибетщины. В интерьерах порой проскальзывает что-то японское.

Веселые, жизнерадостные жители Шангри-Ла катаются на лошадях, поют песни и купаются в реках и озерах. Одним словом, рай на земле. Но героев фильма, вырвавшихся из жестокого евроазийского мира, пережившего революционные потрясения и находящегося в преддверии Второй мировой войны, эта благодать как-то смущает…

Кадр из фильма "Потерянный горизонт" (1937)
Кадр из фильма "Потерянный горизонт" (1937)

Фильм-утопия Капры сделан выразительно, и хотя сейчас он кажется довольно наивным, необходимо помнить о том, что вот эта вот сердечная наивность и проникновенная гуманность – фирменный стиль Капры. Благодаря этому драматические эпизоды в фильмах Капры выглядят мелодраматично, но зато производят безотказный эффект.

Режиссерская версия "Последнего горизонта" длилась 6 часов. Для предпремьерного показа фильм был урезан до 3,5 часов. Но даже эти меры оказались недостаточными. Катастрофические результаты поллов побудили Капру сократить фильм до 132 минут, а впоследствии его сокращали снова и снова, пока не осталось в общей сложности около 100 минут. В 1967 году кинопрокатный оригинал фильма длиною в 132 минуты был утерян.

В 1973 Американский киноинститут начал рыскать по архивам всего мира, разыскивая уцелевшие копии. Звуковую дорожку удалось найти в целости и сохранности, однако некоторые сцены были утрачены навсегда, — в восстановленной версии фильма вместо этих кадров (общей длительностью около семь минут) используются фотографии. В том же 1973 году, следуя магии цифр (если поменять последние две цифры местами, то вместо 1937 получится 1973), отсняли римейк "Последнего горизонта". Римейк, сделанный в жанре мюзикла, не встретил понимания ни у зрителей, ни у критиков.

Кадр из фильма "Потерянный горизонт" (1937)
Кадр из фильма "Потерянный горизонт" (1937)

Оценка: 6,5 из 10.

Режиссер: Фрэнк Капра
Сценарий: Роберт Рискин (по роману Джеймса Хилтона),
Оператор: Джозеф Уолкер,
Композитор: Дмитрий Тёмкин,
Музыкальный редактор: Макс Штайнер,
Продюсеры: Фрэнк Капра, Гарри Кон.

В главных ролях: Рональд Колман, Джейн Виатт, Эдвард Эверетт Хортон.
В ролях: Джон Ховард, Томас Митчел, Марго, Изабель Джуэлл, Х.Б. Уорнер, Сэм Джаффе.

Награды:
2 "Оскара" — лучший художник, лучший монтаж..

Интересные факты о фильме:

  • Бюджет фильма составил 1,5 миллиона долларов — в два раза больше, чем суммарный бюджет прочих фильмов студии "Коламбия пикчерс", вышедших в том же году.
  • Фильм снимался в лос-анджелесском складе льда, где в распоряжении Капры было 13 000 квадратных метров пространства, охлаждаемого трубами с аммиаком (общая протяженность труб составляла 4 мили). Оператор картины испытывал больше трудности, поскольку из-за статического электричества аппаратура выходила из строя.
  • Цензорский совет штата Калифорния потребовал от "Коламбии" целых два письменных подтверждения под присягой, что грудь дублерши Джейн Уайатт в сцене купания будет чем-нибудь прикрыта. Подтверждения были присланы, однако дублерша купалась совершенно голой. Впрочем, сцена снималась дальним планом, поэтому все равно ничего не видно.
Кадр из фильма "Потерянный горизонт" (1937)
Кадр из фильма "Потерянный горизонт" (1937)

Читайте также на моем канале:

Фрэнк Капра. Режиссера Голливуда
Владимир Гордеев24 ноября 2023