Найти в Дзене

Мультипликаторы | Как узнать насколько цена акции справедливая, стоит покупать или продать? | Саморазвитие | №94

Как узнать, насколько «правильной» является цена акции, т. е. стоит ли ее покупать или продавать? Существует много разных способов оценки. Остановимся на самом простом и доступном способе – оценке с помощью мультипликаторов.

Мультипликаторыэто коэффициенты, в числителе которых находится рыночная капитализация компании (рыночная цена одной акции, умноженная на общее количество акций компании).

  • P/E (price/earnings) - отношение рыночной капитализации компании к чистой прибыли. Самый базовый и распространенный из мультипликаторов.

Кроме того, часто используются такие мультипликаторы, как:

  • PEG ( PE/(темпы роста EPS+дивиденды) ) — усовершенствованный P/E, только с учетом темпов роста компании. PEG выше единицы = компания торгуется дорого, все что ниже дешево.
  • EPS (прибыль на акцию) — это вообще база, которую должен знать каждый инвестор. Показывает, сколько прибыли приходится на одну акцию. Этот показатель должен расти в среднем на 12% в год.
  • P/B (price/book) — отношение рыночной капитализации к сумме собственного капитала в балансе компании;
  • P/S (price/sales) — отношение рыночной капитализации к выручке компании. (Часто используется для анализа стоимости компаний, у которых нет прибыли.)

Как использовать эти мультипликаторы? В основном для сравнения компаний-конкурентов между собой или со средним показателем мультипликатора по индустрии. Если компания показывает низкое значение каких-то мультипликаторов относительно среднего по индустрии значения, то, возможно, ее акции имеют потенциал роста. Если, наоборот, возможно, их следует поскорее продать.

Мультипликаторы удобны и тем, что с их помощью можно получить приблизительную стоимость компании, акции которой на бирже не торгуются. Например, вы хотите купить частную телекоммуникационную компанию, у акций которой нет рыночной цены – она нигде не торгуется. Сколько вы должны заплатить владельцам за контрольный пакет? Один из вариантов – взять средний мультипликатор для телекоммуникационных компаний и применить его к «целевой» компании.

Мультипликаторы при этом могут быть самыми разнообразными. Например, в деловых изданиях вы можете часто встретить фразы типа «нефтедобывающая компания была куплена по цене $10 за тонну запасов» или «телекоммуникационная компания была приобретена по $25 за абонента». Все это примеры мультипликаторов, которые применяются в индустрии для оценки рыночной стоимости частных компаний.