Сценарий - это основа для создания фильма. Она является прямым руководством для всей съемочной команды. Даже количество рабочих часов каждого участника съемок (от водителя автобуса, актера и отдела маркетинга) зависит от того, что написано в произведении автора. Роль сценария большая, аналогичная и ответственность возложена на него. Поэтому для сценариста есть ряд правил:
1. Пишем только действия
Как-то редактируя сценарии для телеканала "Хабар", я столкнулась с тем, что сценарист описывает сцену, приблизительно следующим образом:
Герой видит героиню и влюбляется.
Если с первой частью предложения все good, то слово "влюбляется" невозможно экранизовать. Понятие "любовь" можно изобразить прекрасными сценами, показать, насколько она глубока у героев, на что они готовы ради нее. Поэтому сценаристу следует...
2. Думать и писать то, что видит зритель
Кинематограф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος — движение и греч. γραφω — писать, рисовать; то есть «записывающий движение») - отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений.
Думаю, тут все понятно. Если вы знаете о герое важные детали, то покажите их. Раскройте его мысли с помощью его действий.
Например, если герой любит героиню, а она, скажем, танцует в "Лебедином озере" и имеет аллергию на лилии. Доказать свою истинную любовь герой может, срывая у всех из рук зрителей букеты с лилиями, чтобы они не вызвали ухудшения здоровья его возлюбленной.
P.S. Привычка профессионального сценариста: даже в своих прогревах в сторис для экспертов я передаю смыслы и ценности с помощью картинки, движения, в первую очередь, и только потом дополняю контент словами. А все потому, что я...
3. Помню о зрителе, а точнее пишу для и ради него
Самым важным ориентиром для сценариста является зритель - тот самый человек, который будет смотреть наше говн произведение. Поэтому стоит считаться с его временем, интересами, уважать и ценить его самого. Здесь многие авторы допускают несколько ошибок, и вот парочка:
- Зритель - дурачок, даже не заметит, что в сюжете есть несоответствие.
[Уважайте зрителя, если даже он не изучал законы драматургии, он всегда почувствует, что история какая-то сырая, неинтересная]
- Зритель все равно не разбирается в медицине, поэтому ничего, если врач лечит больного онкологией с помощью пенициллина. [Гораздо круче, если вы будете прописывать такой фильм, после просмотра которого он в разы увеличит знания о медицине. Ведь потом он будет хвастаться этим перед друзьями-врачами, которые посвятили изучению 6 лет, а он всего 30 минут в день]
И раз уж я начала про законы драматургии, то еще одно важное правило -
4. Понимать законы драматургии кино
Теория драматургии важна, всегда пополняйте знания хорошими книгами про кино, построении драматургии. Не отказывайтесь от чтения и "старой" школы, там лежат основы, истоки.
Например, "Поэтика" Аристотель
Также читайте классику. Это дает возможность правильно формулировать мысли, искать и писать более глубокие произведения, а главное - увидеть, как другие драматурги, писатели создавали историю таким образом, чтобы читатель испытал катарсис.
Катарсис (греч. katharsis — «очищение») — процесс высвобождения переживаемых эмоций, разрешения внутренних конфликтов, которые возникают в ходе самовыражения или восприятия искусства.
Я думаю, что теорию необходимо "вшить" в заводские настройки мозга. Но, когда вы начинаете творить, не стоит думать о законах драматургии ни на секунду. Как только завершите сцену, можете перепроверить, насколько там высокий накал конфликта, как проявляется характер персонажа и все прочее.
Главное - не пытаться выучить законы драматургии, а понять их.