Найти тему
Это то, что я люблю…!

Виртуальное путешествие по Музейно-производственному комплексу "Паровозное депо "Подмосковная"

Здравствуйте дорогие друзья! Хотим вам рассказать об одном, очень интересном месте Москвы - Музейно-производственный комплекс"Паровозное депо "Подмосковная".

Данный музей находится на станции МЦД-2 "Красный Балтиец".

-2

Станция "Подмосковная" Московско-Виндавской железной дороги была построена в 1901 году (Виндава (ныне Вентспилс) - незамерзающий порт в Латвии, недалеко от Риги). Тогда же было построено паровозное депо веерного типа, водокачка и угольный склад.

Первые пассажирский поезд от станции "Подмосковная" отправился в июле 1901 года, еще до открытия Виндавского (ныне Рижского) вокзала.

С 2015 года здесь работает музей, не имеющий аналогов в России, и где все максимально сохранено и выглядит как в начале ХХ века.

В данной статье мы с вами посетим водонапорную башню, помещения вокзала, включая кабинет начальника станции, а так же пройдемся по цехам действующего паровозоремонтного депо.

-3

При входе в музей, мы видим станцию "Подмосковная такой, какой она была в начале ХХ века. Перед нами перон и здание вокзала.

-4

Здесь очень част снимают кино на исторические темы, рассказывающее о тех временах.

-5

Начнем нашу экскурсию со здания вокзала, к сожалению, историческое здание погибло в пожаре (О историческом здании мы рассказываем в видео: Он как бы есть, но его как бы и нет. Последний деревянный вокзал Москвы), но мы видим перед собой его точную копию.

Давайте зайдем внутрь, и для начала пройдем в буфет.

-6

Франт буфетчик, радушно предлагает пассажирам чаю, полон ожидания и запотевший графин с водкой.

Из буфета переместимся в кабинет дежурного по вокзалу. Там мы видим самого дежурного в ожидании литерного поезда.

-7
Наш дежурный по вокзалу
Неспроста руководит,
Знают все – он добрый малый
И без дела не сидит.

То ребенок потерялся,
Или поезд не найдут,
Кто-то в чем-то растерялся –
Все к дежурному бегут.

Всем поможет, кто в печали
Не обидев никого.
Что творится на вокзале,
Под контролем у него.
В. Захаров

А теперь отправимся в багажное отделение, где нас встречает добродушный работник этого отделения.

-8

И здесь, согласно багажной квитанции:

Дама сдавала в багаж

-9

Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

А вот так перевозили платья и костюмы

-10

Сдав багаж, отправляемся на телеграф.

-11

И здесь:

За телеграмму с нас берут
Положенную плату.
А через несколько минут,
Стуча ключом, передают
Слова по аппарату.

На витрине можно увидеть открытки тех лет.

-12

Ну и дав телеграмму отправляемся занимать место в вагоне

-13

Мы видим старинный вагон изнутри. В таких купе тогда, впрочем как и сейчас, под стук колес и гудки локомотива люди путешествовали, любовались в окна проплывающими пейзажами, сладко спали, ну а иногда и влюблялись.

-14
Под стук колёс вагон качает,
Гудит  надрывно тепловоз,
На столике стаканчик с чаем,
И долгий день в окошке тает
Под стук колёс, под стук колёс.

В окне проносятся, мелькают
Столбы и рощицы берёз,
Неспешно сопки проплывают,
В туманной дымке исчезают
Под стук колёс, под стук колёс.
Александр Курако

Но вернемся в здание вокзала. Еще одно помещение здесь, это выставка исторических фотографий и документов Московско-Виндавской железной дороги.

-15

Следующий пункт нашей экскурсии - водонапорная башня станции "Подмосковная"

-16

Построена она в начале ХХ века, одновременно со станцией и является памятником архитектуры. В ее строительстве принимал участие архитектор Александр Никонорович Померанцев, создатель таких зданий, как Исторический музей и Верхние торговые ряды (ныне ГУМ) на красной площади.

-17

В здании башни расположена экспозиция, посвященная воде и ее роли на железной дороге.

Кстати, водонапорная башня действует до сих пор и снабжает водой паровозное депо.

-18

В верхней части здания находятся две огромные цистерны для воды.

А теперь пройдем в дом начальника станции.

-19

И для начала пройдем в его кабинет, расположенный в доме, где видим самого начальника за работой

Из кабинета перейдем в жилую часть дома. Обстановка, хотя и довольно скромная, но очень уютная. Позволяющая отдохнуть и отвлечься от дел.

-20
Во всем есть вкусы и привычки,
Родные стены - это тыл,
Здесь атмосфера жизни личной,
Тут набираешься ты сил,

Здесь можно полностью забыться
И ванной с пеной полежать,
Как-будто заново родиться,
Попеть, сыграть, потанцевать...

О..., как же здорово быть дома,
Восстановить себя во всем,
Почувствовать нам всем знакомый
В Душе Божественный подъем!
Валентина Быковская

Следующая часть экспозиции, пожалуй самое интересное место в музее. Это веерное паровозное депо станции "Подмосковная"

-21

Здесь размещаются паровозы, которые до сих пор трудятся на железной дороге. Катают туристов на ретро-поездах и снимаются в кино.

В России, первые паровозные депо, строились на Николаевской железной дороге. И назывались они не депо, а паровозные сараи. Они представляли собой круглое здание в которое вел один путь. В центре здания находился поворотный круг. Заезжающий в паровозный сарай паровоз попадал на этот круг, затем круг поворачивался, с помощью специальных механизмов (в первое время вручную, без какой либо механизации) и паровоз оказывался напротив нужного "Стойла". Позднее, по ряду причин и в связи с ростом и изменением паровозного парка, круглые паровозные сараи строить перестали.

В качестве основного здания стали применять веерные депо. В центре депо, по прежнему располагался поворотный круг, так как поставить паровоз на "стойло" можно было только через него.

Депо на станции подмосковное именно этого типа и включает в себя мастерскую, ремонтный цех и поворотный круг. Сейчас это единственное московское депо, в котором сохранена вся инфраструктура, для профилактического обслуживания паровозов.

-22

Поворотный круг имеет электропривод, но и запросто поворачивается вручную паровозной бригадой вместе с паровозом.

На площадке мы видим несколько паровозов различных серий.

-23
Он пыхтел, пуляя искрами и дымом в небо,
И с шипеньем паром раздувал бока,
И в цехах трудился, и на угольных карьерах,
Ну и пассажиров вёз через века…

Как живое выло пламя в топке,
И натужно билось сердце на подъем,
И со свистом радостно катился с горки,
А теперь почти забыли все о нём…

Паровоз, ты чудо инженерной мысли!
Труженик от рельсовых дорог!
Сколько ты добра всем сделал в жизни,
Скольким людям в мире ты помог!

Но твои заслуги не забыты,
Тут и там, в просторах всей страны,
В памятниках навсегда застыл ты,
Как привет из тёплой старины…
Сергей Рыжаков

Сейчас перед вами паровоз серии "Л"

-24

Данный паровоз выпускался с 1945 по 1955 год и являлся самым массовым паровозом в СССР. Буква "Л" в обозначении в честь инженера Лебедянского.

А это пассажирский магистральный паровоз серии "П36"

-25

Выпускался в Коломне с 1950 по 1955 год. Работал на железных дорогах аж до 1974 года.

-26

Кстати, это был лучший паровоз на линии Москва-Ленинград. Время в пути, между столицами, составляло, чуть более 9-ти часов.

А вот, в цеху, паровоз "ЛВ 0522" - Л Ворошиловградский

-27

Именно этот экземпляр стал последним построенным магистральным паровозом. Данный паровоз участвовал в динамической экспозиции на международном салоне ЭКСПО -1520 в Щербинке в 2015 году.

А этот красавец - паровоз "ТЭ 3162"

-28

Это немецкий паровоз тип 52 полученный СССР по репарациям после Великой Отечественной Войны. Построен на заводе "Юнг и Югенхаль" в немецком городе Кирхен в 1943 году. Обозначение расшифровывается как трофейный идентичный характеристикам паровоза серии "Э".

Повторюсь, все представленные здесь паровозы на ходу

-29

Здесь обслуживаются как паровозы курсирующие в рамках экскурсионной программы этого музея, так и паровозы Щербинского кольца.

Сейчас открыты туристические паровозные маршруты в Коломну, по Золотому кольцу, во Владимир и Суздаль, в Монино, Переславль-Залесский, Александров, Калугу и Бородино.

А теперь давайте пройдем в механические мастерские.

-30

Здесь мы видим различные станки использующиеся в работе депо.

Например, вот такой токарный станок

-31

Кстати, данный станок произведен на, ныне умершем, московском заводе "Красный пролетарий"

А вот еще один "токарь".

-32

Этот станок предназначен для более серьезных деталей.

В мастерских до сих пор идет работа. Все станки используются для обслуживания паровозов.

Пройдя через мастерские мы окажемся в выставочном зале депо.

-33

Здесь находится паровоз серии "Э", основной паровоз в СССР в 30-е и 40-е годы. По количеству выпущенных экземпляров и по продолжительности производства этот паровоз является мировым чемпионом.

-34

Локомотив разрезан пополам и демонстрирует посетителям принцип действия и конструкцию двигателя паровоза.

-35

Интереснейший анимированный световой макет наглядно показывает, как пар двигает поезда.

А сейчас заглянем в кабину паровоза.

-36

Здесь мы видим элементы управления паровозом.

-37

Вроде бы все просто, но... Кстати, профессия машиниста паровоза во все времена считалась самой уважаемой, высокооплачиваемой и почетной.

В зале, так же, представлены различные детали паровозов и макеты.

Например, вот такой паровозный свисток

-38

Или факел для освещения деталей паровоза при осмотре.

-39

И различные интересные макеты.

-40
-41
-42

Опять выходим на улицу и попадаем на станцию.

-43

Здесь мы можем ознакомиться с действующей инфраструктурой - стрелки, семафоры и т. д. В то время как железные дороги России переходят на железобетонные шпалы, на станции "Подмосковная" можно в полной мере насладится креозотным запахом настоящих деревянных шпал.

А сейчас перед нами водяная колонка для заправки паровозов и семафор.

-44
На железной дороге стоят семафоры.
Следят за порядком на нашей дороге.
Поднятое к мачте крыло под углом -
Для вас путь свободен. На главный идем.
А если к земле параллельно лежит -
Подождите немного. Сейчас путь закрыт.
Людмила Соловьева

Кстати, семафор, это именно механическое средство сигнализации и называть этим термином светофоры, которые мы сейчас видим на железной дороге, неправильно.

А вот механический стрелочный перевод, ну или, по простому, стрелка.

-45

Перевод стрелок осуществлялся вручную специальным рабочим, который, как известно, всегда виноват если что😊.

А вот про эту, на первый взгляд, не привлекательную табличку хочется сказать особо.

-46

Сифон - это устройство для увеличения тяги в трубе паровоза при помощи пара. Когда работает, может ошпарить паром людей на пешеходном мосту или повредить сам мост. Поддувало необходимо закрыть для того, что бы горячая зола и куски угля не просыпались на опасном месте. В старину это было очень серьезной проблемой. Пока не были изобретены зольники большого объема, нередко от паровозного жара горели шпалы и дома у железной дороги.

Есть на станции и макет первого Русского паровоза построенного братьями Черепановыми 1833 году.

-47

Ну вот мы с вами и совершили виртуальную экскурсию в этот замечательный музей.

В завершении хочу сказать, что пешеходный мост, проходящий над музеем, является как бы мостом из прошлого в будущее. С одной стороны мы видим паровозное депо,

-48

а с другой, супер современное депо для обслуживания "Стрижей", "Ласточек" и "Сапсанов"

-49

На этом наше путешествие окончено. Надеюсь вам было интересно!

До новых встреч на нашем канале!

Дорогие друзья! Наш канал, совместно с объединением "Справедливый север" занимается сбором и изготовлением гуманитарной помощи нашим бойцам в СВО. Если вы хотите внести свой вклад в помощь нашим бойцам, то:
Сбор денежных средств на закупку парафина для блиндажных свечей, перевязочных и гигиенических средств, и т.п. проводится на карту Сбер 4276 3800 8998 9383 (Михаил Л.).
Если есть желание и возможность передать нашим бойцам печенье, пряники, сигареты, домашние варенья (в маленькой расфасовке), мёд закупленные или изготовленные самостоятельно, то договориться о передаче можно по телефону 8(905)538-68-05 (Елена).
Все отчеты публикуются в подборке "Помощь участникам СВО"
Своих не бросаем!