Почти 30 лет прошло с того момента, когда группа «Агата Кристи» была удостоена премии «Овация» за песню «Опиум для никого». Под бурные аплодисменты награды вручал сам Александр Градский. У выдающегося музыканта не возникло вопросов ни к содержанию песни, ни к самому материалу. Ну, и неудивительно, в 90-е в России балом правила вседозволенность, которую долгое время путали со свободой. В этом «празднике непослушания» с наслаждением купались рок-музыканты. Вряд ли для кого-то будет откровением, что в этой среде употребление наркотиков было делом обычным. Так что строки песен на эту тему сочинялись со знанием предмета.
Запреты были уже давно
Именно за «Опиум для никого» «Агата Кристи» получила премию «Овация». Сегодня эту композицию, а также песню «Моряк» признают пропагандой наркотиков. Нет сомнений, что это так. Странно другое: неужели почти три десятилетия никто не замечал прямой пропаганды? Или же были атрофированы институты власти, которые призваны бороться с этим явлением? Справедливости ради, клип «Моряк» был еще в 90-е запрещен к показу на ОРТ.
Песня была признана «негативно влияющей на психику зрителя и не соответствующей имиджу общенационального канала». Отличная, внятная мотивация. Однако интересно то, что за рамками этого запрета остался целый музыкальный пласт, где прямо или косвенно пропагандировался некий параллельный, перевернутый мир с размытыми образами и понятиями. В этих сочинениях как бы отражалось состояние, сравнимое с наркотическим дурманом. Но самое интересное, что это «творчество» никуда не исчезло. То, что кому-то кажется невинным околомузыкальным бредом, считывается молодежью на раз. И спрос по законам коммерции рождает предложение.
Мел или пудра?
Старшее поколение способно расслышать только прямые отсылки к наркотикам: «опиум», «гашиш». Тем временем молодежь вращается в среде параллельных смыслов, иносказаний. Их кумиры при этом замечательно жонглируют словами. К примеру, «мел» на сленге означает метамфетамин. О нем поет группа, по иронии носящая название «Пропаганда». В песне группы RASA есть такие строки: «Мало пополам нам будет эта пудра. Че нам будет, надо брать». Не стоит объяснять, что речь не о косметике?
Но есть примеры совсем удивительные. Вот песня «Мумий Тролля» «Наркотикам — нет». Из-за этой строки автор имеет индульгенцию на весь небезобидный бред, который содержится в тексте.
Наркозом тянется звукПод одеяло в кровать...................................Ровно до этих минут,Ровно до этого дняЯ вырубаю эфир,Эфир срубает меня..........................Не уходи, мона ми,Глянец рассыпался в прах,Укус рогатой змеи,Трещины в рыбьих глазах.
Подобное творчество (пусть даже это андеграунд) оказывает влияние на юные неокрепшие умы, подчиняет их через эмоциональное воздействие.
Чего ждем?
Все в этом мире обусловлено и не случайно. И у всего есть причины. То, что может казаться несерьезным и безобидным, нередко имеет непоправимые последствия.
И по меньшей мере странным выглядит запрет на две песни из прошлой жизни, когда все эфирное пространство заполнено не менее «информативными» сочинениями. Или это начало долгой работы над ошибками 90-х? Время покажет. Но что-то верится в это с трудом.
Пока же все эти внешне невинные музыкальные произведения с завуалированным смыслом звучат на радио, в клубах, на дискотеках. На них мы пока внимания не обращаем. Или спохватимся через следующие 30 лет?
Читайте также:
Аллу Пугачеву можно сравнить с валаамовой ослицей. И вот почему
Свалили и вскрылись: что общего у Слепакова, Панина и Смольянинова
Захарова стихами Чуковского оценила вояжи «испуганных патриотов»
Подробности возвращения Пугачевой в Россию: кто встретил, куда поехала
Больше интересных и эксклюзивных новостей — в нашем телеграм-канале