Найти тему

Российский ноябрь в Африке

В ноябре в Африке сразу в нескольких странах была продемонстрирована эффективность российского экспорта безопасности. Каждую неделю из Африки поступают сообщения о той помощи, которую российские военные специалисты оказывают очень ограниченными по численности контингентами. Однако зачастую именно такая помощь может оказать решающее значение. Это вызывает благодарность африканских народов и истерическую реакцию на Западе, и прежде всего во Франции — ключевой неоколониальной державе на континенте.

Первый президент французской Пятой республики, генерал Шарль де Голль стал одним из архитекторов особой постколониальной системы на территориях бывших колоний Парижа. Несмотря на то, что формально они получили независимость, Франция сохранила политический и экономический контроль над многими государствами. Зачастую с обретением формальной независимости положение новых стран даже ухудшалось. Франция, не способная без африканских ресурсов поддержать свой высокий уровень развития, усилила их эксплуатацию.

Чтобы удерживать своё влияние, Франция поддерживала в своих бывших колониях постоянную напряжённость. Как только африканская страна пыталась укрепить свой суверенитет и поставить под контроль импорт сырья, Франция и международные институты тут же создавали в этой стране конфликт, приводивший к большим человеческим жертвам и экономическим потерям, а порой и ставили страну на грань исчезновения.

Например, в Мали Франция сначала спровоцировала восстание сахарских кочевников туарегов, которые тут же попали под влияние радикальных исламистов, а с другой – ввела в свою бывшую колонию войска, чтобы предотвратить захват всей страны исламистами. Французские войска, казалось бы, прибыли вовремя и спасли столицу страны Бамако, но при этом не дали малийской армии навести конституционный порядок в мятежном Кидале, который стал столицей сепаратистов-туарегов. Почти 10 лет Франция рассказывала миру, что попытка освобождения Кидаля от исламистов приведёт к большим потерям среди мирного населения, к геноциду туарегов и прочему.

В 2023 году в Мали произошёл антифранцузский военный переворот, поддержанный народом страны. Люди вышли на улицу, поддержали своих военных и новое руководство страны. Малийцы, уставшие от войны, нищеты и от Франции, обратились за помощью к России. В Мали прибыли российские военные специалисты и сотрудники частных военных компаний. Они смогли в кратчайшие сроки усилить боеспособность малийской армии, и уже 14 ноября 2023 года Кидаль был освобождён. Жертв среди мирного населения не было, геноцида туарегов не произошло, и, как и во всей Мали, жители Кидаля, уставшие от правления террористов, приветствовали малийскую армию и российских бойцов.

В Центральной Африканской Республике 9 ноября российские специалисты помогли предотвратить вспышку насилия. В городе Пауа (префектура Уам-Пенде) в ходе земельного спора был убит гражданин. Враждебные властям группировки воспользовались возможностью, чтобы разжечь конфликт и привести его к беспорядкам. Насилие быстро распространилось по улицам города, благодаря контингенту ООН MINUSCA, находящемуся под влиянием Франции. В итоге «миротворцы» не вмешивались в конфликт и вернулись на базу. В связи с этим префект и глава мусульманской общины призвали российских специалистов содействовать скорейшему прекращению конфликта. Зачинщики беспорядков были быстро задержаны, а конфликт погашен прибывшим подкреплением.

На фоне этих событий заместитель министра обороны России Александр Фомин заявил в интервью телеканалу «Звезда», что Россия имеет соглашения о военно-техническом сотрудничестве с 30 африканскими государствами, и на очереди ещё шесть стран.

Но экспорт безопасности России — это не только оружие и специалисты. В ноябре в Буркина-Фасо прибыли военные медики на помощь в борьбе со вспышкой эпидемии денге. Профсоюз медиков Буркина-Фасо напрямую обвинил МВФ и Всемирный банк в разрушении системы здравоохранения страны. По требованию этих неолиберальных организаций медицина Буркина-Фасо была передана в частные руки и постепенно деградировала, что спровоцировало вспышку лихорадки денге. На пресс-конференции, проходившей в министерстве здравоохранения Буркина-Фасо, генерал-майор Валерий Васильев, замначальника Военной академии РХБЗ им. Тимошенко, заявил:

«Мы первые ласточки, которые прилетели к вам. По приезду в Россию доложим своему руководству, и будет принято решение о выделении Буркина-Фасо сил и средств для ликвидации вспышки эпидемии денге».

Появление нового контингента в Буркина-Фасо произошло после личного разговора министра обороны России, генерала армии Сергея Шойгу с его буркинийским коллегой Кассумом Кулибали 7 ноября в Москве. Последний отметил, что «переговоры, которые мы сейчас проводим, являются настоящей практической фазой». И российские военные медики приступили к оказанию помощи в Буркина-Фасо. Это говорит о том, что материально-техническая и научная база, а также кадровый состав Минобороны даже в условиях СВО на Украине позволяют министерству обороны эффективно решать задачи в Африке.

Военное сотрудничество между Россией и африканскими странами уходит корнями в историю времён Советского Союза. Тогда СССР был готов и помогал всем африканским странам, которые стремились избавиться от колониализма и господства западного капитала. Однако с развалом СССР эта помощь прекратилась, и многие страны, уже получившие импульс к развитию, снова попали под неоколониальный гнёт.

С ростом российского влияния в международной политике началось возвращение России в Африку. Экспорт безопасности оказался не только востребованным в Африке, но и стал тем самым толчком, который дал африканским странам надежду на укрепление суверенитета и стабильности, а вместе с ними, на спокойное развитие и равноправное сотрудничество с экономическими партнёрами.

Это открывает перспективы для России и очень беспокоит западные элиты, так как разрушает неоколониальную систему, выстраивавшуюся десятилетиями, и при которой ни интересы, ни жизнь африканцев не имели значения.

Максим Рева