Найти тему

«Разум, голос и сердце»: главный хормейстер Ансамбля Локтева Анна Аверьяненко о хоре, пении и работе в Ансамбле

-Здравствуйте, Анна Владимировна, большое спасибо, что согласились дать для нас интервью! 

Анна Владимировна: Здравствуй, Кирочка, мне очень приятно, спасибо! 

-Анна Владимировна, брать у Вас интервью особенно интересно, потому что Вы ребёнок Ансамбля Локтева. Вы пели в Ансамбле, когда были ребёнком. Расскажите, пожалуйста, каким ребёнком Вы были, и как прошло Ваше детство в Ансамбле? 

Анна Владимировна: В Ансамбль я попала, кстати, достаточно поздно, мне было уже 10 лет. Какие-то пробы пера в музыке у меня уже были, просто не сложилось. Меня отдавали в музыкальную школу по классу виолончели. Но дважды на эту виолончель «присаживались», и второй раз ремонтировать её просто никто не стал (смеётся). На этом моя карьера виолончелистки закончилась. Но петь я всегда очень любила, правда. И несколько лагерей, в которые родители меня отправляли в какие-то школьные каникулы, всегда были отмечены мной в творческих мероприятиях. Моя любимая песня была «33 коровы», такая «короночка», поэтому с музыкой я какое-то соприкосновение уже имела. Но мы переехали по новому адресу, и родители через знакомых узнали, что Ансамбль ещё существует. Это был далёкий 1997 год, и я попала на прослушивание в конце мая, когда учебный год уже заканчивался. Сказали: «Да, да, замечательно». Меня тогда прослушала Ольга Ивановна Митрофанова, сказала мне: «приходите в сентябре с группой новеньких».

Ольга Ивановна Митрофанова – хормейстер и концертмейстер хора Ансамбля Локтева
Ольга Ивановна Митрофанова – хормейстер и концертмейстер хора Ансамбля Локтева

И что было знаменательно: 97-ой год был юбилейным для Ансамбля, коллективу было 60 лет, это был мой первый концерт. И это, на самом деле, сыграло основательную роль в моём дальнейшем становлении, потому что я попала на самое глобальное, наверное, мероприятие, к которому все готовились. Впечатлений было масса, столько же было непонятного, неопознанного и неосознанного, было очень страшно выступать. Какие-то записи даже ещё есть в интернете с 97-ого года с этого концерта, так что можно, если покопаться, найти меня ещё на станках, где-то на первом-втором ряду. Ребёнком была я очень скромным, дружелюбным. Я не болтушка, достаточно молчаливая, но как-то всё время находились друзья, наверное, в Ансамбле по-другому невозможно! Находились девочки, мальчики, с которыми мы общались. Но это годы становления в младшей «Юности».

-Анна Владимировна, а как Вы попали в Ансамбль уже в качестве педагога? 

Анна Владимировна: Так как педагогом я стала уже в 18 лет, хотя педагог – наверное, громкое название для восемнадцатилетней девушки, мне дали возможность устроиться сюда на работу в качестве помощника нашего главного хормейстера, на тот момент это Анна Алексеевна Егорова, она же мой педагог.

Анна Алексеевна Егорова – хормейстер Ансамбля Локтева. Начинала работать при В. С. Локтеве.
Анна Алексеевна Егорова – хормейстер Ансамбля Локтева. Начинала работать при В. С. Локтеве.

И мы, собственно, с моего десятилетнего возраста и не расставались: моё ученичество плавно перетекло в работу. За небольшую денежку, на основной должности, с записью в трудовой книжке, но, по факту, моя карьера от девочки до первых ступеней педагога не прерывалась. Это всё произошло очень плавно, и спасибо педагогам, которые дали такую возможность. Не знаю, думала ли я в том возрасте, когда устраивалась, о том, будет ли связана моя жизнь с Ансамблем Локтева, потому что это было только получением моего образования среднего звена,о высшем учебном заведении ещё даже речи не шло. И ещё не было понимания того, что я стану дирижёром-хоровикомдействительно, по-настоящему, с любимым хором как инструментом. 

Концерт хоров Ансамбля Локтева в ММДМ, 28.05.2023. Фото – Антон Глоба
Концерт хоров Ансамбля Локтева в ММДМ, 28.05.2023. Фото – Антон Глоба

-Анна Владимировна, а расскажите, пожалуйста, каково работать в Ансамбле? 

Анна Владимировна: Сказать, что это интересно, будет, наверное, для наших зрителей и слушателей слово ни о чём, потому что такое количество опыта, событий, которые проходят через наши жизни, не сравнится ни с одним образовательным учреждением. В Ансамбле особая жизнь, атмосфера, традиции, которые мы очень чтим, любим и вот уже 85 лет холим и лелеем, и воспитываем новое поколение, которое дальше это несёт... А работать в Ансамбле очень классно! По-настоящему здорово. Правильно говорят: «найди любимое занятие, и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни». Мне кажется, про людей, которые имеют отношение к Ансамблю с записью в трудовой книжке, нельзя сказать, что они работают. Наверное, это всё-таки второй дом, вторая семья, куда они бегут, летят, и для второго дома готовы сделать так же много, как для своего первого дома, для своей основной семьи. Это чудо! Ансамбль – это настоящее чудо! Чудо, что он сохранился в самые сложные его годы, и чудо, что здесь такие неравнодушные люди! 

-Анна Владимировна, в течение интервью будут появляться вопросы, которые задали подписчики наших социальных сетей, в том числе Ваши воспитанники. 

Анна Владимировна: Ух ты! (смеётся) 

-И один из вопросов такой: «Как понять, что Вы достигли успеха в своём деле?»

Анна Владимировна: Да... Что такое успех? (задумчиво). Дела могут быть разные. Наверное, мне сложно представить, каков успех в деле другого характера, не творчества, но личный успех для меня, а я в первую очередь не дирижёр, а педагог, - это успех моих учеников. Это их рост, профессиональный и музыкальный. Очень часто на репетициях, несмотря на то, что мы являемся дополнительным образованием, и для нас, всех, кто здесь занимается, - это хобби, их любимое дело в свободное от их учёбы время, я им всё время говорю: «вы должны пробудить в себе внутреннего музыканта. Не ученика, а музыканта». Наверное, это их музыкальное становление, кругозор, возможность петь любую музыку, от наших визитных карточек, например, «Детство – это я и ты», заканчивая шедеврами Голливуда, саундтреками из лучших оскароносных кинофильмов, или оперой Бизе «Кармен». Это же совсем разные, безусловно, вокально, но ещё и по внутреннему содержанию произведения. Богатый внутренний мир ребят, долгая дорога на протяжении всех лет, а их ключевая точка – это выпускной, и есть большая победа и гордость. Их успех в жизни. И конечно, кратковременный успех – это наши удачные выступления, аплодисменты, добрые слова, комментарии под нашими видео. Конечно, мне, как человеку, небезразличному к музыке, хочется, чтобы творчество наших детей, моих детей видело как можно больше людей, не только в России, в Москве, где мы находимся, но и за рубежом. 

-Анна Владимировна, Вы упомянули большое количество абсолютно разных произведений, и с Вами хор начал петь много нового. Расскажите, пожалуйста, какие произведения нового и былого репертуара для Вас ближе всего? 

Анна Владимировна: Песни, без которых я не представляю репертуар Ансамбля, возможно, я могу что-то забыть, - это, конечно, песни Владимира Сергеевича Локтева. Их осталось немного в нашем репертуаре, но музыка Владимира Сергеевича не теряет актуальности, порой слова [теряют актуальность], конечно, мы живём в другое время, в другую эпоху. Поэтому это «Песня о России» В. С. Локтева, это, не побоюсь сказать, номера, которые исполняются на троих, «Калинка», «Юнги на корабле», любимое всеми «Детство – это я и ты», по которому нас уже узнают во всех городах Москвы. Из моего любимого это, наверное, «Весенний вальс». Мне когда-то посчастливилось, благодаря моим педагогам, солировать. Я не могу сказать, что я справилась. Вот за все годы, когда я его пела, я не справилась с волнением. Вообще, честно говоря, я терпеть не могу петь сольно на сцене. Поэтому, наверное, я выбрала профессию дирижёр хора. Да, есть какие-то страхи, с которыми я не справлялась, особенно будучи ребёнком. Поэтому нынешние мои ученики поют его гораздо лучше, чем я горжусь, и мне это, как педагогу, словно бальзам на сердце. Из старого репертуара это, наверное, то, что всколыхнуло. Мы вернули в репертуар то, что уже было несколько забыто. Та же «Погоня» из «Неуловимых мстителей», мы её вернули в репертуар, потому что появились классные мальчишки в хоре. [Вернули] также «Поклонимся великим тем годам», и мы исполнили его в Кремле, вместе с хором «Наследие», с Хосе Петровичем, это было, конечно, монументально. И вернули в репертуар «Отечество наше родное». Это те произведения, с которыми я выросла в Ансамбле. Конечно, они были и до моего прихода в хор, но мы их вернули. А из новых песен, которые никогда не исполнялись в Ансамбле, но это не значит, что они современные, это хорошая советская музыка, написанная великими композиторами. Например, «Окна светятся», «Дельфины» Э. Артемьева, великолепная музыка, абсолютно талантливая, я бы сказала, гениальная. Ещё это, конечно, «Жди меня», прекрасная песня Молчанова на стихи Симонова, и впервые, по крайней мере, я об этом ничего не знаю, возможно, я ошибаюсь, но в Ансамбле на ближайшем концерте будет исполнена песня «Крылатые качели». Всеми любимая, у всех на слуху, потому что отличный фильм, детский, юношеский, очень эмоциональный. И ещё много-много всего! 

-Именно поэтому стоит приходить на наши концерты, чтобы увидеть старые номера и премьеры! Анна Владимировна, расскажите, пожалуйста, какие изменения Вы видите в Ансамбле и Вашем восприятии коллектива. Ведь сложно спорить с тем, что Ансамбль в то время, когда Вы пришли, и Ансамбль сейчас – это не одно и то же. Может быть, Вы замечали какие-то вещи, которые изменились, например, для Вас? 

Анна Владимировна: Конечно, есть изменения, безусловно, как и внутренне, так и внешне, которые видны со стороны почитателям нашего таланта и творчества. У нас увеличилось количество концертов. Раньше Ансамбль имел два больших отчётных концерта. Сейчас большие концерты остались в том количестве, в котором они есть, а вот отдельные выступления каждого подразделения, направленности, я имею в виду оркестр, хор и хореографию, увеличились порой до нескольких в месяц, что не может не сказаться на мотивации наших детей. Потому что в сравнении с тем количеством выступлений в коллективах по Москве, которые я знаю, наше зашкаливает! Условно, кружок не может давать такое количество выступлений. А мы можем, потому что дети дисциплинированы, заряжены, замотивированны, а для нас это как благодарная почва для того, чтобы творить новые произведения и программы. 

-Анна Владимировна, ещё один вопрос от наших зрителей, в том числе от меня. Я могу сказать, как музыкант оркестра, что многим, в том числе не музыкантам, в принципе понятно, как устроен оркестр: есть разные группы инструментов. Расскажите немного о том, как устроен хор, например, как Вы выбираете солистов, которые выходят на аванс-сцену, и прочие нюансы. 

Анна Владимировна: Кстати, о нововведениях. Немного углубимся в вокальные технологии: у мальчишек по своей природе есть период мутации, когда их голос из высокого, детского, превращается уже в мужской. И раньше этих мальчишек, безусловно, никто не бросал, не выгонял, но они плавно переходили: допустим, обучались игре на инструменте, если хотели продолжать свою жизнь в Ансамбле, или искали какое-то занятие по душе. А с недавних пор, наверное, благодаря мальчишкам, которые просто не захотели уходить из хора, у нас появилась партия баритонов, и она крепнет, растёт. Сначала это было два человека, потом пять, теперь это восемь человек, то есть, в принципе, настоящая хоровая партия, поэтому помимо женских голосов, у нас ещё и мужской голос в хоре. Можно нас называть таким «смешанным» составом, немного поиграться в профессиональные темы. И это очень здорово! Потому что мне всегда хотелось поздравить этих мальчишек с настоящим праздником – праздником выпускного, с тем, что они за эти годы были удостоены такой награды, как выйти выпускником на сцену, чтоб тебе пел и хлопал весь зал, даже если они не были никогда солистами на протяжении всего периода их обучения. А по поводу выбора солистов даже дети многие на занятиях интересуются: «Анна Владимировна, как Вы выбираете солистов?» 

-Актуальная проблема! 

Анна Владимировна: Да! (смеётся). Наверное, это два фактора: моё профессиональное видение и интуиция. И то, и другое может как сыграть в плюс, так и подвести, но, как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому наш ученик, наш ребёнок должен обладать определёнными качествами, а не только способностями: это определённая смелость, харизма, выразительность. И это такой комплекс, который нельзя только приобрести, что-то обязательно должно быть врождённым. 

-А были ребята, которых Вы выбирали в качестве солистов, они выходили на сцену, и с каждым новым выступлением Вы видели, как они приобретают эти качества? 

Анна Владимировна: Конечно! И это тоже было плюсом и для них, и для тех [Локтевцев], кто старается, но пока не может. Конечно, чтобы они на чужом примере видели [и думали]: «вдруг когда-то и у меня получится!» Быть солистом – это очень непросто. Это колоссальная нагрузка, особенно, если этих концертов много, и они все должны быть достойными!  

-Анна Владимировна, Вы упоминали своих педагогов, это и Анна Алексеевна, и Ольга Ивановна, и говорили о собственной интуиции педагога... Расскажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать хороший педагог, который работает с детьми? 

Анна Владимировна: Педагог должен любить то, что он делает, и должен любить детей. Именно слово «должен», если он идёт в эту профессию. Всё остальное – опыт, технологии, даже интуиция, профессиональные навыки, которых ещё не хватает, в том числе психология общения, индивидуальный подход – приходит со временем. Главное – это любить! Я даже, когда мы собираемся на репетиции, иногда говорю: «ну Вы как самодеятельность или самоделкины? Забудьте это слово! Мы любители, от слова «любить»!» Ведь эта любовь и транслируется зрителю. Чуть выше нота, чуть ниже – это не так страшно, когда нет эмоций, когда не подключается, как я говорю, разум, голос и сердце. 

-Анна Владимировна, финальный вопрос: расскажите, пожалуйста, почему ребятам стоит попробовать придти в Ансамбль Локтева? Что в Ансамбле есть такого, что привлекает столь большое количество людей?  

Анна Владимировна: Я думаю, что в ансамбле из такого необычного есть идеальный синтез, симбиоз, как хотите называйте, 85-летних традиций и нового веяния: новых мотивированных, интересных, профессиональных педагогов, новых возможностей благодаря художественному руководителю, который открыл двери нам во все лучшие театральные и концертный залы города Москвы и не только, вспомнить и Ярославль, и Тверь, и Торжок, и много-много-много другого. Поэтому я думаю, что то детство, которое может подарить Ансамбль Локтева, пусть даже одному ребёнку, не подарит ни один коллектив, я думаю, что не только в Москве, но и в принципе в России. 

-Анна Владимировна, большое спасибо за то, что дали такое душевное и приятное интервью! Дорогие зрители, обязательно подписывайтесь на наши социальные сети и, конечно, приходите на концерты! 

Анна Владимировна: Всем спасибо большое! До новых встреч!

Анна Владимировна на концерте хора «Юность» в г. Сучжоу, Китай
Анна Владимировна на концерте хора «Юность» в г. Сучжоу, Китай