Найти тему
Черный Лебедь

Экономисты “лают” на ЦБ, а правительство “идёт” – готовится закон о технологическом суверенитете

Вы наверняка наслышаны, что сейчас только ленивый экономист не пинает всеми двумя ногами 🙂 Центробанк за неправильную, по их авторитетному мнению, денежно-кредитную политику (ДКП).

Одни экономисты требуют дешёвых кредитов, другие опираются на ультралиберальную теорию Милтона Фридмана и требуют увеличивать денежную массу – то есть стимулировать рост ВВП спросом.

Ни то, ни другое, реализованное в чистом виде в России, не даст нужного нам результата.

Повторю свою мысль о том, что сейчас и ЦБ и правительство проводят совершенно выверенную экономическую политику – то есть каждый занимается своим делом: ЦБ стабилизирует финансовую систему повышением ключевой ставки, что должно сократить потребительский спрос и замедлить разогнавшуюся инфляцию, а правительство точечно стимулирует производственный сектор – направляя инвестиции в создание новых и расширение имеющихся производственных мощностей.

Говоря другими словами, правительством производится изменение структуры ВВП. Стимулирование производителей осуществляется не за счёт опережающего наращивания доходов населения, а за счёт непосредственного инвестирования в реальный сектор, и за счёт создания устойчивого спроса со стороны государства на продукцию этих производителей (госзаказ, госзакупки).

Такие действия являются совершенно недопустимыми в либерально-рыночной модели экономики и называются они страшным для сторонников рыночной модели словом – протекционизм.

Наша страна сейчас находится в уникальном положении, потому что у нас есть такой инструмент для развития экономики, которого нет у подавляющего большинства других стран. Этот инструмент – фонд национального благосостояния, размер которого на данный момент составляет 13,646 трлн рублей.

И теперь из этого живительного денежного источника правительство и может обеспечивать реальные производства дешёвыми кредитами и субсидиями без какой-либо оглядки на ключевую ставку ЦБ.

А ещё у нас есть множество учёных, конструкторов и инженеров, которые могут создавать отечественные технологии и на их основе отечественные разработки любой высокотехнологичной продукции.

И в результате наличия в России уникального сочетания финансовых и интеллектуальных возможностей государство может позволить себе такую роскошь как вкладывание нескольких миллиардов рублей в разработку и создание, к примеру, авиадвигателя повышенной тяги – ПД-35 или в любой другой крайне дорогостоящий на первом этапе и долгоокупаемый проект.

Поэтому я призывал и призываю всех маститых, известных, малоизвестных и неизвестных диванных экономистов перестать закатывать истерики каждый раз, когда ЦБ повышает ключевую ставку и кричать, что Набиуллина в очередной раз душит экономику.

Иногда какую-то часть экономики бывает полезно придушить, особенно когда она превращается вот в это:

_
_

Это город Москва. Наши дни. Чайхана-Шаурма-Чайхана.

На этом вступление и закончу.

Тут вот под моей статьёй, в которой я рассказал о том, что ратую за то, чтобы наш ВВП рос не за счёт сферы услуг, а за счёт производства, один скептик на Дзене написал следующее:

А мечты автора об инвестициях в заводы, фабрики и верфи, конечно, хороши, но, увы, так и останутся уделом горстки лиц.

На что я ему ответил:

Это уже не мечты, а скорая реальность. В ближайшие дни напишу и покажу её вам и другим скептикам.

Обычно я за словом в карман не лезу, и раз обещал – держите!

Не успел я озвучить свою мысль о том, что рост ВВП должен быть пусть и небольшим, но правильным (ссылка), как в этот же день первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Андрей Рэмович Белоусов, во исполнение моих мечт, доложил президенту о том, что правительство уже почти подготовило законопроект о технологической политике.

_
_

Это уникальный закон на семидесяти пяти страницах. В нём десять глав и сорок шесть статей.

Белоусов сказал, что ранее у нас такого закона не было и по сути дела это закон о реализации технологического суверенитета.

В нём будут названы приоритеты – конкретные проекты, которые позволят заменить импорт.

Это станкостроение, микроэлектроника, беспилотные авиационные системы, дизелестроение, отдельные виды химии, медицинская техника, фармацевтика:

_
_

Белоусов: Речь идёт о крупнейших проектах, больше 10 миллиардов рублей инвестиций, которые нацелены на создание конкретной продуктовой линейки. В чём их отличительное свойство. Когда реализуется такой масштабный проект и имеется большое количество участников, первое, что в законе зафиксировано, это наличие устойчивого долгосрочного спроса со стороны как правило либо государства, либо компаний с госучастием, что снижает риски реализации проекта для всех его участников.

_
_

В законе будет чётко прописан статус главного исполнителя, который отвечает за весь проект, как это происходит сейчас в гособоронзаказе. Долгосрочный контракт позволит исполнителю рассчитывать на меры государственной поддержки, в том числе, и на льготные кредиты.

Обязанностью головного исполнителя будет формирование системы кооперации, будут определены приоритеты научно-исследовательских работ (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР) (обычно эти работы обозначаются одной аббревиатурой – НИОКР).

Белоусов особо отметил, что уже сейчас эти НИОКРы появляются не по приоритетам, рождённым в тиши кабинетов учёных или бюрократов (то есть не по принципу: “куда кривая выведет”, в результате чего появляются никому не нужные изобретения, за которые учёным и изобретателям потом присуждают “Шнобелевскую премию”), а идут из вполне конкретных потребностей изготовления высокотехнологичной продукции (говоря по простому, “государственных поэтов” заставляют “писать стихи” на нужную для государства тему – 😁),

и особое внимание уделяется сквозным или прорывным технологиям, которые будут влиять на развитие экономики страны в ближайшие десятилетия.

_
_
_
_
_
_

Классические примеры – это искусственный интеллект, новые материалы с заданными или программируемыми свойствами, новое поколение накопителей энергии, биотехнологии, поколение 6G станций и так далее.

Помимо этого появится реестр малых технологических компаний – то есть того самого малого и среднего бизнеса, который необходим стране и именно этот полезный бизнес будет поддерживаться правительством по закону. В результате появления такого реестра инвесторам будет удобнее находить успешные стартапы и вкладывать деньги в их развитие.

Говоря другими словами, согласно этому закону, будет поддерживаться тот самый малый и средний бизнес, но только тот, что очень нужен стране и точечно, а не бизнесы: “Чайхана-Шаурма-Чайхана”.

На данный момент закон находится в высокой стадии подготовки. В его разработке участвовали эксперты, учёные РАН, представители инновационных компаний, депутаты, члены Совета Федерации, только вот наших караул-экономистов туда позвать забыли.

Путин отметил важность этого закона и поручил Белоусову заниматься им вплотную, чтобы сроки его реализации не сдвинулись вправо (он не был отложен на поздний срок).

Ну, надеюсь, что хоть сейчас до скептиков что-то начнёт доходить.

Не забывайте ставить лайк!

Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!))