Найти в Дзене

«Красное и чёрное» в балетной постановке

Со времен зарождения балета в виде исполнения придворных музыкально-хореографических композиций, можно было наблюдать и возникновение тесной дружбы балета с литературой. Постановки балетных спектаклей поначалу опирались, как на современные произведения, так и на сочинения прошлого, к примеру, античных авторов. Книги, известные большинству зрителей, были способны упростить понимание представления, кроме того дополнительно привлечь внимание публики.

Эта тенденция сохранилась и сегодня, когда хореографы смело берутся за преображение литературных произведений. При этом зачастую связь либретто и текста произведения становится весьма относительна. Но, несмотря на это, иногда результат, не обогащенный радикальными новациями, не слишком портит общее впечатление.

10 апреля 2023 г. на 92-м году жизни скончался Пьер Лакотт – французский танцовщик, педагог, балетмейстер, реконструировавший (иногда его балеты также называют стилизациями) многие спектакли XVIII и XIX века, сотрудничавший с театрами Советского Союза, а позже и России.

В 2022 г. в интервью газете «Коммерсант» он назвал свой балет для Парижской оперы «Красное и чёрное» на музыку Жюля Массне (премьера состоялась в октябре 2021 г., были трансляции и в российских кинотеатрах) последним и, к большому сожалению, оказался прав.

«Красное и чёрное», как можно уже догадаться по названию, балет, поставленный по одноимённому роману Стендаля; балет, словно сошедший со страниц старинной книги: выполненные в темных тонах, сменяющие друг друга декорации, соответствующие костюмы поражают воображение современного зрителя, которого, увы, не часто балуют подобным.

Кадр из трансляции балета
Кадр из трансляции балета
Кадр из трансляции балета
Кадр из трансляции балета

В трансляции из Парижской оперы 2021 г. главные партии исполнили Уго Маршан (Жюльен Сорель) и Доротея Жильбер (мадам де Реналь).

По сюжету романа Жюльен Сорель, вышедший из крестьянской среды, отчаянно борется за место в обществе, на которое не имеет права по своему происхождению, в обществе, где нет места незаурядной личности. Всё это накладывает свой отпечаток: честолюбие, тщеславие, цинизм становятся его постоянными спутниками. Это отражается и на чувствах привязанности к мадам де Реналь, ёще более – в отношениях с Матильдой.

Жюльен и мадам де Реналь
Жюльен и мадам де Реналь
Жюльен и Матильда
Жюльен и Матильда

Несмотря на то, что балет поначалу не слишком отступает от основных положений романа, хоть и вольно играет с деталями, тем не менее, на первом месте мы видим в нём, скорее, любовную линию.

В первом действии – отношения с госпожой де Реналь и месть отвергнутой горничной Элизы, написавшей анонимное письмо обманутому супругу.

Мадам де Реналь с мужем
Мадам де Реналь с мужем

Во втором действии – тяжёлая, практически невыносимая атмосфера семинарии, переданная в танце семинаристов и аббата Кастанеда, перемежающаяся грезами о госпоже де Реналь.

«После многих месяцев неустанного усердия Жюльен всё ещё сохранил вид человека мыслящего. Его манера поднимать глаза, двигать губами отнюдь не свидетельствовала о слепой вере…».

Жюльен в семинарии
Жюльен в семинарии

Затем встреча с надменной аристократкой Матильдой, вынужденной первой объясниться ему в любви.

Матильда с родителями
Матильда с родителями

В третьем и последнем действии мы видим развязку событий: отец Матильды, соглашаясь на брак с дочерью, возводит Жюльена в дворянское звание, горничная Элиза вместе с аббатом Кастанедом, использовавшим госпожу де Реналь, расстраивают свадьбу. Жюльен стреляет в госпожу де Реналь.

При этом можно отметить довольно удачные сцены в тюрьме, где Жюльена навещают его давний покровитель аббат Шелан, а также любившая его мадам де Реналь (в отличие от книги, Матильды, для которой Жюльен отныне хотел бы закрыть дверь с другой стороны, здесь нет, она появляется лишь на казни).

В тюрьме
В тюрьме
«Что, если бы здесь, в этой темнице, со мной была не Матильда, а госпожа Реналь?.. Час спустя, когда он спал крепким сном, его разбудили чьи-то слёзы, они капали ему на руку… Тут он услыхал какой-то сдавленный вздох; он открыл глаза: это была госпожа де Реналь…».

Как и роман, балет заканчивается казнью Жюльена и последовавшей за этим смертью госпожи де Реналь.

Сцена казни
Сцена казни

Матильда также охвачена горем. Однако здесь, в балете, мы видим и, очевидно, наслаждающуюся местью Элизу. При этом в третьем действии огорчают довольно скомканные сцены суда, заявленные в либретто, с каким-либо внятным монологом самого Жюльена. Толпа также как-то растворяется, не заявляя о себе по-настоящему. По сути, теряется всякий смысл финала – поражения и одновременно победы Жюльена, не желающего приспособиться к миру этого ничтожного, высмеянного Стендалем, высшего света.

Тем не менее, балет, как уже отмечалось, словно сошел со страниц старинной книги: костюмы и декорации сменяют друг друга практически в каждой сцене, хореографические номера переплетаются с пантомимой, органично вошедшей в «ткань» спектакля, отчего каждое действие пролетает довольно быстро, несмотря на общую продолжительность балета в три часа.

Балет стоит внимания и, как ещё одно, к тому же последнее творение великого реконструктора балетов прошлого.