Найти в Дзене
Антон Гаген

Почему ремонт электромобилей стоит так дорого?

Оглавление
Стихийная свалка электромобилей в Техасе
Стихийная свалка электромобилей в Техасе

Страховщики требуют, чтобы совершенно исправные электромобили были утилизированы, или увеличивают счета за ремонт с 1000 до 15 000 долларов, казалось бы, без уважительной причины. Решение есть, и оно находится в руках автомобильных компаний.

Увеличение количества электромобилей на дорогах неизбежно означает, что все большее их количество попадает в аварии.

К тому же большинство владельцев автомобилей переживают из-за разряженных аккумуляторов, поскольку теоретически они могут поставить под угрозу безопасность автомобиля, вызвав поражение электрическим током, пожары и даже взрывы.

Однако пожары в среднем встречаются реже, чем в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

В некоторых случаях страховщики даже списывают целые автомобили только из-за незначительных физических повреждений корпусов аккумуляторных батарей.

Источники в страховых компаниях сообщают, что существует нехватка автомастерских, которые знают, как правильно оценивать аккумуляторы, не говоря уже о их ремонте.

“В нашей отрасли слишком много паникеров по поводу электромобилей”, - говорит хозяин автомастерской из Англии, Эдвард Кливли. “Проблема в отсутствии понимания”.

А некоторые производители еще больше усложняют работу механиков. Достать запчасти может быть непросто, и часто официальной информации, объясняющей, как ремонтировать определенные аккумуляторы EV, мало или вообще нет.

Из-за этого, вместо ремонта, аккумуляторы зачастую просто идут под замену. А ведь стоимость некоторых моделей значительно превышает 10000 долларов.

“Если вы заменяете поврежденный аккумулятор на новый, то внезапно, после того как вы добавили другие затраты с точки зрения рабочей силы и аренды автомобилей, - говорит Марк Фрай, технический менеджер Thatcham Research, - ремонт электромобиля становится просто не выгодным”.

Представитель Ассоциации британских страховщиков добавляет, что существуют проблемы, связанные с доступностью ремонтников в Великобритании. Рынок страхования электромобилей в настоящее время абсолютно неустойчивый.

В сентябре крупный британский ритейлер John Lewis был вынужден полностью прекратить страхование электромобилей после того, как его андеррайтер Covéa отозвал страховое покрытие для этих автомобилей. Пресс-секретарь Covéa отказалась пояснить, почему фирма сменила тактику.

Некоторые страховые компании, базирующиеся в США, также исключают из своих страховых программ электромобили, говорит Тим Завацки, аналитик S&P Global Market Intelligence. Он говорит, что отрасль зависит от реального опыта, и на данный момент этого все еще не хватает.

Небольшое количество, большие затраты

Отдельно пресс-секретарь Admiral, крупного страховщика в Великобритании, говорит, что проблемы, связанные с аккумуляторами, могут привести к списаниям.

“При отсутствии возможности отремонтировать, переработать или перепрофилировать аккумулятор, это, вероятно, приведет к его полной потере из-за его высокой стоимости”, - говорит она, отказываясь подтвердить, списывались ли электромобили чаще, чем автомобили ICE.

Кристоф Лаутервассер из Allianz Center for Technology, немецкого исследовательского института, принадлежащего страховому гиганту Allianz, говорит, что повреждение нижней части электромобиля с большей вероятностью может привести к царапинам корпуса аккумулятора. “Проблема в том, что в некоторых случаях это приводит к полной замене аккумулятора, что довольно дорого”, - говорит он.

По данным Allianz, претензии к электромобилям в настоящее время составляют всего 2 процента от общего объема претензий, связанных с автомобилями, которые рассматривает фирма. Однако на их долю приходится около 10 процентов расходов компании.

По крайней мере, на западных рынках электромобили, как правило, содержат в среднем более высокий процент материалов, которые трудно ремонтировать, таких как алюминий или композиты.

Если такие компоненты повреждаются при столкновении, они, скорее всего, потребуют замены, говорит Райан Манделл, директор по работе с претензиями компании Mitchell, специалиста по ремонту при столкновениях в США.

Это, а также отсутствие установленных процедур ремонта в целом, увеличивает общие расходы на страхование, связанные с электромобилями, по сравнению с автомобилями ICE. Однако Манделл добавляет, что частота полного списания электромобилей на данный момент не превышает таковых для сопоставимых высококлассных автомобилей ICE.

“Нам нужны четкие инструкции от производителей автомобилей в их руководствах по ремонту, в которых указывалось бы, какие повреждения допустимы”, - говорит Лаутервассер.

Что может помочь со стоимостью ремонта?

В настоящее время, возможно, наблюдается излишняя осторожность. Когда современный электромобиль обнаруживает столкновение, он может активировать компонент, называемый пиротехническим предохранителем, который разрывает соединение с аккумулятором.

Если столкновение будет достаточно серьезным, подушки безопасности тоже могут сработать. По словам Лаутервассера, если это произойдет, некоторые производители требуют замены батареи независимо от ее фактического состояния. Он указывает, что теоретически автомобиль мог бы снова работать, просто заменив пиротехнический предохранитель и любые другие поврежденные детали, а не весь (невредимый и очень дорогой) аккумулятор.

Лаутервассер предполагает, что с помощью некоторых простых изменений в конструкции автомобиля, таких как дополнительное защитное ограждение под батареями — или допуски на мелкие царапины при условии, что батарея работает безопасно и исправно, — можно было бы устранить значительную часть затрат, связанных с ремонтом электромобилей.

У некоторых электромобилей есть особенности, о которых знают не все инженеры, добавляет Элиот Смит, основатель Pro-Moto Europe, компании, которая обучает механиков ремонту автомобилей. Он описывает одну старую модель электромобиля, которая через несколько лет, как правило, переставала получать питание от аккумулятора.

“Какой-нибудь крошечный компонент вышел бы из строя, и батарея не включилась бы”, - говорит он. Но он и его коллеги поняли, что этот компонент можно заменить и снова запустить машину. “Это компонент стоимостью 1,55 доллара”. Однако в то время производитель не поставлял его — механикам пришлось искать его в другом месте.

Проблемы с деталями

Смит утверждает, что производители в настоящее время несколько уклоняются от публикации номеров деталей или предложения запасных частей для аккумуляторных систем.

Этого следовало ожидать, пока они увеличивают свою долю на рынке, утверждает он. (Смит сам когда-то работал на крупного автопроизводителя.) Механикам необходим доступ к этим деталям, чтобы накопить ноу-хау, необходимое для ремонта электромобилей, когда они попадают в аварии.

“Мы даем им навыки. Им просто нужны компоненты”, - говорит Смит. Он приводит другой пример. С некоторыми электромобилями вы не можете просто заменить отдельные поврежденные модули внутри батареи. Некоторые автомобили необходимо перепрограммировать, чтобы они приняли новый модуль, потому что иначе они его не распознают — это немного похоже на введение иммунодепрессантов пациенту, перенесшему трансплантацию органа.

Даже в тех случаях, когда аккумуляторы заболели, должна быть возможность высушить их, протестировать и снова отправить в дорогу, говорит Смит. Недавно он помог ремонтнику сделать это. Затраты на рабочую силу составили 1243 доллара, но это было намного меньше, чем 15 000 долларов, которые автопроизводитель потребовал за совершенно новый аккумулятор.

Я обратился к нескольким производителям автомобилей за комментариями к этой истории — многие не прислали ответа. Кливли отметил высокую стоимость запасных частей для автомобилей Tesla по сравнению с автомобилями других брендов. Tesla не ответила на наш запрос о комментариях.

Но Кливли и другие похвалили некоторых производителей за их относительную открытость. Представитель BMW говорит: “Мы можем подтвердить, что высоковольтные аккумуляторы BMW оснащены расширенными диагностическими возможностями. Кроме того, учитывая их модульную компоновку, их можно ремонтировать, ограничивая работу только поврежденной частью”.

Второй срок службы аккумуляторов

Куда делись все хорошие батарейки? Просто потому, что страховщик или производитель автомобилей не позволяют им продолжать свою жизнь на дороге, это не значит, что они пропадают впустую. В Дорсете, Англия, компания под названием Second Life EV Batteries собирает ненужные аккумуляторные батареи и продает их любителям и производителям, которые используют их, например, для систем накопления электроэнергии на солнечных панелях.