Найти тему
Елизавета Красная

Мезенский цикл Виктора Попкова. Часть 1

Карл Фридман: "Он делал «Вдов» в Целегоре, когда мы жили у тети Жени. Попросил старушек надеть наряды из своих сундуков, сел на пол и стал рисовать. Меня все время спрашивают про портрет Карла Маркса в углу: он придумал или нет? Такое он никогда не придумал бы. Все так и было. Икон в этой избе не было".

-2

"За основу композиции картины я взял схему пиона, где низ плавный, спокойный (у меня низ платьев), а лепестки острые вверху и отделены друг от друга (верх фигур). Вся градация красных платьев разыгрывается на черно-бесцветном фоне. На севере пейзаж и дома в цвете очень сдержанны, и уж если появляется цветок или красное платье, то они смотрятся значительно и воздействие от них обостренно-выразительное".

В центре полотна стоит в полный рост высокая худая женщина, ее скорбное лицо с глубокими морщинами напоминает иконный лик или лицо древней деревянной статуи.

Это самая яркая фигура из всех, строгая и величественная, она словно колонна держит на себе всю картину. Именно на нее приходится максимальная, предельная концентрация цвета, как кажется, удивительно точно передающая почти несочетаемые вещи – резкость боли и способность выдерживать ее годами.⠀

В картине "Одна" Попков подметил, как традиционный уклад жизни северных деревень соседствует с приметами современности: электрическая лампочка рядом с керосиновым светильником, а вместе они висят как лампады перед портретом красноармейца в буденовке в красном углу, и тут же – в окне – виднеется деревянная церковь XVIII века.

-3

Центральная картина цикла, "Северная песня", родилась ещё через 2 года. Но про нее я расскажу в следующем посте.