В начале ноября президент Ирана Ибрахим Раиси прибыл с официальным визитом в Таджикистан. Глава республики Эмомали Рахмон принял коллегу с распростертыми объятиями на территории Дворца нации в Душанбе.
Переговоры между президентами Таджикистана и Ирана стартовали в формате тет-а-тет, а затем перешли в расширенный с участием официальных делегаций.
По итогам встречи Рахмон и Раиси подписали несколько документов. Но самыми значимыми стало заявление президентов о готовности отметить визовый режим между странами и общие взгляды на ситуацию в Палестине.
Такие успешные переговоры свидетельствуют о том, что отношения Таджикистана и Ирана находятся на подъеме. Но ведь так было не всегда.
Почему Душанбе и Тегеран враждовали и как пошли на сближение - в материале @tj.sputniknews.ru.
Соседи, партнеры, враги
За 30 лет президент Таджикистана был в Иране 14 раз, а принимал своих иранских коллег в Душанбе 13 раз.
История отношений между Душанбе и Тегераном на официальном уровне началась с независимости Таджикистана. Иран первым признал суверенитет республики, открыв в начале января 1992-го посольство в Душанбе.
Однако на протяжении 30 лет отношения между республиками не всегда были дружественными, более того, в истории есть периоды вражды двух государств. В целом же историки и политологи выделяют четыре этапа.
Первый приходится на начало гражданской войны в Таджикистане, когда был вбит первый клин.
В частности, Тегеран оказывал значительную политическую, а по некоторым данным, и финансовую поддержку Объединенной таджикской оппозиции (ОТО), что, понятное дело, очень не нравилось Душанбе. Да и целом в годы гражданской войны большинство таджикских оппозиционных лидеров находились именно в Иране. Поэтому в данный период страны связывали исключительно негативные отношения.
Некоторое потепление между Таджикистаном и Ираном произошло на фоне появления в Афганистане радикального движения "Талибан" (запрещено в России). Талибы буквально вынудили всех основных геополитических игроков в регионе искать возможности для скорейшего завершения межтаджикского конфликта. В этот момент Иран вместе с Россией выступил одним из двух модераторов перемирия.
После установления мира Тегеран на протяжении 13 лет оставался одним из главных экономических партнеров и инвесторов Душанбе. Среди основных совместных проектов можно назвать строительство тоннеля "Истиклол" на Анзобском перевале, ГЭС в Сангтуде, поставки топлива для Душанбинской ТЭЦ и многое другие, а к 2013-му товарооборот республик превысил $292 млн.
Резкое охлаждение двухсторонних отношений Таджикистана и Ирана случилось в начале 2013-го. Первым толчком послужило дело известного иранского миллиардера Бобака Занджони. Власти Ирана обвинили бизнесмена в отмывании $2 млрд через зарубежные банки, в том числе таджикские. Однако Душанбе никак не отреагировал на запрос иранской стороны, заявив, что предоставлены "конкретные документы о капиталах Занджони в банках Таджикистана".
В ответ власти Иран на официальном уровне принял таджикских оппозиционеров, в частности, председателя ПИВТ (запрещена в Таджикистане) Мухитдина Кабири. В итоге на фоне этого в республике развернулась продолжительная и последовательная пропагандистская и идеологическая кампания, в рамках которой Душанбе обвинил Тегеран в разжигании гражданской войны 90-х, организации военных преступлений и подготовке исламских террористов. Все программы сотрудничества мгновенно свернули.
Таджикско-иранская оттепель
В июне 2019-го в отношениях между Таджикистаном и Ираном вновь наступило неожиданное потепление - в основном благодаря изменившейся позиции Душанбе.
Так, в столицу Таджикистана на Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) прибыл тогдашний президент Ирана Хасан Рухани. На полях мероприятия он встретился с главой республики Эмомали Рахмоном, который назвал отношения между странами дружественными и выразил надежду на тесное сотрудничество.
Рухани, в свою очередь, заявил, что чувствует себя в Таджикистане как на родине из-за близости традиций и обычаев двух народов.
К этим факторам, несомненно, можно прибавить и язык. Государственный язык Ирана - фарси, у которого есть два ответвления: "форси точики", на котором говорят таджики, и "форси кобули" или дари, которым пользуется треть жителей Афганистана. Отличаются они незначительно, в основном произношением.
С того дня таджикско-иранские отношения пошли по экспоненте. Чего только стоит визит в Тегеран министра иностранных дел Таджикистана Сироджиддина Мухриддина, которого принял сначала Рухани, а затем глава МИД Джавад Зариф.
Сейчас обе стороны сходятся во мнении, что сотрудничать лучше, чем враждовать.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и "ВКонтакте"!