Ховала – без преувеличения самое загадочное божество ведического пантеона, так ничего неизвестно о его происхождении, можно лишь предполагать, что он, являясь одним из «надмирных» богов пришёл на Мидгард-Землю с некой высшей целью, о которой можно только догадываться. Он не имеет родственников ни в мире Яви, ни в мире Нави и ведические легенды упоминают о нём, только повествуя о его встречах с людьми.
Как правило, улыбчивый Ховала при этом ни с кем не разговаривает, но нередко может творить какие-то загадочные сакральные ритуалы, после чего судьба людей, которым посчастливилось (или «посчастливилось») с ним повстречаться может измениться, как в лучшую, так и в худшую сторону. Таким образом, можно сделать вывод о том, что функционалом этого бога является контроль над соблюдением кармического равновесия – не этот ли труд определил его широкую известность в славянском мире?
Если верить славянской ведической мифологии, Ховала имеет облик высокого седовласого старца с удивительно выразительным и ясным взглядом, одетым в лёгкую льняную одежду, которой он не изменяет и в лютейшие морозы. На ней выткан сложный орнамент из рунических и солярных символов символизирующий единство двух противоположностей – Света и Тьмы, Жизни и Смерти.
Другой отличительной особенностью сего «дедушки» является наличие над его головой своеобразного нимба, на котором по периметру расположились шестнадцать огненных глаз, символизирующих количество чертогов в славянском астрологическом Круголете.
По другим версиям, котируемым ведистами как информационная диверсия христианского культа, их лишь двенадцать, очевидно, по числу домов в европейской астрологической системе. Как бы там ни было, когда Ховала шествует в ночном мраке, вокруг него распространяется свет, сравнимый с заревом большого костра.
Весь облик этого божества дышит непонятной, не от мира сего умиротворённостью, а потому люди пути которых пересеклись с его дорогой обычно не испытывают в этот момент страха и спокойно идут дальше навстречу своей судьбе. Давно подмечено, что если встретить этого бога в тёмное время суток – это к добру, ибо его энергетика буквально растворяет негативные эмоции, давая взамен жизненную силу, что воплощается в оптимизацию людской жизни.
Напротив, днём Ховала играет роль ведического ангела смерти, энергетического вампира, «выпивая» энергию не только живых существ, но даже и неодушевлённых предметов, что, кстати, отражает и этимология его имени – во многих славянских языках присутствует глагол «ховать» - прятать.
Есть ли у этого бога постоянная резиденция или всю свою жизнь он проводит на дорогах славянского мира – точно неизвестно. Согласно легендам, Ховала «прописан» в заколдованной пещере, где спрятаны великие сокровища, причём неизвестно идёт речь о «презренном металле» или же о неких высших духовных ценностях или тайнах мироздания вроде тех, что открыл людям Велес.
Поэтому тем, кому «посчастливилось» обнаружить его резиденцию угрожает нешуточная опасность – если бог сочтёт, что нежданные гости в своём стремлении обрести клад слишком настырны, то может и ослепить их своим нимбом. Стоит также отметить, что когда в засуху солнце тотально выжигает весь урожай это является признаком того, что Ховала изволил за что-то не по-детски осерчать на людей.
Их отношение к Ховале отличается своей спецификой, обусловленной целым комплексом причин:
- От этого бога, пришедшего их другого мира, попросту не всегда знаешь, чего ожидать, это спровоцировало возникновение одной из самых сильных фобий – страха перед неизвестным. Конечно, люди боятся, например, Мару, но богиня зимы и смерти давно и хорошо им известна, имеет чёткий функционал, включающий и полезные элементы, что определяет её как вполне органичный элемент славянского микрокосма. А вот императивы Ховалы не всегда прозрачны, что, в свою очередь, определило не столько уважение, сколько страх перед ним.
- Ховале никогда не возводили капища, не славили его, ибо: во-первых, попросту неизвестно надо ли ему это в отличие от «своих» ясуней, силы которых в немалой степени зависят от моральной поддержки людей; а во-вторых, даже те, кто имеет причины быть благодарными этому божеству попросту не знают как это лучше сделать. Как уже упоминалось выше – Ховала весьма немногословен.
Оценивая значение этого божества для славянского мира, надо констатировать, что оно олицетворяет кармическую, а не дуалистическую концепцию мироздания, характерную для дохристианской эпохи, когда люди в силу характерных для этого периода особенностей восприятия довольствовались единым знанием, а не дробили его на дискретные составляющие, что характерно для современной науки постхристианского мира.
Вместе с тем, Ховала на правах более глобального «вселенского» бога лучше понимает этот мир и его обитателей, потому его визиты, несущие им благо справедливости всё-таки являются скорее добром, нежели наоборот. Это положение и определило соответствующее несколько настороженное отношение к этому божеству и его специфическую «славу».