Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня практически каждый учитель по любой школьной дисциплине может подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Психологи отмечают, что современные дети информацию на экранах мониторов, ноутбуков, проектора, телевизора воспринимают намного лучше, чем печатную книжную информацию. Поэтому в процессе обучения, как правило, повышается интерес учащихся к урокам с использованием ИКТ.
Организовывая урок с использованием ИКТ, нужно учитывать следующие факторы: уровень подготовки класса, методическую цель урока, тип урока, готовность учащихся к виду учебной деятельности, санитарно-гигиенические требования, которые регламентируют возможность применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся.
Современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному. Поэтому ИКТ на уроке целесообразно использовать
- при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
- проведении виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ типа "Физикон";
- закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);
- система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы, для подготовки к ЕГЭ); такая система контроля позволяет своевременно определять пробелы в знаниях учащихся и осуществлять их коррекцию;
- самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
- тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).