Найти тему
ИА Регнум

Казус Чингисхана. Выбор между милосердием и справедливостью

То и дело приходится слышать, что в российском обществе — большой запрос на справедливость. Но что это такое?

   Иван Шилов (с) ИА Регнум
Иван Шилов (с) ИА Регнум

«Справедливость — первая добродетель общественных институтов», — заявляет один из ведущих теоретиков современного социального либерализма Джон Ролз и строит свою доктрину, исходя из допущения возможности найти некую консенсусную для всех справедливость. И его деятельность настолько впечатлила коллег, что либертарианец Роберт Нозик заявил: «Отныне политические философы должны либо работать с теорией Ролза, либо объяснять, почему они этого не делают».

На самом деле объяснить, почему с ней не стоит работать, совсем не сложно. Причём и с метафизической, и с экзистенциальной точки зрения. С первой сама постановка вопроса о справедливости нелепа, если мы отрицаем, например, возможность вечной жизни. Просто потому, что неизбежность исчезновения твоего Я — это дико несправедливо. Вселенная равнодушна и несправедлива. Точка. Попытки устроиться комфортно и безопасно на краю небытия — метафизическая нелепость.

Второе опровержение назовём «казус Чингисхана». Однажды великий завоеватель спросил своих приближенных: в чем подлинные наслаждение и радость? И все они начали говорить о прелестях степной охоты. А хан ответил: «Вы все не то говорите! Настоящее наслаждение и блаженство мужа в том, чтобы подавить и победить возмутившегося врага, отобрать у него все, чем он владеет, заставить истошно вопить его слуг и обливаться горючими слезами его жен, оседлать его быстроногих меринов, возлежать, словно на постели, на телах его прекрасных жен, лицезреть красоту их и целовать в сладкие, алые губы» (Билик из «Сборника летописей» Рашид ад-Дина).

Каким образом Ролз и кто угодно ещё может убедить Чингисхана, что справедливость — это не право сильного, а забота о слабых? Это нонсенс для Чингисхана. Это писк хомячка, которого давит копыто его коня. Вообще, сама по себе идея поиска некой общепризнанной справедливости, во многом родилась из стремления хомячка оборудовать безопасную норку. А Чингисхан скажет, что справедливость — это, когда «победителю достанется всё».

Но всё это так, а не иначе, только в безбожной вселенной. А во вселенной, так ярко изображённой Данте, и Чингисхан, и даже куда более симпатичный Александр Македонский — в Седьмом круге ада как великие насильники. Почему? Потому что они нарушили придуманную Ролзом «справедливость»?

Нет, потому что сказано: «не убий». Потому что они были живым отрицанием милосердия. Но сейчас всё популярней идея, что милосердие в нас развилось эволюционно. Что оно, мол, нам органически присуще.

Однако эволюционное происхождение этики, опроверг, причём практически походя, Шекспир в «Ричарде III»:

Глостер:

Вам ведомы ль законы милосердья?

Там сказано: за зло плати добром

И проклинающих благословляй.

Леди Анна:

Тебе, подлец, неведомы законы

Ни Божьи, ни людские. Пожалеть

Способен даже самый лютый зверь!

Глостер:

Я не способен. Стало быть, не зверь я.

Леди Анна:

О, чудо! Дьявол истину изрек.

В этих строках — яркая демонстрация того, что человек свободно выбирает в диапазоне от ангела до демона. И ничем «эволюционным» этически не обусловлен. Если вы принимаете концепцию «человек есть высокоорганизованное животное», вы неизбежно попадаете в крайне опасную ситуацию. Дело в том, что, обладая минимальным жизненным опытом и зачатками аналитических способностей, вы обнаружите, что если это так, то под маской человека скрываются два разных вида животных — это (следуя классикам) волки и овцы. И вы никогда не изобретете для них общей морали.

Дело в том, что базовое и, казалось бы, само собой разумеющееся «золотое правило» — «не делайте другим то, чего вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили» — подходит только овцам.

И вполне очевидно почему. Овца никогда и не сможет, и не захочет по отношению к волку того, что он по отношению к ней и сможет, и захочет. В чем же смысл соблюдения этого правила для волков? Его нет.

Таким образом, хотя овцы декларируют это правило как всеобщее, но на него не надеются, а в безопасности себя чувствуют только под властью пастухов. А последние периодически делают из них шашлык и регулярно стригут.

Хорошо, скажете вы, а чем лучше религиозная мораль? А тем, что она даёт волкам высший смысл не жрать овец. И хотя многие им пренебрегают, но, по крайней мере, появляется общее понятийное поле, которого на животном уровне нет.

И эта мораль основана именно на милосердии и никак не на утверждении чьей-то версии справедливости. Есть по этому поводу замечательная история о святом Франциске Ассизском и волке из Губбио. Он обитал возле городка с таким названием и буквально прохода никому не давал. И лучшие охотники отчаялись убить зверя-людоеда. И тогда проблему взялся решить святой Франциск.

Как повествует предание, когда он сотворил крестное знамение, кровожадный волк лег у его ног и внимательно выслушал следующее предложение: «Брат волк, ты делаешь много зла в этой стране, уничтожая и губя творения Божьи без Его дозволения, и ты не только умерщвлял и пожирал животных, но имел дерзость убивать людей, созданных по подобию Божьему, за это ты достоин виселицы, как разбойник и злейший душегубец, и весь народ ропщет против тебя, собаки преследуют тебя, и все жители враждуют с тобой. Но я хочу, брат волк, устроить мир между тобою и ими, чтобы ты не обижал их больше, а они бы простили тебе всякую прежнюю обиду, и чтобы ни люди, ни собаки не преследовали тебя».

И, согласно преданию, волк выразил полное согласие. Святой привел его в город, где произошла церемония примирения. После этого зверь беспрепятственно приходил в Губбио, никого не трогая. И на него никто не охотился, а напротив, все его кормили и дружески общались.

Можно как угодно это воспринимать: как одно из чудес, реально совершенных Франциском или все-таки как притчу. Но тогда о чем она? Франциск сознательно отказался от решения «по справедливости», как она понималась изначально горожанами, — виселицы. И предложил всем участникам конфликта милосердие.

И эта притча именно об этом — выбор «справедливость или милосердие» ложен. Потому что, скажем так, «общепризнанная» справедливость возможна только на основе консенсуса милосердия. Иначе «справедливостью» неизбежно будет признано то, что так назовет сильнейший.

Еще больше новостей на сайте