Найти в Дзене
Олег Леонкин

Гиперактивный? Нет. Он одаренный! Чтобы это понять, мне хватило 10 минут.

Вхожу в дом, меня встречает ребенок с пластилином в руках:

- Я умею лепить! - сказал он, выглянув в коридор, и убежал обратно в комнату.

💡 Первое, что стало понятно: ему очень интересно, кто к нему пришел, но он не пассивно смотрит, а пытается выстроить взаимоотношения по своему сценарию. Понимает, что общаться будет с ним, и ему не комфортно, если не он будет главным в общении. Я таких называю режиссерами. Им очень важно раздать роли и контролировать четкое выполнение поставленной задачи. Не выполняешь - контакт разрушается. Очень часто у таких детей возникают трудности общения со сверстниками. Наше общение пока длилось не больше 30 секунд.

Я отметил еще один факт, но он нуждается в проверке.

Парень вышел ко мне с куском пластилина неопределенной формы и как-то назвал. Я такого слова до этого не слышал. Мама объяснила, что это ужастики, он их создает, сжав пластилин в руке, и оценивает результат. “Современное искусство”, - подумал я.

Я попробовал в его ужасных существах увидеть животное. Слепил утку, слона, но это не прокатило совсем. Тогда я пошевелил ушами слона и рассказал, что только несколько процентов людей умеют шевелить ушами.

- Ты умеешь? - сразу же спросил он.

- Да.

- Покажи.

Он смотрел на мои шевелящиеся уши с большим интересом. Весь его вид, то, как меняется его тело, показало, насколько ему важно получать все новую и новую информацию.

Пока мы с ним лепили (минуты три), я успел оценить его тонус, умение подстраиваться под другого человека (он учил меня лепить ужасные существа: я держал пластилин, а он нажимал на мои руки). Посмотрел у него рефлексы, работу глаз и объем зрительного пространства. Самая скучная часть в нашем общении.

Мое предположение о том, что он не умеет быстро подстраиваться под другого человека и находить общие точки соприкосновения, рухнуло полностью.

Он не отошел от меня за 10 минут ни на сантиметр - гиперактивность не про него, концентрация внимания более чем достаточная. Скучно молодому человеку, а самостоятельно он пока не может создать для себя насыщенное пространство. Да, есть особенности работы нервной системы, его спонтанные реакции могут быть мощными, но он очень часто себя контролирует, а когда интересно, то проблем, в принципе, нет.

На мой взгляд, парень очень быстро позволяет приблизится к себе чужому человеку. Но мама сказала, что он так ведет себя далеко не со всеми. Возможно и так. У меня получается быстро находить общий язык с детьми.

Что я увидел в результате? Очередного умного ребенка, желания и потребности, которого не соответствуют его возрасту (ему нужно намного больше). Он умеет удерживать внимание на одной деятельности и не переключается. Я пробовал переключиться на диалог с Алисой. Он вежливо послушал и мы опять вернулись к лепке страшилок. При этом ему интересно все, он сложил в свои запасники всю информацию и про уши, и про анатомию, строение мозга и кишечника (он мне детский атлас притащил после лепки и заставлял его читать). Атлас он уже знал наизусть. Когда я говорил не по атласу, то внимательно меня слушал и просил еще раз прочитать. У меня было ощущение, что я на экзамене по анатомии и он пытается понять, насколько хорошо я знаю анатомию и физиологию и как потом меня можно использовать.

В очередной раз я встретился с одаренным ребенком. Текста написал на пол часа чтения, а описал только первые пять минут нашего общения. Вердикт с такими детьми не очень утешительный для родителей - вам придется пахать для насыщения потребности в знаниях, в новой информации у такого ребенка. После в беседе с мамой выяснилось, что он с большим удовольствием провел больше часа на занятии по робототехнике с шестилетними детьми. Ему 3,5. Речь развернута, есть некоторые логопедические особенности, но сложность построения фраз удивляет.

Объем информации, который он готов проглотить, не имеет ограничений. Если не может переварить, то просто глотает на потом. Как люди тысячи лет назад: ели сколько влезет, так как не знали когда в следующий раз смогут поесть. Он тоже собирает информацию про запас.

На вопрос мамы у меня получилось ответить: не получается общаться со сверстниками, так как ему с ними скучно. Вот с шестилетними он готов общаться и ему интересно. С ребенком все хорошо, кроме одного - он одаренный ребенок.

Ребёнок с взрослым взглядом
Ребёнок с взрослым взглядом