Еще в середине XIX века Английский проспект от набережной Мойки до Офицерской улицы был практически не застроен. Первые дома появились здесь в конце 1860-ых годов. В самом начале XX столетия один из управляющих российско-американским резиновым производством, Генрих фан дер Пальс, приобретает на проспекте участок для строительства одного из самых изящных дворцов Санкт-Петербурга.
Генрих фан дер Пальс распорядился снести все постройки на приобретенном участке и по проекту брата своей супруги, В. Ю. Иогансена, был выстроен новый особняк.
Северный фасад был выполнен в четыре этажа и предназначался под различные служебные помещения. Внизу располагалась квартира управляющего, на первом этаже – кухни и буфетные, на втором – балкон и лакейские столовые. Над ними находились комнаты для прислуги. Каждое помещение имело собственную вентиляцию.
Внутренний конюшенный двор был построен в голландском стиле. Владелец особняка был родом из Голландии и занимал должность Голландского консула в Петербурге. Ему хотелось иметь в своем Петербургском доме частичку родной страны. Здесь сохранились каретные сараи и конюшня.
Здание прачечной, где наверху жили прачки и внизу стирали белье, выполнено в стиле модерн с фахверковыми деревянными балками на фоне красного кирпича. В башне с черепичной крышей и флюгелем была оборудована голубятня.
Рядом с особняком разбили небольшой садик, где в хорошую погоду могли играть дети, а на цокольном этаже хранили детские игрушки и садовую мебель. Цветочный сад оформили в голландском стиле, а с 1912 года объединили его с садом, принадлежавшим имению великого князя Алексея Александровича, так как Генрих фан дер Пальс приобрел часть усадьбы покойного князя.
Вход в здание строго контролировался. В особняк вели две роскошные двери – одна из дуба, другая из хрусталя. Между ними располагались раздвижные ширмы, закрывавшие доступ в здание, когда они были задвинуты. Когда входил неизвестный посетитель, его проверяли.
В маленьком вестибюле не было места для швейцара. Но за большим зеркалом скрывалась служебная комната, в которой постоянно находилась прислуга.
Двери из вестибюля вели в гардеробную комнату. Рядом с гардеробной расположился большой камин, выполненный из эстляндского мрамора. Камин никогда не использовали по прямому назначению, так как в него изначально были встроены отопительные радиаторы. Стены вестибюля декорированы лепниной с растительными узорами.
На второй этаж ведёт мраморная лестница с перилами, украшенными бронзовым позолоченным драконом, который охраняет вход в здание. Посередине лестница расширяется, а её решётка повторяется в деревянных рамках и ручках входных дверей.
Парадный холл отделен от лестницы дверями, застекленными фацетным хрусталем. Стены холла обшиты дубовыми панелями с полочкой на уровне плеча, на которой расставлялись различные сувениры и предметы искусства. Вдоль лестницы висели небольшие живописные полотна. Мебель была обтянута шерстяным ковровым покрытием.
Парадный холл играл важную роль. В особняке проводились не только семейные торжества (празднование свадьбы старшей дочери, рождественские праздники), но и публичные мероприятия. Так здесь проходили концерты А. Зилоти и первые Дягилевские сезоны.
Мероприятия проводились в Большом зале с голубыми мраморными стенами. Над дверными проёмами расположены живописные десюдепорты с изображениями ангелочков, парящих в облаках, а потолок зала украшает плафон, изображающий безоблачное небо с ласточками.
В окнах зала установлены уникальные однотонные витражи, заключённые в деревянные рамы. Также сохранились оригинальные деревянные резные рамы для окон. Над ними расположены латунные элементы, которые использовались для прикрытия вентиляционных отверстий.
Зал соединяется аркой с небольшой гостиной. Эти помещения обладают общей акустикой, так как гостиная расположена в отдельном ризалите здания и его свод выше, чем свод зала. Именно здесь, в гостиной, располагались музыканты, певцы и оркестры.
В лепном декоре Большого зала присутствуют изображения цветов и музыкальных инструментов. В свою очередь, маленькая гостиная декорирована в стиле рококо, и в ней была проведена скрытая электропроводка, что в то время было довольно редким явлением.
Генрих Генрихович Фан дер Пальс занимал пост вице-председателя Русского музыкального общества и покровительствовал Консерватории. Благодаря его усилиям, Консерватория смогла переехать в новое здание, которое до сих пор остается ее домом.
Петербургскую консерваторию возглавлял датчанин Ю.И. Иогансен. В 28 лет Генрих сделал предложение его семнадцатилетней дочери Лючии, в которую влюбился с первого взгляда. В браке у супругов родилось шесть детей (три мальчика и три девочки).
Все деловые вопросы дер Пальс решал в своем парадном кабинете, который находился рядом с Большим залом. Сейчас там находится кабинет комиссара военного округа.
Из Большого зала через раздвижную дверь-перегородку можно попасть в столовую, а между ними находится небольшое переходное помещение. Для того чтобы здание было как можно прочнее с разными уровнями этажей, стены и перекрытия специально укреплены. В потолке проходной установлена металлическая панель.
В центре проходной стояла статуя пастушки со стадом, созданная известным скульптором Пьетро Каноникой. Эта скульптура в настоящее время находится в дирекции Павловского дворца. Позади статуи располагался вход в маленький мавританский курительный салон.
Падуга сводов Мавританской курительной украшена небольшой арабской вязью. А под ней находится арка с розетками, которая стоит на небольших колоннах.
Далее следовала «Зеленая гостиная», также известная как «Травяная комната», является прекрасным примером стиля модерн. Это проходное помещение, в которое можно попасть через две одинаковые двустворчатые стеклянные двери с художественными рельефными вставками. На стекло с помощью техники глубокого многослойного травления нанесено изображение растений и цветов.
Свет попадает в комнату через огромное витринное окно, которое выходит на восток. Боковые и верхние сегменты рамы выполнены из фацетированных витражей с простым геометрическим узором на латунной основе.
В цветочном зале стояла статуя монахини, созданная Каноникой. Она была расположена прямо на фоне окна.
Лепная декорация зала изображает болотные растения, стебли камыша и цветы, которые прорастают из земли. Узоры на стенах и потолке гармонично сочетаются с рисунками на дверях. И резные деревянные элементы, и ручки дверей повторяют контуры живых растений.
В зале находится уникальное зеркало в стиле рококо с ореховой рамой. Вероятно, оно было перенесено в гостиную из женской половины дома. Как правило, такие поворотные зеркала были выполнены в стиле ампир.
В парадную столовую дома ведет дверь-ширма, которая состоит из четырех полотен. Когда-то из Большого зала можно было создать сквозной проход в обеденный зал.
В этом помещении совмещается сразу несколько функций. Здесь проходили не только большие пиры, но и производственные совещания. Посередине зала, меблированного Мельцером, стоял большой стол, за которым собирались директора предприятий, в состав которых входил Фан дер Пальс. Сначала происходили обсуждения насущных вопросов, а потом была трапеза.
Столовая обставлена скромной дубовой мебелью. С двух сторон от камина располагаются буфеты, каждый из которых имеет множество различных ящиков. В верхней, стеклянной, части выставляется посуда. Камин украшают две полки для разных безделушек. Когда-то над камином в резной рамке висела картина из Эрмитажа; после революции ее вернули на прежнее место.
Стены комнаты были завешаны многочисленными тарелками и панно, которые напоминали о Голландии.
Зал освещает большая люстра. Она акцентирует внимание на живописных панно плафона, имитирующих расписные Голландские изразцы. Все эти картины изображают разные пейзажи Голландии: замки, фермы, корабли, ветряные мельницы.
Для создания более приватной атмосферы вход в буфетную был скрыт за ширмой с бархатной шторой. Такие же шторы висели и на окнах.
К большой парадной столовой примыкает семейная малая столовая. В ней стоял круглый стол. Над ним висит большая люстра из позолоченой бронзы. Ее можно опускать и поднимать. Также в комплект входил оранжевый абажур.
В период Первой мировой войны Фан дер Пальс обустроил в своем особняке Русско-голландское отделение лазарета имени государыни Императрицы Марии Феодоровны. В обеих столовых были установлены кровати для раненых солдат. За пациентами ухаживали женщины из голландских семей, а также дочери Пальса. Лазарет функционировал до 1917 года.
Жилые комнаты членов семьи находились на втором этаже здания. Самая просторная комната с выходом к лестнице принадлежала старшему сыну хозяев дома. В комнате располагались два рояля. К моменту переезда семьи в этот особняк юноше уже исполнилось шестнадцать лет, он окончил среднюю школу и готовился стать студентом.
Второй брат также имел полную свободу действий, хотя ему было всего 14 лет. Младший брат и сестры проживали в квартире на верхнем этаже, где находились спальня хозяев, будуар, гардеробная, спальня и детская двух младших девочек, а старшая сестра Лючия занимала комнату, отделенную ширмой от комнаты ее гувернантки, окна которой выходили на сад. За нравственностью девочек следили серьезно.
Сейчас в особняке находится Военный комиссариат Санкт-Петербурга.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: