Новость о росте цен на куриные яйца на прошлой неделе ворвалась в топы деловых публикаций. Росстат сообщает о росте цен на этот продукт с начала года на 18,6%. Правительство нервничает. ФАС России рассылает грозные письма на птицефабрики и в розничные сети с требованием обосновать такой рост. Преисполненный возмущения покупатель недоумевает у магазинной полки. Что же вдруг произошло с яйцами?
Почему рост цен на яйца неожиданно так взволновал наше правительство и Антимонопольную службу?
Почему такое внимание именно к яйцам? Люди, бывающие в магазинах, видят, что цены растут на всё: машины подорожали в два с лишним раза, топливо подорожало, ипотека на жилье — вдвое. Цены на весь импортный продукт сильно выросли, не только на продовольствие. По сравнению с советским временем, с началом двухтысячных, с периодом десятилетней давности яйцо и водка в нашей стране подорожали меньше, чем другие продукты. Сегодня нет никаких оснований говорить, что этот продукт дорогой. К тому же российские цены на яйца в сопоставимых единицах в два-три раза меньше, чем в Америке или в Европе.
Отпускные цены за последние два года росли, но меньше, чем темпы инфляции. Для того чтобы вырастить курицу, которая несет яйца, не золотые, нужны очень большие затраты. И они значительно увеличились. Во-первых, подорожало племенное стадо. В мире по яичному профилю есть всего две фирмы мирового класса, создающие и продающие племенных кур: компании «Ломан Тирцухт» и «Хайсекс». Все покупают у них. В России существуют свои племенные хозяйства, которые, купив европейские селекционные линии, дальше их развивают и продают собственную племенную продукцию на рынке. Зависимость от импорта очевидна, поэтому цены выросли вместе с ростом курса доллара и подорожанием всего.
Второе: затраты на корма поднялись очень сильно, в полтора-два раза. Например, самый важный компонент комбикормов в птицеводстве — это соевый шрот. В зависимости от их рецепта удельно он весит достаточно много. В основном этот товар к нам поступает из-за рубежа: 80 процентов соевого шрота и бобов — из Аргентины и Бразилии. Помимо курса валют на его цену влияет стоимость перевозки по морю: фрахт за последнее время сильно подорожал. Группа компаний «Содружество», основной поставщик соевого шрота, занимает 60 процентов рынка, и за последнее время он у них подорожал почти в два раза. А есть еще такие компоненты кормов, как лизин, метионин, витамины, премиксы и прочие, которые мало производят в нашей стране, и их тоже приходится импортировать. Причем российские производители подтягивают свои цены к ценам на импорт. К этому нужно добавить мировую инфляцию: во всех странах цены выросли, причем в Европе очень сильно. Плюс поднялись тарифы на автомобильную и железнодорожную доставку внутри России. Кроме того, стройматериалы, оборудование для птичников, запчасти к оборудованию, независимо от того, импортные они или российские, — все подорожало в полтора-два раза.
Насколько в итоге увеличилась себестоимость производства?
Правильно считать себестоимость означает учитывать цикл выращивания курицы. Есть два вида птицы: бройлерная и яичная. Бройлерная — это мясная порода, которую выращивают в среднем 36 дней и дальше забивают на мясо. А яичную птицу, чтобы та начала нести яйца, нужно выращивать 140 дней. После этого она 12–15 месяцев дает продукцию, потом ее забивают и в сравнении с бройлером продают гораздо дешевле, поскольку она очень худенькая, это не мясная порода. С точки зрения мясного бизнеса такая курица убыточна. Поэтому затраты, которые мы несем, кормя курицу в течение 140 дней, нужно относить на яйцо, а не на мясо. В Европе и Америке яичные куры, после того как перестают давать яйца, идут на глубокую переработку вообще с нулевой стоимостью. С учетом всех затрат рентабельность в птицеводстве яичного типа за последние пять лет колеблется у производителей в диапазоне от двух до десяти процентов. Если они относят затраты на выращивание не на яйцо, а на мясо, то рентабельность по яйцу может оказаться выше, но тогда у них мясо убыточно. Можно сравнить рентабельность с официальной отчетностью нефтяных, металлургических компаний, производителей удобрений в России: у них она доходит до пятидесяти, а то и до семидесяти процентов.
ФАС России рассылает письма на птицефабрики и подозревает в картельных сговорах
В стране более 240 производителей птицеводческой продукции. В каждом регионе от трех до семи производителей. Все они конкурируют между собой, потому что торговые сети не отличаются лояльностью: то у одних берут, то у других, в зависимости от условий. Сети конкурируют между собой и пытаются купить самый качественный продукт дешевле. Общий объем производства яиц в стране — 45–48 миллиардов в год. Самые крупные фабрики — «Синявинская», «Волжанка» — находятся в западной части страны и производят около полутора миллиардов яиц каждая. То есть даже самая крупная, «Синявинская», занимает только два-три процента рынка. При этом покупает соевый шрот у «Содружества», продающего 60 процентов соевого шрота в стране. Или, например, у какой-нибудь компании есть направление растениеводства и они покупаем фосфорное удобрения лишь у одного поставщика в стране — компании «Фосагро», других нет! Причем монокальцийфосфат используется не только как удобрение, но и как компонент кормов. Никто не задается вопросом, почему такая рентабельность у этого производителя удобрений: более 50 процентов? Должны же птицефабрики как-то компенсировать цены на удобрения, чтобы иметь хотя бы пять-шесть процентов рентабельности?
Может в росте цен виноваты розничные сети?
Сетей намного меньше, чем производителей: «Х5 ритейл», «Магнит», «Лента» и одна-две региональные сети — реальные крупные покупатели, которые регулярно, каждую неделю, готовы брать продукцию. Сети не заинтересованы в росте цены на данный продукт. Дефицита тоже нет, он возникает, только если происходят экстраординарные события: падеж, закрытие фабрик и так далее. Но если что-то и случается на локальном рынке, всегда можно из другого региона завезти продукцию. Возможность картельного сговора по яйцу маловероятна, потому что очень много мелких поставщиков.