Если вы пришли на каток, а своих коньков у вас нет, то, почти наверняка, в прокате вам выдадут именно такие коньки. Если захотите приобрести недорогие и надежные коньки себе или в подарок - это (если не выберите Китай конечно), почти наверняка, будут такие же коньки, как в прокате. Сентябрь и октябрь 23-го я провел в Перми, а именно там располагается крупнейшее в стране производство коньков для массового катания. Так-что, если вам интересно как производят это чудо спортивной обувной промышленности, задержитесь ещё на пару минут на моем канале)).
В. Волков
МОДЕЛИРОВАНИЕ и КОНСТРУИРОВАНИЕ
Производство любой, в том числе и спортивной обуви начинается в дизайнерском и конструкторском отделах. Модельер-дизайнер сперва делает обычный эскиз на бумаге, за тем, в ручную создает объемный карандашный эскиз, рисует каждый шов и отверстие на покрытой бумагой колодке.
Модельер-конструктор снимает с колодки такой эскиз, наклеивает его на лист бумаги, сканирует и заносит скан в программу для проектирования обуви.
Программа обрабатывает эскиз и создает трехмерную модель ботинка, разделяет на элементы из которых будет сшит ботинок.
ТКАНИ
Если вы обращали внимание на материалы спортивной обуви последних лет, то наверняка знаете о том, что спортивную обувь редко шьют из натуральных материалов. Высокотехнологичные ткани и кожи отводят влагу, дышат, сохраняют тепло - это важные показатели для зимней спортивной обуви.
И если на рынке появляется новый вид материала (или это просто новая партия) его обязательно испытывают в фабричной лаборатории. Морозят, рвут, иногда поджигают.
Вот этот образец новой искусственной кожи из Турции пережил 50 тысяч циклов сгибаний и разгибаний при температуре -20 градусов по цельсию.
РАСКРОЙ
Детали обуви на массовом фабричном производстве вырезают фигурными вырубными ножами. Нож кладется на кожу, накрывается прессом и под давлением вырезается деталь.
В одном ботинке в среднем порядка 20-ти 25-ти деталей и на каждую деталь нужен такой нож. А еще у ботинка есть размер, соответственно, на каждый размер, на каждую деталь нужен свой вырубной нож.
Все детали ботинка закройщицы собирают в пачки по размерам и направляют на участок подготовки.
ПОДГОТОВКА
В местах сшивания края заготовок делают тоньше. В итоге, сшитые слои кожи и других материалов не будут выпирать по шву, давить на ногу и натирать мозоли.
Внутреннюю часть деталей укрепляют полимерным упрочнителем на горячем прессе.
СБОРКА
Осталось собрать наш ботинок.
Кроме обычных швейнвх машин, есть умные швейные машины, их программирование и оснастка позволяют создавать идеально ровные фигурные швы, без затяжек и случайных зигзагов.
Сшитая заготовка остается мягкой до тех пор, пока не сформированы пятка или носок или и то и другое. В лыжных ботинках (на фото) создается прочный каркас спереди и сзади. Помните припаянные к коже пластиковые упрочнители?
Заготовку надевают на пуансон – пресс-форму имитирующую человеческую ногу (правую и левую). Установка нагревает полимерный упрочнитель, прессует и охлаждает. Так рождается форма ботинка.
ПОДОШВА
Каждая из заготовок поступает на конвейер надетая на колодку по размеру и в паре (левый+правый).
Заготовка размягчается водяным теплым паром, с усилием натягивается на новую колодку в нижней части которой закреплена "тонкая подошва", та самая часть подошвы на которую ляжет стелька.
На специальном аппарате "тонкая подошва" проклеивается, а к ней зажимы "пальцы" прижимают кожу в нижней части ботинка. Для прочности, в районе носка и пятки на следующей установке кожу и подошву скрепляют обувными гвоздями.
Позже, клеем покрывается вся нижняя поверхность ботинка и основной подошвы.
На горячем прессе основная подошва и ботинок становятся единым целым.
Финальный аккорд – установка лезвия для катания по льду. Ещё отдел контроля качества, конечно.
Кстати, лезвия для коньков и всю оснастку , включая ножи для раскроя, производят на фабрике - замкнутый производственный цикл. Небольшое количество тканей и кож российского производства, но в массе это всё же Турция и Китай.
Ваш Вячеслав Волков.
Оставайтесь на канале. Видеоверсию процесса можете посмотреть в выпуске программы "Сделано в России" по этой ссылке.
Не забывайте ставить лайки, подписываться и писать отзывы. Обязательно напишите о том, какая из технологий вас интересует, с удовольствием расскажу).