Ехал в депрессивный северный город, а в итоге увидел один из лучших примеров благоустройства на всю Россию

53K прочитали

Дорогие читатели и гости данного блога!

Настало время совершить очередную виртуальную экскурсию, отправившись в отдаленный уголок России, не слишком туристический и растиражированный, но оттого не менее примечательный. Сегодня наш путь лежит на север, а если быть точным, на Русский Север, самобытный и загадочный край, известный своей уникальной архитектурой, живописной природой и силой многовековых традиций. Побывать нам предстоит в небольшом, 18-тысячном городке Архангельской области с диковинным названием Ня́ндома. Первое упоминание Няндомы датируется 1897 годом, во времена бурного освоения северных земель и строительства долгожданной железнодорожной ветки Москва-Архангельск. Выросшая вокруг станции Северной железной дороги Няндома довольно быстро превратилась в важный транспортный узел, один из региональных центров промышленности и торговли, но за последние годы во многом утратила свое значение, а вместе с тем и без малого треть населения. Казалось, лучшие годы Няндомы остались далеко позади, однако произошедшие здесь за последние годы изменения дают сдержанный повод для оптимизма. Им и будет посвящена сегодняшняя статья.

Дорогие читатели и гости данного блога!

Для жителя Центральной России и уж тем более москвича уже одно только название региона «Русский Север» звучит, как нечто далекое и труднодосягаемое. В действительности же добраться из столицы в Няндому можно относительно быстро и комфортно на ночном поезде, отправляющемся в 20 часов с Ярославского вокзала и прибывающем в 7 утра к месту назначения.

Дорогие читатели и гости данного блога!-2

Год основания Няндомы совпадает с годом открытия вокзала – 1898. Фактически сам город (а в те времена еще поселок) возник при железнодорожной станции Северной железной дороги на линии, ведущей из Москвы в столицу региона Архангельск. Практически вся историческая застройка центральной части Няндомы деревянная, и лишь через несколько кварталов от вокзала показываются первые советские многоэтажки.

Дорогие читатели и гости данного блога!-3

Сказать по правде, большинство исторических зданий города выглядит в наше в время неважно. Есть и заброшенные покосившиеся избушки с забитыми окнами. Да и те, что по сей день остаются обитаемыми, по своему виду никак не похожи на нормальное, комфортное жилье. Увы, но проблема ветхого жилья уже не первый год является весьма актуальной для всей Архангельской области, а ее окончательное решение по самым оптимистичным прогнозам ожидается не раньше начала 2030-х. Вот и в Няндоме несколько десятков деревянных домов замерли в ожидании не то капитального ремонта, не то сноса.

Дорогие читатели и гости данного блога!-4

Добавьте сюда же осеннюю распутицу, превращающую и без того не слишком ухоженные северные городки в совсем уж унылые, непрезентабельные места. Запланировав поездку на середину ноября, я, если честно, рассчитывал попасть в зимнюю сказку, а в итоге попал в какое-то депрессивное межсезонье, с лужами и грязью, туманами и ни на секунду не затихающим моросящим дождем. По-северному суровый городской колорит лишь усугублял и без того неоднозначные впечатления.

Дорогие читатели и гости данного блога!-5

И тем удивительнее, что в 5-10 минутах ходьбы от городского вокзала, среди невзрачных стареньких избушек вдруг открывается взору целый квартал прекрасно отреставрированных, выглядящих с иголочки исторических деревянных зданий. Меньше всего ожидаешь увидеть нечто подобное в небольшом, абсолютно нетуристическом городке Русского Севера.

Дорогие читатели и гости данного блога!-6

Небольшой квартал, состоящий из десятка деревянных домов конца XIX века выглядит так, будто сошел со страниц глянцевого журнала, посвященного урбанистике и ключевых трендам городского благоустройства. Вот только если раньше в подобных журналах и печатались статьи о реставрации деревянных кварталов, то почти наверняка приведенные в них фотографии были сделаны в одной из скандинавских стран. Я и сам в одной из недавных статей об особенностях Норвегии удивлялся тому, насколько достойно выглядит деревянная архитектура в этой северной стране, мол, почему же у нас так не могут. А оказалось-то, что не просто могут, а могут даже лучше.

Дорогие читатели и гости данного блога!-7

Прибавьте сюда же бордюры и плитку, лавочки и уличные светильники, газоны и насыпные пешеходные дорожки, и вот вам отличное благоустройство, которого так не хватает малым городам нашей страны. Да, пусть в масштабах России, Архангельской области и даже небольшой 18-тысячной Няндомы подобные примеры пока всего лишь капля в море, но так ведь и Москва не сразу строилась.

Дорогие читатели и гости данного блога!-8

Даже несмотря на хмурую северную погоду, холодный ветер и висящую в воздухе морось, данный квартал заиграл буквально новыми красками, сделав Няндому ярче, дружелюбнее и привлекательнее для туристов. Вдруг оказалось, что плохой климат не помеха для хорошего благоустройства. Дошло до того, что городской проект восстановления «Комплекса первоначальных построек Вологодско-Архангельской линии Северной железной дороги» стал победителем Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. И тут, к слову, будет уместно чуть подробнее рассказать об этом месте, появившемся еще в конце XIX века и получившим новую жизнь в начале XXI века.

Дорогие читатели и гости данного блога!-9

Исторически Няндома обязана своим появлением и последующим развитием Савве Мамонтову, русскому предпринимателю и меценату, идеологу строительства Северной железной дороги, связавшей Архангельск с городами Центральной России. Мамонтов задумал и осуществил (во многом на собственные средства) один из крупнейших железнодорожных проектов в истории России, включавший, помимо собственно прокладки новой дороги среди тундры и болотистой местности, реконструкцию ряда вокзалов (Ярославского в Москве, Сергиево-Посадского, Ярославского), строительство Мытищинского вагоностроительного завода, появление множества локомотивных депо, мастерских и иных хозяйственных придорожных построек.

Дорогие читатели и гости данного блога!-10

Вместе с железнодорожной инфраструктурой росли и развивались сами города, появлялись рабочие места, обеспечивался приток населения. В те же годы рядом со станцией Няндома появился и квартал из 16 зданий, включавший дом начальника станции, дом врача, образцовое двухклассное училище, а также жилые дома. Квартал по сей день имеет неофициальное название – Мамонтовский. На строительстве Савва Мамонтов не экономил (в связи с чем, кстати, в итоге не смог расплатиться с кредиторами и фактически был разорен), пользуясь услугами ведущих архитекторов того времени. Так, проектированием привокзального архитектурного комплекса в Няндоме занимался сам Лев Кекушев, один из крупнейших московских мастеров стиля модерн.

Дорогие читатели и гости данного блога!-11

Под руководством Кекушева в Няндоме и ряде других населенных пунктов вдоль Северной железной дороги были возведены десятки сооружений, объединенных общим архитектурным стилем, получившем название Северный модерн. И здесь великий зодчий остался верен себе, продемонстрировав, что модерн – это не только стиль, применимый для возведения купеческих особняков или доходных домов в столице, но и прекрасная основа для массового строительства бюджетных жилых и хозяйственных зданий.

Дорогие читатели и гости данного блога!-12

Стараниями Мамонтова и Кекушева создавался обновленный образ Северного края, а железная дорога жизни, связавшая эти одновременно и близкие, и далекие территории с центром страны, открыла новые горизонты роста. Увы, далеко не всем постройкам за авторством Льва Кекушева было суждено уцелеть, дойдя до нас в оригинальном виде. И тем ценнее тот факт, что в Няндоме сохранился целый квартал зданий XIX века, хотя еще десять лет тому назад их облик нельзя было назвать иначе как удручающим.

Дорогие читатели и гости данного блога!-13

Восстановлению Мамонтовского квартала в Няндоме помогло участие города в нескольких федеральных программах по сохранению исторического архитектурного наследия и формированию комфортной городской среды, а также получение грантов на реализацию соответствующих проектов. Исторические деревянные здания в ходе реконструкции были дополнительно укреплены и покрашены, получили новую кровлю, окна и двери, и главное, все в едином стиле. К домам были подведены водопровод и канализация, а для жильцов были построены новые дровяные сараи и погреба-ледники.

Дорогие читатели и гости данного блога!-14

Я не берусь судить о том, насколько комфортна жизнь жильцов данных зданий, не знаю, улучшилась ли она вместе с реставрацией домов и сопутствующей инфраструктуры, но произошедшие изменения во внешнем облике этой территории в масштабах России выглядят без всякого преувеличения инопланетными. Да, в последние лет пять действительно наметились весьма яркие тренды в области благоустройства и создания современной городской среды, которые то тут, то там находят отражение по всей стране, от городов-миллионников до небольших населенных пунктов, и я каждый раз, когда вижу нечто подобное сам, стараюсь максимально подробно освещать это в блоге. Но нередко подобные перемены, даже отмечая их важность, выглядят довольно местечковыми: поставили пару лавочек и урну между ними, подстригли вокруг траву, вот уже и сквер готов. Здесь же, в Няндоме, к развитию территории, как мне показалось, подошли со всей серьезностью, совместив реставрацию исторических зданий, по сей день остающихся жилыми, и благоустройство пространства вокруг них.

Дорогие читатели и гости данного блога!-15

Не хотелось бы переусердствовать с хвалебными одами в адрес Няндомы, но посетив за последние 15 лет 300 с лишним российских городов, я и впрямь не припомню столь же качественной комплексной реализации проекта городского благоустройства, как в этом неприметном, малоизвестном городке на просторах Архангельской области.

Дорогие читатели и гости данного блога!-16

Да и почивать на лаврах, конечно же, рано. Вокруг Мамонтовского квартала по сей день остается множество (полу)заброшенных и (полу)разрушенных деревянных домиков, терпеливо ждущих своей очереди. Городской лоск здесь вплотную соседствует с разрухой и тоской, и чаша весов, пусть и изрядно пошатнулась в последнее время, все еще склоняется в сторону последних.

Дорогие читатели и гости данного блога!-17

Зато теперь есть место, на которое точно можно равняться в области благоустройства, без неуместных отсылок к плохому климату, недолговечности деревянной архитектуры, недостатка денег и далее по смыслу. Глядя на Мамонтовский квартал Няндомы, можно с уверенностью сказать, что мечты Саввы Мамонтова о процветании Русского Севера начинают сбываться, и очень хочется верить, продолжат.

Дорогие читатели и гости данного блога!-18

Кстати, в краеведческом музее Няндомы, вроде как, уже сегодня можно заказать пешеходную экскурсию по центру города. Я, правда, данной возможностью не воспользовался, но тем не менее личный проводник у меня тоже был. На протяжении почти всего времени, что я исследовал Мамонтовский квартал, меня сопровождал черно-бело-рыжий котик с фотографии ниже, за что ему отдельное спасибо:) Под конец совместной прогулки он привел меня к своему приятелю, дав понять, что экскурсия завершена.

Дорогие читатели и гости данного блога!-19

На этом наша виртуальная прогулка по Няндоме подошла к завершению. Посещение этого места оставило у меня крайне приятные впечатления. Даже в отсутствие солнца обновленный Мамонтовский квартал стал настоящим лучом света в моей поездке на север. Да и самому Няндому я изначально рассматривал исключительно как перевалочный пункт на пути к главной цели поездки, не планируя посвящать этому городу отдельную статью. Что ж, почаще бы попадались столь радужные поводы скорректировать планы. Няндома по-настоящему удивила и, надеюсь, удивит еще немало гостей со всей России.

Дорогие читатели и гости данного блога!-20

И на этом о Мамонтовском квартале Няндомы на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!

Читайте также:

Буду рад, если вы подпишетесь, и уже в самое ближайшее время обещаю порадовать новыми статьями об интересных местах в Москве, России и за рубежом!