Атмосфера в отделении царила тревожная. После принятия всех утренних процедур пациенты не разбредались, а собрались в холле. Медсёстры и санитары с беспокойством и интересом следили за действиями своих подопечных и добродушно посмеивались: «как на лекцию собрались». И не ошиблись. В центре импровизированной аудитории сидел молодой человек, высокий, худощавый, с нахмуренными бровями, придававшими его лицу мрачное и строгое выражение, как у классного руководителя, раздосадованного плохой успеваемостью своей группы. Бросая недовольные взгляды на «опоздавших», он ждал, пока все займут свои места, после чего важно изрёк: «итак, ваши вопросы».
Долго ждать не пришлось, у скучающей публики они накопились: Что? Почему? Откуда? Кто? Что будет, если? Лектор, имя его Евгений, долго и подробно отвечал на каждый вопрос, ссылаясь на многочисленные источники и приводя цитаты неизвестных присутствующим, но уважаемых им самим экспертов. В основном вопросы касались международной политической ситуации и различных вариантов сценария будущего. Евгений знал столько информации, что всем казалось, что он если не имеет отношения к медиа пространству как непосредственный участник закрытых собраний (теория заговора была в приоритете у лектора и его аудитории), то уж точно имеет доступ к самой секретной информации. Отчасти это было правда. С одной оговоркой: информацию Евгений получал из открытых источников, но поглощал её в таких количествах, что это позволяло ему анализировать её так, чтобы уверенно «подгонять» найденные факты под свою точку зрения и тем самым придавать ей статус непреложной истины.
Всё началось ещё в пандемию коронавируса. Сидя в изоляции, Евгений перелопачивал информационное пространство и пытался понять, что происходит. Точнее, он понимал, что миру пришел конец, и искал подтверждению этому. Пытаясь свести одно с другим, он просиживал в интернете по нескольку часов, а потом и суток, забывая поесть и поспать. С окончанием пандемии Евгений испытал шок. Как так. Никакого апокалипсиса, громких разоблачений, обвинений. Как мир, с которым я попрощался, посмел вернуться в прежнее русло? Евгений вынужден был подстроиться под «актуальные» вызовы и даже вернулся на работу, но поиск подтверждений приближающегося конца света продолжил.
К сожалению, а для Евгения – к счастью, обстановка в мире не скупилась на страшные новости, а значит, он по-прежнему мог анализировать, складывать свои два плюс два. Если не получалось выкроить часок на работе, то вечером дома, ночью вместо сна. В клинику Евгения привёз работодатель, испугавшийся его неадекватного поведения. На тот момент, когда эмоциональное состояние пациента достигло степени психоза, он не спал десять дней. На самом деле пандемия и прочие события породили манию не у него одного. В этот период был даже введён термин думскроллинг, который означает навязчивую потребность к просмотру и чтению плохих новостей, несмотря на их негативное эмоциональное воздействие на человека. Также стал популярен термин «думсерфинг» - намеренный поиск негативной информации.
Как любая зависимость, всё начинается вполне невинно: чтобы снять тревогу, вызванную внезапно изменившимся укладом жизни, человек пытается найти ответы на мучащие его вопросы, стремясь понять, что происходит и что нужно сделать, чтобы обезопасить себя в будущем. То есть думскроллинг даёт иллюзию контроля ситуации. Стремление контролировать мир и своё будущее приводит к тому, что люди чаще склонны воспринимать мир опаснее, чем он есть на самом деле. Вместо желаемого спокойствия чувствуют себя все более неуверенно, тревога увеличивается, повышается риск панических атак, растёт уровень стрессовых гормонов.
После недели с лишним лечения Евгений вернулся в стабильное состояние, но, лишённый привычной «дозы» своего наркотика в виде интернета и испытывающий непреодолимую тягу к поиску негативной информации – он организовал мини-лекторий, где бы обсуждались его полученные ранее умственные изыскания. Результат получился интересный: будучи свободным в выборе новости, открыть или не открыть, здесь он вынужден был считаться с мнением других. Мнения не всегда совпадали. Нет-нет, да кто-нибудь из «слушателей» выскажет альтернативную точку зрения или задаст «неудобный» вопрос. Человека, как компьютер, не выключишь. Вот и сейчас один «нерадивый» ученик перебил стройный рассказ Евгения странным вопросом, заставляющим задуматься. Впервые за три года Евгений был растерян, в нём зародились сомнения, которые нечем было «перекрыть». Что ж, сомнения – хороший способ соскочить с привычной волны негативизма, несущей тебя на камни.
_________________________________
Онлайн-консультации с опытным психотерапевтом в клинике Корсаков доступны каждому.