Начало новому виду журналистских расследований положила американка Нелли Блай, которая под прикрытием легла в психиатрическую больницу и вела оттуда полный жутких деталей репортаж.
Ещё она побила рекорд, совершив кругосветное путешествие за 72 дня.
А ещё... Впрочем, обо всём по порядку.
Маленькая Элизабет
Элизабет Джейн Кокран родилась 5 мая 1864 в местечке Кокранс Миллс (мельница, названная в честь её отца), штат Пенсильвания.
Её отец Майкл начинал как рабочий и мельничный служащий, затем купил местную мельницу и большую часть земли вокруг семейной фермы. Он был дважды женат, имел 10 детей от первой жены, Кэтрин Мерфи, и ещё 5 детей, включая тринадцатую дочь Элизабет, от второй жены, Мэри Джейн Кеннеди.
Майкл Кокран умер, когда Элизабет было 6 лет.
Юная Элизабет часто носила розовую одежду, и её так и называли - Pink. В подростковом возрасте она сменила фамилию "Кокран" на более утончённую: "Кокрейн".
В 1879 поступила в школу Индианы (ныне Пенсильванский университет Индианы) на один семестр, но была вынуждена бросить учебу из-за отсутствия средств.
"На что годятся девушки..."
В 1885 в газете Pittsburgh Dispatch вышла колонка под заголовком "На что годятся девушки". В ней говорилось, что девушки предназначены в основном для рождения детей и ведения домашнего хозяйства. Элизабет написала ответ под псевдонимом "Одинокая девушка-сирота".
Редактор Джордж Мэдден был впечатлен её письмом и дал объявление, в котором попросил автора назвать себя. Когда Кокрейн представилась редактору, он предложил ей написать статью для газеты, опять же под псевдонимом "Одинокая девушка-сирота".
В первой статье, "Загадка девушки", Элизабет писала, что не все женщины выходят замуж и что для женщин необходима лучшая работа. Вторая статья, "Безумные браки", была посвящена тому, как развод влияет на женщин. В ней она выступала за реформу законодательства о разводах, уже под псевдонимом Нелли Блай.
В то время женщины, писавшие в газетах, обычно использовали псевдонимы. Псевдоним "Нелли Блай" выбрал редактор, в честь афроамериканской героини популярной песни Стивена Фостера "Nelly Bly".
Мэдден был впечатлен работой Элизабет и предложил ей постоянную работу.
Ну нет, пиши о моде и садоводстве
Элизабет уделяла особое внимание жизни работающих женщин, написав серию статей-расследований о работницах фабрик. Однако вскоре в газету стали поступать жалобы от владельцев фабрик, и её перевели на "женские" страницы для освещения моды, общества и садоводства. Элизабет это, конечно, не понравилось.
21-летняя Элизабет решила "сделать то, что не делала ни одна девушка". Она отправилась в Мексику в качестве иностранной корреспондентки, где провела почти полгода, рассказывая о жизни и обычаях мексиканцев. В одном из репортажей она протестовала против заключения в тюрьму местного журналиста за критику мексиканского правительства, находившегося в то время в диктатуре Порфирио Диаса. Когда мексиканские власти узнали о репортаже Блай, они пригрозили ей арестом, что вынудило её бежать из страны. Оказавшись в безопасности, она обвинила Диаса в том, что он - царь-тиран, подавляющий мексиканский народ и контролирующий прессу.
"Десять дней в сумасшедшем доме"
Давление редакции продолжалось, и в 1887 Элизабет покинула Pittsburgh Dispatch и отправилась в Нью-Йорк. Через четыре месяца, оставшись без гроша в кармане, она пробралась в редакцию газеты Джозефа Пулитцера New York World и получила тайное задание: притвориться сумасшедшей и расследовать сообщения о жестоком отношении к женщинам в женском приюте для умалишенных на острове Блэкуэлл (теперь - остров Рузвельта).
Попасть в лечебницу было непросто: сначала она зарегистрировалась в пансионе под названием "Временный дом для женщин" и не спала всю ночь, чтобы придать себе соответствующий вид. Затем начала обвинять других обитательниц пансиона в сумасшествии:
"Вокруг столько сумасшедших, и никогда нельзя предугадать, что они сделают".
Она отказывалась ложиться спать и в конце концов так напугала остальных, что пришлось вызвать полицию. После осмотра полицейским, судьей и врачом она была доставлена на остров Блэкуэлл.
Оказавшись в приюте, Элизабет убедилась в плачевных условиях содержания. Через десять дней по требованию журнала она была освобождена. Её отчет, опубликованный 9 октября 1887, а затем книга под названием "Десять дней в сумасшедшем доме", произвели сенсацию и заставили приют провести реформы.
Нелли Блай прославилась. Она оказала значительное влияние на американскую культуру и пролила свет на опыт маргинальных женщин за пределами приюта, положив начало эре журналистики "под прикрытием".
Вокруг света за 72 дня
В 1888 наша героиня предложила редактору газеты совершить кругосветное путешествие, впервые попытавшись воплотить в жизнь книгу "Вокруг света за восемьдесят дней" Жюля Верна. Год спустя, в 9:40 утра 14 ноября 1889 она поднялась на борт парохода Augusta Victoria и начала своё путешествие длиной 40 070 км.
Во время кругосветного путешествия Элизабет посетила Англию, Францию (где встретилась с Жюлем Верном), Бриндизи, Суэцкий канал, Коломбо (на Цейлоне), Пенанг и Сингапур, Гонконг и Японию.
Через 72 дня она вернулась в Нью-Йорк. Элизабет обогнула земной шар, причём почти всё время путешествовала одна. Путешествие стало мировым рекордом, но продержалось всего несколько месяцев, пока Джордж Трэйн не преодолел его за 67 дней.
Изобретая бочку
В 1895 Элизабет вышла замуж за миллионера, промышленника Роберта Симана. Ей был 31 год, ему - 73. Из-за ухудшения здоровья мужа она оставила журналистику и сменила его на посту главы компании Iron Clad Manufacturing Co, которая производила стальные ёмкости, такие как молочные бидоны и котлы.
Симан умер в 1904.
В том же году компания Iron Clad начала производство стальной бочки, которая послужила образцом для 55-галлонной бочки для масла, до сих пор широко используемой в США. Утверждалось, что бочку изобрела Элизабет, но зарегистрирован изобретателем был Генри Верхан.
Но наша героиня всё равно стала официальной изобретательницей: она получила патент США на новый молочный бидон и патент США на штабелируемый мусорный бак. Некоторое время она была одной из ведущих промышленниц в США. Однако халатность и растраты, совершённые управляющим фабрики, привели к банкротству компании Iron Clad Manufacturing Co.
В гуще событий
Элизабет освещала в газете New York Evening Journal шествие женщин-суфражисток 1913. Её статья была озаглавлена "Суфражистки - превосходные мужчины", а в тексте она точно предсказала, что женщины в США получат право голоса только в 1920.
Во время Первой мировой войны Элизабет писала рассказы о Восточном фронте в Европе. Она стала первой женщиной и одной из первых иностранцев, посетивших зону военных действий между Сербией и Австрией. И даже была арестована, когда её приняли за британскую шпионку.
Элизабет умерла от пневмонии 27 января 1922 в больнице Святого Марка в Нью-Йорке.
Ей было 57 лет.
Ида Лу Андерсон: огромный вклад маленькой изувеченной девушки.
Смертельный любовный треугольник: Сильвия Плат, Тед Хьюз и Ася Вевилл.
Революционерка, писательница и переводчица Анна Корвин-Круковская: "Я сама хочу жить".