Закупочная логистика нужна любому предприятию, любой сферы деятельности, так как они являются основой успешной торговой деятельности. Отсутствие необходимого объема закупленных запасов может значительно уменьшить продажи предприятия. То есть, неэффективная организация закупочного процесса может привести не только к снижению товарооборота, но и остановить всю торговую деятельность, уменьшить лояльность покупателей, что приведет, в конечном итоге к снижению конкурентоспособности торгового предприятия.
С другой стороны излишек товаров может привести к росту затрат на хранение и приводит к увеличению издержек обращения и прибыли торгового предприятия. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что эффективность торгового предприятия во многом определяется эффективностью закупочной логистики. Эффективная закупочная логистика позволяет сформировать оптимальный размер запасов, который обеспечит максимальный товарооборот при максимальных затратах на хранение товаров.
Эффективная система закупок должна также учитывать изменение потребности в ТМЦ с течением времени, когда размер закупаемых товаров может быть увеличен в связи с сезонным характером спроса, изменением отношений с поставщиками сырья и материалов, других изменений в рыночной среде.
Специалисты, которые занимаются закупочной логистикой, должны понимать, что эффективность движения материального потока и сопутствующих ему потоков позволяет эффективно управлять процессами снабжения, продаж, а также процессами хранения и вложения финансовых ресурсов в запасы. Они должны быть способны управлять материальным потоком, чтобы вовремя выявить дефицит или излишек запасов, не допустить ситуации приостановления продаж и снижения размера неудовлетворенного спроса.
Грамотная закупочная логистика приводит к ускорению оборачиваемости средств, вложенных в ТМЦ, снижает размер активов с низким уровнем ликвидности, способствует росту свободных денежных средств.
Во многом сложность управления закупками зависит от размеров предприятия, чем больше предприятие, тем больше требуется проявить профессионализма в управлении материальными потоками, тем сложнее его оптимизировать и повышать эффективность как закупочной, так логистической деятельности в целом. В итоге исследование закупочной деятельности предприятия торговли позволяет организовать бесперебойное снабжение товарами торгового предприятия, а также снизить издержки обращения за счет уменьшения затрат на обслуживание закупок товаров и их хранением.
Объектом исследования в данной работе является закупочная логистика, а предметом исследования является процесс закупок товаров ООО «Макларан».
Целью данной работы является оценка эффективности планирования закупок ООО «Макларан» для разработки мероприятий по его совершенствованию.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть сущность и значение закупок в деятельности торгового предприятия;
2) охарактеризовать особенности организации закупочной деятельности торгового предприятия;
3) охарактеризовать способы планирования закупок, применяемые на предприятии;
4) дать общую характеристику деятельности ООО «Макларан»;
5) предложить мероприятия по совершенствованию планирования закупок ООО «Макларан»;
Цель и поставленные задачи определили структуру данной работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в данной работе рассмотрен детально процесс планирования закупок на примере предприятия розничной торговли ООО «Макларан» и разработаны мероприятия по его совершенствованию.
Новизна данного исследования заключается в том, что для улучшения планирования закупок предложено использовать процессный подход.
1.Понятие и функции закупочной логистики
Логистический менеджмент представляет собой процесс, в ходе которого осуществляется администрирование материальных потоков, которые оптимизируются с целью реализации целей и задач предприятия. В процессе логистического менеджмента учитываются все внутренние и внешние факторы среды для того, чтобы совершенствовалось управление материальными потоками и сопутствующими им финансовыми, информационными и сервисными потоками.
Инструменты логистического менеджмента включают планирование, прогнозирование, контроль материальных и других сопутствующих им потоков.
Всю систему логистического менеджмента можно разбить на две подсистемы:
1)основные подсистемы:
-закупочная логистика направлена на оптимизацию входящих материальных потоков;
- логистика запасов направлена на оптимизацию сохранения материальных ресурсов;
- транспортная логистика связана с оптимизацией перемещения материальных ресурсов;
- распределительная логистика предназначена для оптимизации выходящего материального потока;
2) обеспечивающие подсистемы:
- финансовая логистика направлена на оптимизацию финансовых потоков;
- информационная логистика оптимизирует информационные потоки;
- сервисная логистика направлена на оптимизацию сервисного потока.
Таким образом, логистический менеджмент позволяет предприятию оптимизировать его материальные потоки и сопутствующие ему финансовые, информационные и сервисные потоки в процессе закупок, хранения, распределения, транспортировки и распределения материальных потоков.
Проблемы организации закупочной деятельности в логистическом менеджменте предприятия розничной торговли всегда играли особую роль. От возможности их решения зависит система снабжения всего торгового предприятия, которая основана на предложении покупателем товаров необходимого им качестве в нужном количестве в оптимальные сроки. Слабая организация логистической деятельности может привести к росту издержек обращения, снижению покупательского спроса и может стать причиной в итоге банкротства торгового предприятия.
Закупочные функции одинаково актуальные, как для оптовой, так и для розничной торговли. Оптовая торговля предполагает продажу товаров не конечному пользователю, а посредникам, то есть продажа товаров для перепродажи а не для конечного потребителя.
Розничные продажи ориентированы на то, чтобы обеспечить продукцией необходимого качества и количества конечного потребителя. Отсюда можно сделать вывод, что цель закупки определяется тем, какое предприятие торговли рассматривается и какова конечная цель использования товаров.
Сам процесс торговли заключается в том, что товар закупается у поставщиков по покупным ценам. Затем на товары делается наценка с тем, чтобы покрыть затраты на функционирование торгового предприятия и с учетом наценки определяется продажная цена товара.
Закупочная логистика выполняет такие функции, как:
- определение плана обеспечения ТМЦ и определение необходимости в закупаемых товаров по количеству, качеству и ассортименту;
- оценка предложений поставщиков о поставках товаров;
- определение наиболее предпочтительных поставщиков;
- определение необходимого количества ТМЦ;
- контроль поставок ТМЦ по качеству и количеству;
- снабжение ТМЦ подразделений предприятия;
- поддержание запасов на складе предприятия в необходимом количестве.
Таким образом, закупочная логистика позволяет торговому предприятию получить ТМЦ в необходимом количестве и качестве в течение запланированного времени, что основано на оптимизации материального потока и сопутствующих потоков (финансовых, информационных, сервисных потоков).
1.2.Основные формы организации закупочной логистики
Для того, чтобы закупочная деятельность была эффективной необходима правильная организация закупочной деятельности.
В первую очередь необходимо выбрать метод закупки товаров. Выделяют прямой и косвенный метод закупки товаров. Прямой метод закупки товаров основывается на том, что с поставщиками товаров устанавливается прямой способ хозяйственных связей. При таком способе товары закупаются непосредственно у производителей товаров.
При косвенном способе закупки товаров они закупаются с использованием посредников. В качестве посредников могут выступать оптовые компании, а также другие формы посредников.
Наиболее низкая стоимость товаров будет в случае, если торговая организация закупает товар непосредственно у производителя. Данный тип связей осуществляется в случае необходимости поставок крупных партий товаров.
Если же крупная партия продукция не требуется, то тогда покупки осуществляются у посредников.
С точки зрения времени осуществления наиболее выгодными являются долгосрочные договора, которые позволяют обеспечивать стабильную деятельность предприятия.
Также выделяют транзитную и складскую формы поставок товаров.
В случае транзитной поставки товар поступает сразу к потребителю, а посредники не участвуют в товародвижении.
В случае использования складской формы снабжения товары должны поступать непосредственно на склад посредникам, откуда они передаются потребителям.
При оптимизации транспортных издержек следует учитывать совокупные издержки, которые включают издержки не только на приобретение и транспортировку, но и связанные с поиском продукции на рынке и установлением хозяйственных связей с изготовителем. Такие издержки называются трансакционными, включающими затраты на поиск информации, ведение переговоров и заключение контракта и затраты по соблюдению условий контракта. Наличие больших трансакционных издержек побуждает потребителя изыскивать организационные и технические средства по их сокращению.
Таким образом, основные формы закупочной деятельности сводятся к тому, каким образом будет осуществлена поставка товаров, непосредственно от поставщика к покупателю или с участием посредника. В отдельных случаях поставки товаров могут осуществляться с участием большого количества посредников, что значительно увеличивает цену товаров.
1.3.Задачи и выбор поставщика
В зависимости от задач предприятия все поставщики делятся на виды.
1.Задачу снабжения обычными товарами решает «обычный» поставщик, которого легко можно заменить.
С обычными поставщиками заключаются разовые договоры, так как они имеют минимальную значимость для торгового предприятия. Предприятие в таком случае имеет минимум стимулов для развития отношений с такими поставщиками.
Для того, чтобы осуществлять закупки не проводится анализ критериев данных поставщиков. Выбирается наиболее удобный поставщик с точки зрения местоположения, а также с точки зрения оптимального соотношения цены к качеству товаров.
Требования к обычным поставщикам включают следующие характеристики:
- оптимальное соотношение цены и качества товаров;
- удобство транспортировки товаров;
- способность поставить товар в любые удобные сроки;
- выгодные условия поставки товаров, иногда даже за счет поставщика.
2.Квалифицированный поставщик поставляет товары, которые составляют основу ассортимента товаров, так как именно данная группа товаров приносит компании основную прибыль.
У данных поставщиков обычно закупают крупные партии товаров, поэтому обеспечению выгодности условий поставки уделяется особое значение. С такими поставщиками в случае, если они показали себя надежными, могут заключаться долгосрочные договоры на поставку товаров. Обычно у данных поставщиков при закупке крупных партий товаров имеются крупные скидки для таких покупателей, которые предлагают долговременные отношения.
Основные требования к квалифицированным поставщикам заключаются в следующем:
- обеспечение максимально высокого качества товаров;
- точное соблюдение сроков доставки товаров;
- точное соблюдение объемов поставки товаров;
- предоставление покупателям возможности отсрочить платеж или вообще оплачивать товар по мере реализации его в торговом предприятии.
3. Надежный поставщик осуществляет поставки обычно специализированных товаров.
К специализированным товарам могут относиться такие товары, которым необходимо обеспечить соблюдение условий для хранения и транспортировки, а также обеспечивать особые условия при закупке данных товаров.
Также надежных поставщиков выбирают в случае, если товар является дефицитным на рынке. Дефицитные товары на рынке имеют место быть в том случае, когда существующая цена гораздо ниже рыночной и существующих производственных мощностей у изготовителей продукции не достаточно для того, чтобы удовлетворить всех покупателей, а повышение цены на данный товар не целесообразно в силу его высокой социальной значимости.
Закупка дефицитных товаров сопряжена с определенным риском, который связан с тем, что существующий товар, который предлагают, может не удовлетворять всем требованиям покупателя.
К надежным поставщикам предъявляются следующие требования:
- обеспечение сохранности товара;
- безопасность транспортировки;
- возможность изменять объем поставок товаров и регулировать периодичность поставок;
- возможность проводить консультирование по поставляемым товарам;
- возможность обеспечения складской обработки грузов с товарами;
- возможность долгосрочного сотрудничества.
4. Стратегический поставщик снабжает организацию критичными товарами.
К критичным товарам относят только те товары, которые были разработаны индивидуально для данного покупателя по его требованиям. Время поставки в снабжении данными товарами является наиболее строгим критерием, так как оно может привести к значительным потерям, как для поставщика, так и для покупателя.
Отношения между стратегическим поставщиком и покупателем могут быть установлены в ходе детального ознакомления с информацией, которую о себе предоставляет поставщик, так как в данном случае нужно достигать наиболее выгодных отношений.
Основные требования, которые обычно предъявляются к выбору стратегического поставщика:
- устойчивость финансового положения;
- восприимчивость к инновациям;
- возможность проведения инновационной деятельности;
- способность управлять риском;
- возможность эффективного сотрудничества.
Можно собрать информацию о потенциальных поставщиках с использованием следующих каналов:
а) выбрать поставщика из числа компаний, которые уже сотрудничали с фирмой;
б) выбрать нового поставщика, в результате поиска и анализа интересующего рынка.
Для поиска новых поставщиков эксперт Бузукова Е.А. предлагает следующее:
- выставки и конференции;
- специализированные каталоги и справочники;
- торговые и профильные журналы;
- клубы закупщиков, объединения профессионалов;
- другие источники (исследования отдела маркетинга, информация от отдела продаж и т.д.) [1,358].
Кандидат экономических наук, Гаджинский А.М. в своей книге «Логистика. Учебник для бакалавров» выделяет следующие источники выбора поставщика: а) формальные; б) неформальные [3, с.201].
После того, как фирма определилась с направлением выбора поставщика, нужно обозначить критерии отбора поставщика.
Доктор экономических наук, профессор Аникин Б.А. и его соавтор доктор экономических наук Тяпухин А.П. в своей книге «Коммерческая логистика» предлагают следующие критерии выбора поставщика:
- цена;
- качество продукции;
- упаковка продукции;
- географическое расположение поставщика;
- гибкость поставки.
- финансовая стабильность поставщика;
- конкурентные преимущества.
Кандидат экономических наук, Гаджинский А.В. в книге «Логистика. Учебник для бакалавров» выделяет следующие критерии выбора поставщика:
- качество продукции;
- сокращение степени диверсификации;
- удаленность потребителя;
- расписание поставок;
- размер партии и периодичность поставок.
Каждая организация самостоятельно подбирает и устанавливает для себя подходящие критерии.
Таким образом, в зависимости от ассортимента товаров могут быть выбраны разные поставщики, и требования к поставщикам также могут предъявляться разные. В зависимости от требований выделяют надежных, квалифицированных, обычных поставщиков.
Используемая литература:
Экономика торговли / Под ред. Фридмана. – М.: Финансы и статистика, 2018.- 281 с.
Васильев Г.А., Осипова Л.В. Коммерческая деятельность фирмы. – М.: Экономическое образование, 2017. – 562 с.
Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, 2017. – 203 с.
Российские предприятия в поисках ''эликсира выживания". //Очерки современной коммерческой практики, № 14, 2017.