Найти тему
Телеканал НТР 24

История в смальте

В Нижнекамске начали восстанавливать второе панно, которое более полувека украшало фасад дома на проспекте Строителей.

Реконструкцией этой масштабной картины занимаются художники из Набережночелнинского отделения Союза художников России. Автором этих монументальных работ является Геннадий Капитов.

– Геннадий Николаевич, реставраторы с вами советуются?

– С их председателем Ленаром Ахметовым мы виделись недавно. Он объяснил, из какого материала делают работу. Я ему сказал, что самый главный вопрос в реставрации – это долговечность. Нельзя, чтобы через пару лет пластины облезли или посыпались. Пообещал, что будут держать со мной связь и все будет хорошо.

– Почему за это дело не взялись наши художники?

– Ребята из Набережных Челнов выиграли этот тендер.

– Не боитесь, что испортят картину?

– Боюсь, конечно. Когда первое панно делали, со мной толком не советовались. В целом оно, вроде, неплохое, но есть ошибки. Цветовой строй панно состоит из четырех цветов: черного, красного, белого и охры. Первые три соблюдены, а охра – бледная, почти белая. Из-за этого не смотрится лицо главной героини. Должны быть тени, а их нет – это большая ошибка.

– Есть какой-нибудь секрет, как достичь нужного эффекта?

– Просто нужно добавить тени, тогда все было бы хорошо.

-2

– В Нижнекамске тематические панно появились на фасадах четырех домов на проспекте Строителей в 1971 году. Расскажите, как и кем решалось, что именно будет на них изображено?

– Однажды меня пригласил к себе секретарь горкома Фарид Багаутдинов: «Мы на собрании решили украсить наш город какими-нибудь картинами на домах по проспекту Строителей. Что бы ты нарисовал?» – спросил он меня. Я, не думая, ответил: «Химию, конечно, потому что все считают Нижнекамск городом химии». «Так-то оно так. Но кто нас кормит? Сельхозработники! Поэтому нарисуй на первом доме девушку-татарочку с калфаком на голове, в национальном костюме, встречающую гостей хлебом-солью. А на втором что нарисуешь?» – спросил он снова. Я опять предложил тему химии, но и тут промахнулся. «А кто строит город и ту же Химию? Строители! Нарисуй молодого парня с мастерком, кладущего кирпич. Ну, а на третьем доме можешь уже сделать химика», – ответил он мне. «Что же нарисовать на последнем – четвертом доме?» – спросил я. Ответ был прост: «Что-нибудь связанное с культурой!» На том и разошлись. Позже, когда я показал первые эскизы, Фарид Багаутдинов сказал, что в целом неплохо, но у лаборантки ноги полноваты, как у слона. На что я ответил, что эскизы уже утверждены Республиканским художественным советом, тогда он согласился оставить все, как есть. Впоследствии эти работы, как вы видите, простояли более пятидесяти лет.

– Да, я слышала, что тогда все боялись, что части панно со временем свалятся кому-нибудь на голову…

– Технологию исполнения я нашел в журнале «Декоративное искусство СССР», где было довольно подробно описано выполнение монументальных работ в Белгороде. Я оттуда многое позаимствовал. А достать материалы мне помогли ГККПСС и директор художественного фонда Казани. Кстати, он и решил вопрос снабжения материалами и транспортом. Деревянный каркас по моим чертежам выполнил «Жилстрой». Смальту в крошку превратили мы сами. Элементом, скрепляющим между собой все детали, стала эпоксидная смола. Конструкции выдержали испытания временем и температурными перепадами.

– Почему были выбраны именно эти дома по проспекту Строителей?

– Потому, что удобны для обозрения и стоят под углом к проспекту. За ними сразу было поле, где росла рожь и шла дорога на Красный Ключ. По ней проезжали гости города. Задумка была такая, чтобы эти уникальные работы встречали всех приезжающих.

– Эти панно 15 метров в высоту и более четырех метров в ширину. Масштаб не маленький. Как и где вы их собирали?

– Нам дали помещение в двух двухкомнатных квартирах на Тихой аллее. Но пространство не позволяло разложить элементы панно и работать в полную силу. Попросил заказчика предоставить другое помещение. Через пару дней нам выделили красный уголок Нижнекамского монтажного управления № 1. Убрали все стулья, получилось пространство длинной в 30 метров. Там мы и работали втроем: я и два моих товарища Василий Спирин и Александр Баров.

– Что вы почувствовали, когда увидели готовую работу уже на торце дома?

– Я был очень горд и рад, что мне достался этот заказ. До этого в городе не было никаких монументальных произведений, только плакаты и стенды партийные. Когда смонтировали панно на четвертом доме, организовали целый митинг. О нас говорили все. Надеюсь, что и нынешние ребята-реставраторы не подведут, и я с такой же гордостью буду смотреть на свои обновленные панно.

Корреспондент «Нижнекамской правды» связалась с Ленаром Ахметовым, чтобы узнать, как продвигается работа по реставрации легендарных панно.

«В данный момент выполнен демонтаж. Выяснилось, что половина сегментов деформирована, местами есть сколы. Заказали новые материалы, сейчас перерабатывается эскиз. Пробники по цвету все утверждены Геннадием Капитовым. Идет разговор еще и о восстановлении каркаса», – рассказал мужчина.

Он заверил, что они все время на связи с автором и каждое действие согласовывается.

«Грубо говоря, мы его руки. С первым панно были проблемы, поставлены очень жесткие сроки, поэтому невозможно успеть и переговоры с Капитовым вести, и работу делать. Сейчас ситуация складывается по-другому. Я настоял на постоянном участии Геннадия Николаевича в работе», – признался Ленар Ахметов.

Мужчина уверен, что их работа, как и панно Геннадия Капитова, прослужит долго.

«Было страшно браться за такое ответственное дело. Но я начинал работать с современниками Геннадия Николаевича, знаком с музейным делом. Уникальность нижнекамских панно в том, что такого подхода к работе и стиля создания нет больше нигде. Я восхищен тем, что автор позаимствовал технологию мастеров Белгорода и не побоялся воплотить ее в жизнь. Надеюсь, мы не подведем!» – подытожил председатель Набережночелнинского отделения Союза художников России.

Ориентировочно, работу закончат к концу года.