Найти тему
Академик Чазов

Ремешки на педалях

Автор Евгений Голубенко

(в память о моём Лётчике-Инструкторе

подполковнике Сергее Бугаёве)

Ремешки на педалях

В книгах об авиации, читал, что были случаи, когда курсанты во время штопора "впадали в ступор", зажимали РУС и педали так сильно, что инструктора не могли их пересилить. Самолеты штопорили до самой земли, разбивались, экипаж погибал. С курсантом Евгением Чазовым произошел немного другой случай.

г.Грозный. Аэродром Ханкала. Лето 1988 года.

В ходе вывозной программы на самолете Л-29, ещё самостоятельно не летавшему, курсанту Чазову, был запланирован полет в зону на простой пилотаж. В задании, помимо прочего, необходимо было потренировать выполнение правого и левого штопора.

Это был в жизни курсанта второй полет с выполнением штопора. Причем в первом полете, ему, заместителем командира учебной эскадрильи, был просто показан один правый и один левый штопор. При этом, курсант не должен был трогать органы управления Л-29.

В первую лётную смену, на самолетах эскадрильи учебного полка, летали лётчики-спортсмены со всех уголков Советского Союза, готовящиеся к Чемпионату по самолетному спорту на реактивных самолетах, проводившемуся на базе аэродрома Ханкала.

Вторая лётная смена, из-за высокой температуры наружного воздуха, началась с опозданием. Поэтому, что бы успеть выполнить плановую таблицу, личный состав эскадрильи, старался все делать без задержек.

Сев в кабину Л-29, курсант бегло осмотрел приборы и АЗС в кабине, и приступил к запуску двигателя. В ходе запуска, пристегнулся привязными ремнями. Когда двигатель вышел на обороты малого газа, продолжил осмотр кабины и проверку систем самолета. И тут его ждал «сюрприз». Ремешки на педалях были завёрнуты за педали. Видимо, летавшему до этого на данном борту, лётчику-спортсмену с большим размером ноги, они мешали, и он завернул их за педали.

Что бы вернуть ремешки на место, курсант попробовал достать рукой до педалей, но не дотянулся, так как был уже пристегнут к креслу. Попробовал носком ботинка подковырнуть ремешки. Тоже не получилось. Бросил эту затею, подумав: "Ничего страшного! Можно слетать и без ремешков! В полете на реактивном самолете, все равно педалями почти не пользуются!". Так и полетели.

Пилотажная зона располагалась над горами Кавказа. Набрав 4000м, по командам лётчика-инструктора из задней кабины, обучаемый начал выполнение штопора вправо.

Сбросил скорость до 170 км/ч, взял РУС на себя и энергично дал правую педаль вперед, до упора... Нога соскользнула с педали, и попала между стенкой кабины и педалью. Причем подошва ботинка оказалась за педалью, о кость сустава ступни - до педали.

Курсант попробовал выдернуть ногу на себя. Не получилось! Педаль только сильнее прижимала ступню к борту кабины, а подошва ботинка мешала выдернуть обутую ногу на себя. Выдернуть ногу из ботинка не получилось! Они же ЛЁТНЫЕ, и как положено, были застегнуты фиксирующим ремешком.

А между тем, самолет продолжал вращение. Лётчик-инструктор был спокоен, виток еще не закончился. Чазов попробовал помочь рукой потянуть ногу на себя, но ... только задрал штанину комбинезона выше колена.

Пошли мысли в голове: "Надо докладывать инструктору о том, что нога заклинила педали! С вывернутым до упора рулем направления, мы из штопора не выйдем! Придется катапультироваться!".

Время замедлилось, лихорадочно работает мысль: "Если будем катапультироваться, правую ногу мне однозначно переломает или оторвет! Перспектива нерадостная! Надо отключить блокировку катапультирования! Тогда, после доклада Инструктору, у меня будет немного больше времени на выход из ситуации!»

Мельком глянул на розетку очередности катапультирования: "Вот незадача, она законтрена. Если полет завершится удачно, что объяснять после полета командирам, почему сорвана контровка. Пока высота позволяет, можно с этой розеткой повременить" - решил Чазов.

Виток штопора заканчивается, Инструктор говорит: "Выводи!"

Чазов , изо всех сил пытается выдернуть "попавшую в капкан" ногу, но это у него не получается. Ещё и перегрузка прижимает полностью выпрямленную ногу вниз!

Видя, что курсант не предпринимает действий для вывода из штопора, летчик-инструктор начинает сам выводить Л-29 из штопора, давит на педаль, тем самым ещё сильнее зажимая "капкан"!

Ситуация для курсанта усугубилась, надо быстрее соображать, и он пробует ещё один вариант. Вытащить вверх, используя метод рычага и молотка! Но где же их взять в небе? Рукой ударить получается только под колено, ниже не получается, мешает подвесная система.

Осталась только левая нога! Курсант, перенес её перед панелью приборов , втиснул между РУСом и Панелью Вооружения, и снизу ударил по застрявшей правой ноге. С первого удара освободить ногу не получилось. Но во второй удар, он вложил уже всю свою пролетарскую ненависть! И это помогло!

- Всё!!! Свобода!!! Получилось!!! - обрадовался Чазов.

Но это был еще не конец приключения. Оставалось вывести самолет из штопора.

Побыстрее возвращая левую ногу на место, курсант энергично, до упора, нажимает на левую педаль! И ..., оба-на ...! Ситуация повторяется, только в другую сторону! Но тут уже, абсолютно спокойно, с чувством опытного человека, будущий лётчик, сразу, правой ногой, выбил левую ногу из "капкана".

После этого, вообще убрал ноги с педалей, "от греха подальше", РУС двинул вперед за нейтральное положение, и Л-29 спокойно, немного покачавшись, вышел из вращения. Ручка управления самолетом налилась упругостью набегающего потока воздуха, оставалось только выйти из пикирования.

При разборе данного полета, Чазов сказал лётчику-инструктору, что немного растерялся, так как первый раз делал штопор. После этого лейтенант отправил курсанта в тренажный самолет со словами: «Евгений! Что бы "не терялся", шуруй в тренажный самолет и сымитируй 100 штопоров влево и 100 штопоров вправо! Через 40 минут у нас опять вылет в зону, по этому же упражнению!».

Второй вылет в зону на простой пилотаж, с выполнением штопоров, прошёл «без сучка и задоринки»!

В дальнейшем, положение ремешков на педалях, осматривалось авиатором как положено, до посадки в кабину. Иногда, готовясь к вылету на самолете, с пилотами расположенными бок о бок, над ним подшучивал член экипажа:

-Да оставь эти ремешки в покое! Зачем они тебе нужны? - говорил он.

- Бережённого Бог бережёт! - невозмутимо бурчал Чазов, аккуратно поправляя ремешки и подсовывая под них ноги...

Лётчику-инструктору, Евгений признался о том, что на самом деле случилось в том полете, только на выпуске из лётного училища. Но Инструктор уже не помнил этот случай, полет для него был обычным, ничем не отличавшийся от других! Только присутствующая при разговоре жена Сергея, украдкой смахнула слезу и сильнее прижалась к мужу! Она его знала лучше всех, и была уверенна, что он бы никогда один не катапультировался!

Ноябрь 2023 года