Сон и питание – основа летания, а без навигации нет авиации!
В самолётовождении для прокладывания маршрутов используется GPS (в мире современных технологий ведь живём). Для визуальных полётов (ПВП) это не очень правильно. Давайте разберёмся, как изначально должен прокладываться маршрут, даже если в дальнейшем будут задействованы навигационные программы:
1. Маршрут прокладывается по авиационной карте от пункта к пункту, минуя запретные зоны. Пункты обозначаются на карте и каждый имеет своё название и координаты;
2. Производится штилевой расчёт: истинные путевые углы переводятся в магнитные, отмечаются характерные ориентиры, высчитывается расстояние между пунктами;
3. На основании погоды перед вылетом делается окончательный расчёт с учётом ветра.
Все расчёты производятся на НЛ-10 и затем вносятся в РПП (рабочий план полёта) или ШБЖ (штурманский бортжурнал), но сейчас существуют программы для расчёта всех навигационных элементов.
НЛ-10 — навигационная линейка или деревянный компьютер русских лётчиков.
Впервые навигационная счетная линейка была предложена в 1923 году советским конструктором Немчиновым. В 1927 году была сконструирована первая универсальная навигационная счетная линейка, которая позволяла производить расчеты с учетом ошибок барометрических высотомеров и аэродинамических указателей скорости. НЛ-10 является дальнейшим усовершенствованием предшествующих вариантов линеек (НЛ-7, НЛ-8 и НЛ-9).
НЛ-10 дополнительно обеспечивает: определение исправленной воздушной скорости по показаниям комбинированного указателя скорости; расчет элементов разворота; определение пройденного пути за время от 1 минуты (секунды) до 16,6 часа (16,6 минуты); измерение расстояний на картах; определение исправленных значений высот по показаниям барометрического высотомера;
И это не всё! НЛ-10 – многофункциональная линейка, без которой сложно обойтись. Благодаря ей можно производить быстрые расчеты, при этом не нужно питание от сети.
Во время полёта может использоваться вспомогательное оборудование, если ВС имеет таковое, например, Garmin. Встроенная в него система при активном FPL сама просчитывает все НЭП (навигационные элементы полёта), опираясь на считываемые показатели температуры, силы и направления ветра.
Garmin G1000. Это пилотажно-навигационный комплекс, созданный для лёгких самолётов. Garmin G1000 имеет мониторы высокого разрешения, а технология SVT (synthetic vision technology) позволяет видеть пилоту аэродром и препятствия даже в тумане.
Garmin предоставляет пилоту всю информацию, позволяющую обезопасить полет. На многофункциональном экране отображаются навигационные карты и многое другое:
1. Обороты воздушного винта.
2. Мощность двигателя.
3. Температура турбины.
4. Давление.
5. Температура масла.
6. Количество топлива и его расход.
7. Положение закрылков.
8. Индикация герметизации кабины.
9. Состояние батареи, генератора.
10. ETM (engine trend monitor).
11. Предупреждения об отказах.
12. Положение руля высоты.
13. Положение руля направления.
14. Положение триммера.
И это не все его функции!
Если же полёт происходит на самолёте, который не имеет на борту такую систему, расчёты необходимо произвести вручную, используя карту, навигационную линейку, часы, карандаш, прописанный ранее ШБЖ и информацию полученную в полёте с помощью визуальной ориентировки. Это нужно для того, чтобы рассчитать полётное время, пролёт промежуточных пунктов, а также определить ЛФП (линию фактического пути), и в случае отклонения от маршрута незамедлительно его исправить.
Задание на полёт – это основной документ, который позволяет экипажу выполнить полёт. Также он является и отчётом о выполненном рейсе. Его оформление происходит в штабе лётного подразделения, исходя из ранее составленных планов полётов.
Перечень указываемой информации в задании на полёт:
1. КВС ВС;
2. тип ВС и бортовой номер;
3. вид полётного задания;
4. дата, время отправления и прибытия (UTC);
5. маршруты полётов;
6. пункты посадок;
7. допуски к полётам;
8. вес, багаж, максимальный взлётный вес и центровка;
9. подпись КВС;
10. подпись командира авиационной эскадрильи;
11. дата.
Также на бланке присутствует место для отметки медицинского контроля и метеоконсультации. Указывается запасной аэродром, минимальный остаток топлива, расчетные данные, а также расчет некоторых навигационных элементов полета. Обратная сторона бланка – «Отчёт о выполнении задания». Указывается израсходованное количество топлива, полётное и рабочее время, к оплате, подпись проверяющего, командира ВС и командира АЭ. По отчету о выполнении задания составляется отчет к оплате.
Подача плана полёта (flight plan).
Производить данное действие можно двумя способами: через сайт new.ivprf.ru или по телефону. Для полётов в пространстве класса Golf план полета подают минимум за 30 минут до совершения запланированного маршрута. В пространстве класса C – минимум за 1 час.
В стране разделяют следующие классы воздушного пространства:
1) класс А – разрешаются полёты только по ППП (правила полётов по приборам). Все воздушные суда обязательно сопровождаются диспетчерским контролем и имеют свой эшелон полёта. Обязательно наличие постоянной двусторонней связи. Нет ограничений по скорости. Все полёты выполняются только по предварительному разрешению по использованию воздушного пространства (по плану полёта). За исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 "Об утверждении правил использования воздушного пространства Российской Федерации".
2) класс С – разрешаются полёты ППП и ПВП (правила визуальных полётов). Все воздушные суда сопровождаются диспетчерским контролем и эшелонируются относительно других воздушных судов, летящих по ППП и ПВП. Суда, летящие по ПВП получают информацию от диспетчера о передвижении других воздушных судов. Ограничения по скорости не применяются, обязательное наличие постоянной двусторонней связи. Вылеты только согласно поданному плану полёта, кроме случаев, описанных в п.114.
3) класс G – разрешены ППП и ПВП. Эшелирование судов не производится. Все полёты по запросу обеспечиваются полётно-информационным обслуживанием. Для судов, летящих на высоте ниже 3000 футов (900 метров), действует ограничение по скорости – не более 450 км/ч. Суда, выполняющие полёты по ППП обязаны иметь постоянную двустороннюю связь, а вот ЛА, выполняющим полёты согласно ПВП, она не требуется. При выполнении полётов в классе G, наличие разрешения на полёты в воздушном пространстве не требуются.
При заполнении формы на сайте необходимо сначала зарегистрироваться, выбрать свою роль: пилот, внешний пилот беспилотного воздушного судна, эксплуатант. Далее вы получите полный доступ к сайту. Затем происходит подача FPL. Необходимо ввести весь маршрут полёта, данные воздушного судна, владельца, опознавательный индекс, оборудование, находящееся на борту, аэродром вылета, время вылета, аэродром назначения, скорости, эшелон следования, продолжительность полёта и запасной аэродром. Также можно протестировать поданный FPL, чтобы выявить ошибки или неточности. Обработка занимает в среднем несколько минут.
Навигационный треугольник скоростей (НТС)
Зональная навигация (RNAV). PBN и RNP. Point Merge System
Контроль пути по направлению при полёте НА и ОТ радионавигационного средства (NDB, VOR)
Расчёт топлива на полет. Mayday Fuel, Minimum Fuel
Наши основные медиаресурсы:
Telegram (главная платформа)
Boosty (эксклюзив)