Найти в Дзене
Свое Дело Плюс

Последний островок свободы торговли и романтики

На Хасанском рынке работает ярмарка под названием «Фестиваль мастеров России». Здесь предприниматели со всей страны, сменяя друг друга, знакомят покупателей с товарами, в основном, собственного производства. Это как продовольственные, так и не продовольственные товары, многих из которых нет на маркетплейсах и в федеральных торговых сетях. По сути фестиваль или ярмарка давно стал клубом, куда приходят пообщаться, получить советы и порадовать себя чем-то оригинальным. В будний день на рынке немноголюдно, Хасанский после закрытия станции метро «Ладожская» оказался труднодостижимым, но вокруг рынка — плотная застройка Красногвардейского района Петербурга и посетители рынка к прилавкам «фестиваля» тянутся постоянно. Здесь продаются товары, которых просто так не встретишь на маркетплейсах или в универмагах, а если и они там есть, на агрегаторах, то надо догадаться и выделить их из сотен тысяч других, а здесь они на виду, на прилавке, говорят предприниматели. За первым прилавком — бывшая фарм

На Хасанском рынке работает ярмарка под названием «Фестиваль мастеров России». Здесь предприниматели со всей страны, сменяя друг друга, знакомят покупателей с товарами, в основном, собственного производства. Это как продовольственные, так и не продовольственные товары, многих из которых нет на маркетплейсах и в федеральных торговых сетях. По сути фестиваль или ярмарка давно стал клубом, куда приходят пообщаться, получить советы и порадовать себя чем-то оригинальным.

На Хасанском рынке фестиваль работает уже второй год. Сорганизаторы — предприниматели Виктория Арсентьева и Зинаида Столяренко (слева)
На Хасанском рынке фестиваль работает уже второй год. Сорганизаторы — предприниматели Виктория Арсентьева и Зинаида Столяренко (слева)

В будний день на рынке немноголюдно, Хасанский после закрытия станции метро «Ладожская» оказался труднодостижимым, но вокруг рынка — плотная застройка Красногвардейского района Петербурга и посетители рынка к прилавкам «фестиваля» тянутся постоянно. Здесь продаются товары, которых просто так не встретишь на маркетплейсах или в универмагах, а если и они там есть, на агрегаторах, то надо догадаться и выделить их из сотен тысяч других, а здесь они на виду, на прилавке, говорят предприниматели.

Предприниматель Людмила Калинина представляет развивающие игрушки и сувениры
Предприниматель Людмила Калинина представляет развивающие игрушки и сувениры

За первым прилавком — бывшая фармацевт Людмила Калинина рассказывает об умных деревянных игрушках —  для обучения детей младшего возраста чтению, математике, другим предметам. Игрушки Людмила под названием деревянные изделия «Фаника» делает вместе с супругом. «В семье уже и дети подключились и помогают с игрушками», — рассказывает она. Следующий год по китайскому календарю  — год Зеленого деревянного дракона, тут же есть фигурка дракончика, ее можно самому раскрасить. Спрашиваю Людмилу, почему она торгует на фестивале, а не на маркетплейсе.

Развивающая игрушка от Людмилы Калининой
Развивающая игрушка от Людмилы Калининой

На маркетплейсах все время повышают проценты и работать невыгодно, объясняет она. А здесь и общение с покупателями, и объяснение того, как пользоваться развивающими играми и игрушками. «Работаем через ВКонтакте и на ярмарке», — говорит предпринимательница.

В последнее время стали появляться магазины сувениров типа «Полки», где полки в аренду сдают производителям сувениров,  но нам этого мало, говорит Людмила Калинина, надо уметь рассказать покупателю главное и дать посмотреть и поиграть. Поэтому ярмарка помогает сбыту.

Украшения из янтаря работы художницы Маргариты Фоминой
Украшения из янтаря работы художницы Маргариты Фоминой

Художник Маргарита Фомина известна в Петербурге тем, что отрыла свое дело, выйдя на пенсию. Она с тех пор продает свои украшения из натуральных камней, стекла, и других материалов, здесь на прилавке тоже уже поблескивают брошки-дракончики.

Художница работает постоянно в Пушкине, а ее саму можно часто видеть на всевозможных форумах, ярмарках и выставках. С 24 ноября идем в Пассаж, говорит продавец.

Фомина старается брать много выставочных мест и нарабатывать свою клиентскую базу, заказывать работу. Все модели художник придумывает сама, янтарь заказывает в Калининграде, эти украшения стали одними из самых популярных, говорит продавец и показывает популярное украшение — колье, похожее на кольчугу. В духе времени.

Зинаида Столяренко — представитель предпринимательской династии
Зинаида Столяренко — представитель предпринимательской династии

Предпринимательница Зинаида Столяренко продает шторы и другой текстиль. «Снимите меня с тряпочками», — говорит она.

Зинаида Петровна из города Кириши, у нее большой запас штор и тюлей из Турции (создаем здоровую конкуренцию местному производителю, говорит предпринимательница. «Китай — лучшая страна в мире по поставкам в мире, но я беру Турцию», — говорит она), и видит большой спрос, так как «цены очень разумные».

В Киришах у бизнесвумен есть небольшое производство, цех — там работают, в том числе, инвалиды. Есть у предприятия и корпоративные заказы, говорит она. «Шьют хорошо, даже в правительство возили — в Москву и для Смольного шили шторы. В госпитали возили пледы, отправляли в Луганск, Донецк и в Крым постельное белье», — рассказывает предпринимательница и добавляет, что торговых точек у нее нет, работает только на ярмарках.

«Но свое производство есть производство и ему нужно рост давать, — уверена Столяренко, — а я еще и хранитель семейной династии, у меня четвертое поколение на этом производстве. Работает у нас человек пять и берем еще одного инвалида. Семейному бизнесу надо давать дорогу», — говорит она, и показывает тюль из льна — очень тонкий, такого раньше корреспондент «СДП» не видела.

Льяные одеяла, подушки, наматрасники из Костромы
Льяные одеяла, подушки, наматрасники из Костромы

Лен вообще популярный на фестивале товар. Из Костромы сюда привезли одеяла и подушки, набитые чесаным льном «с легким запахом льна». Редко кто может подойти и не погладить, помять в руке подушку или одеяло. И одно одеяло чуть вспорото по шву и можно посмотреть как выглядит лен внутри. (Забегая вперед, скажу, что корреспондент «СДП» не удержалась и купила такое одеяло, так как шерсть и пух ей запрещены по причине аллергии, а заворачиваться в холофайбер она так и не полюбила — на второй сезон он становится холодным, как саван).

В следующем стенде предприниматель Ирина Санникова продает одежду различных российских производителей, которую закупает по всей России. «У нас была оптовая база, были представители Литвы, Белоруссии, а теперь только России, — рассказывает продавец. — Через маркетплейсы свой товар не продают, так как не все пользуются платформами, а некоторые любят рынки. Вот «Модный дом «Россия», город Пермь. Вискоза с шифоном — очень хорошо смотрится. Ткань дышащая, посмотрите, модель интересная. Когда-то на «Индустрии моды» мы заняли первое место». У Ирины Санниковой есть точка и в Большом Гостином дворе.

Это не мыло, это мармелад на соках производства Тверской фабрики
Это не мыло, это мармелад на соках производства Тверской фабрики

Предпринимательница Ольга Кудряшова продает мармелад, пастилу, зефир, а также мармелад в виде мыла из натуральных соков тверской фабрики, который всех вводит в заблуждение и потому пользуется спросом, пахлаву и другие сладости. «Делают их  фабрики в Москве, Московской области, это торговая марка «Сласти Коломны», — рассказывает Ольга Кудряшова, — а также из Воронежа, Твери, в том числе, без сахара (на фруктозе), есть Белевская пастила, шоколад, новогодние наборы». Наборы Ольга составляет сама и собирается открыть торговую точку.

«Тульский трикотаж» на стенде представлен предпринимательницей Александрой, торговая марка Lory — достойный выбор женской одежды из хлопка, платья, блузки и футболки, интеллигентных расцветок. Это семейный бизнес, торговлей также занимается вся семья. Трикотаж этой же марки есть и на маркетплейсах, но там их надо найти, а здесь есть уже пул постоянных покупателей.

Все знают тульский пряник, а это «Тульский трикотаж»
Все знают тульский пряник, а это «Тульский трикотаж»

Сумки и рюзачки из Омска (Western Siberia, как написано на этикетках, бренд GalattO производства ООО «Квазар») из кожи и армированного нейлона притягивают взгляд буйством красок, — на нейлон нанесены принты картин великих и менее известных художников. За прилавком — представитель компании по имени Анвар.

Анвар показывает популярную модель рюкзачка с принтом
Анвар показывает популярную модель рюкзачка с принтом

«Самая продаваемая модель — принт картины одной уфимской художницы, — показывает Анвар и рассказывает, что компания запрашивает разрешение, взяли бы разрешение и у Густава Климта, и у Ван Гога, но…

Есть и эксклюзивные орнаменты — например, денежные мандалы на сумках.

«Когда мы начинали, у виска пальцем крутили, а теперь все завидуют, — рассказывает Анвар. — такую технологию выбрали потому, что с кожи рисунок слезает и блекнет, с нейлона — нет. Изображения на сумках, да, не все любят, но есть люди, которые любят видеть определенные вещи — например, знаю одну девушку, она тащится от Парижа и любит Париж везде, и на сумочке, в том числе. А другая — ну любит маки, и все. И сумка с маками ей тоже нравится».

-10

Продукция компании поставляется в Беларусь, в Армению, Казахстан, в России есть практически во всех крупных городах.

«Да, продукция есть и WB, но система скидок так срабатывает, что легче там не продавать, — говорит Анвар. — Мы здесь работаем, чтобы народ о нас узнал. Найдется хоть один человек, кто купит. Надо ездить и продавать. Открыть свой магазин в Петербурге пока рано. Вот мы жили в Ялте, работали там пять лет. Там в Крыму теперь все носят наши сумки. Сумки кажутся летними, но это заблуждение, их носят круглый год. Мы подсчитывали, в каждой семье будет наших изделий штук 10. Дети рюкзаки носят, мама купила и дочка захотела. В каждой семье — от трех сумок до 15», — мечтает представитель компании и добавляет, что хотел бы, чтобы государство помогло российским производителям и российскому потребительскому рынку — чтобы были такие площадки как Хасанский рынок.

«Приезжаем в Петербург работать и привозим семьи — и уже как туристы живем здесь пару недель — если будет такая программа для предпринимателей, мы поедем в город все!», — говорит Анвар.

Далее на ярмарке — прилавочек … — тадам! — товары шведской компании Econext- за этим прилавком продают экологичные салфетки и полотенца, в том числе спонжи для мытья посуды, которые моют без моющих средств, салфетки, которые собирают пыль без смачивания их водой, и так далее, в том числе, полотенца с серебром, и еще множество товаров. В общем, чудеса.

«Фестиваль хотел бы получить дополнительные площади и расшириться, но пока нам не дают, — рассказывает сорганизатор «Мастеров России» Виктория Арсентьева, —  хотя таких веселых и полезных товаров могло бы быть на рынке больше и участники могли бы платить аренду городу, который управляет рынком».

Сама Виктория Арсентьева продает на фестивале индийские чаи и пищевые добавки
Сама Виктория Арсентьева продает на фестивале индийские чаи и пищевые добавки

Фестиваль живет с рынком дружно — его посетители, отоварившись, бегут в рыночные ряды — и должна сказать, что ассортимент рынка очень достойный по сравнению с тем, что было три-четыре года назад, особенно, рыбные и фруктовые ряды. Фрукты, овощи, соленья, сыры, мясо — все представлено разнообразно, и гораздо чище, чем на популярном Сенном рынке.

«Фестиваль мастеров России» также дважды работал с «Гостиным двором», мы прошли там все аттестации, говорит Виктория Арсентьева, у «БГД» очень высокие требования к товарам, к у памятника архитектуры, строгие регламенты работы, еще работали на Кузнечном рынке, сейчас для площадки рассматривают «Долгозерный рынок» и  ТК»Парнас Сити» у станции метро «Парнас». Всего фестиваль объединяет более 100 предпринимателей со всей страны.

«Тематические мероприятия на Хасанском рынке будут проходить в течение всего декабря, с регулярной сменой участников из разных регионов», — говорит Виктория Арсентьева.