Здравствуйте дорогие друзья! Хотим вам рассказать об одном, очень интересном месте Москвы - Музейно-производственный комплекс"Паровозное депо "Подмосковная".
Данный музей находится на станции МЦД-2 "Красный Балтиец".
Станция "Подмосковная" Московско-Виндавской железной дороги была построена в 1901 году (Виндава (ныне Вентспилс) - незамерзающий порт в Латвии, недалеко от Риги). Тогда же было построено паровозное депо веерного типа, водокачка и угольный склад.
Первые пассажирский поезд от станции "Подмосковная" отправился в июле 1901 года, еще до открытия Виндавского (ныне Рижского) вокзала.
С 2015 года здесь работает музей, не имеющий аналогов в России, и где все максимально сохранено и выглядит как в начале ХХ века.
В данной статье мы с вами посетим водонапорную башню, помещения вокзала, включая кабинет начальника станции, а так же пройдемся по цехам действующего паровозоремонтного депо.
При входе в музей, мы видим станцию "Подмосковная такой, какой она была в начале ХХ века. Перед нами перон и здание вокзала.
Здесь очень част снимают кино на исторические темы, рассказывающее о тех временах.
Начнем нашу экскурсию со здания вокзала, к сожалению, историческое здание погибло в пожаре (О историческом здании мы рассказываем в видео: Он как бы есть, но его как бы и нет. Последний деревянный вокзал Москвы), но мы видим перед собой его точную копию.
Давайте зайдем внутрь, и для начала пройдем в буфет.
Франт буфетчик, радушно предлагает пассажирам чаю, полон ожидания и запотевший графин с водкой.
Из буфета переместимся в кабинет дежурного по вокзалу. Там мы видим самого дежурного в ожидании литерного поезда.
Наш дежурный по вокзалу
Неспроста руководит,
Знают все – он добрый малый
И без дела не сидит.
То ребенок потерялся,
Или поезд не найдут,
Кто-то в чем-то растерялся –
Все к дежурному бегут.
Всем поможет, кто в печали
Не обидев никого.
Что творится на вокзале,
Под контролем у него.
В. Захаров
А теперь отправимся в багажное отделение, где нас встречает добродушный работник этого отделения.
И здесь, согласно багажной квитанции:
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
А вот так перевозили платья и костюмы
Сдав багаж, отправляемся на телеграф.
И здесь:
За телеграмму с нас берут
Положенную плату.
А через несколько минут,
Стуча ключом, передают
Слова по аппарату.
На витрине можно увидеть открытки тех лет.
Ну и дав телеграмму отправляемся занимать место в вагоне
Мы видим старинный вагон изнутри. В таких купе тогда, впрочем как и сейчас, под стук колес и гудки локомотива люди путешествовали, любовались в окна проплывающими пейзажами, сладко спали, ну а иногда и влюблялись.
Под стук колёс вагон качает,
Гудит надрывно тепловоз,
На столике стаканчик с чаем,
И долгий день в окошке тает
Под стук колёс, под стук колёс.
В окне проносятся, мелькают
Столбы и рощицы берёз,
Неспешно сопки проплывают,
В туманной дымке исчезают
Под стук колёс, под стук колёс.
Александр Курако
Но вернемся в здание вокзала. Еще одно помещение здесь, это выставка исторических фотографий и документов Московско-Виндавской железной дороги.
Следующий пункт нашей экскурсии - водонапорная башня станции "Подмосковная"
Построена она в начале ХХ века, одновременно со станцией и является памятником архитектуры. В ее строительстве принимал участие архитектор Александр Никонорович Померанцев, создатель таких зданий, как Исторический музей и Верхние торговые ряды (ныне ГУМ) на красной площади.
В здании башни расположена экспозиция, посвященная воде и ее роли на железной дороге.
Кстати, водонапорная башня действует до сих пор и снабжает водой паровозное депо.
В верхней части здания находятся две огромные цистерны для воды.
А теперь пройдем в дом начальника станции.
И для начала пройдем в его кабинет, расположенный в доме, где видим самого начальника за работой
Из кабинета перейдем в жилую часть дома. Обстановка, хотя и довольно скромная, но очень уютная. Позволяющая отдохнуть и отвлечься от дел.
Во всем есть вкусы и привычки,
Родные стены - это тыл,
Здесь атмосфера жизни личной,
Тут набираешься ты сил,
Здесь можно полностью забыться
И ванной с пеной полежать,
Как-будто заново родиться,
Попеть, сыграть, потанцевать...
О..., как же здорово быть дома,
Восстановить себя во всем,
Почувствовать нам всем знакомый
В Душе Божественный подъем!
Валентина Быковская
Следующая часть экспозиции, пожалуй самое интересное место в музее. Это веерное паровозное депо станции "Подмосковная"
Здесь размещаются паровозы, которые до сих пор трудятся на железной дороге. Катают туристов на ретро-поездах и снимаются в кино.
В России, первые паровозные депо, строились на Николаевской железной дороге. И назывались они не депо, а паровозные сараи. Они представляли собой круглое здание в которое вел один путь. В центре здания находился поворотный круг. Заезжающий в паровозный сарай паровоз попадал на этот круг, затем круг поворачивался, с помощью специальных механизмов (в первое время вручную, без какой либо механизации) и паровоз оказывался напротив нужного "Стойла". Позднее, по ряду причин и в связи с ростом и изменением паровозного парка, круглые паровозные сараи строить перестали.
В качестве основного здания стали применять веерные депо. В центре депо, по прежнему располагался поворотный круг, так как поставить паровоз на "стойло" можно было только через него.
Депо на станции подмосковное именно этого типа и включает в себя мастерскую, ремонтный цех и поворотный круг. Сейчас это единственное московское депо, в котором сохранена вся инфраструктура, для профилактического обслуживания паровозов.
Поворотный круг имеет электропривод, но и запросто поворачивается вручную паровозной бригадой вместе с паровозом.
На площадке мы видим несколько паровозов различных серий.
Он пыхтел, пуляя искрами и дымом в небо,
И с шипеньем паром раздувал бока,
И в цехах трудился, и на угольных карьерах,
Ну и пассажиров вёз через века…
Как живое выло пламя в топке,
И натужно билось сердце на подъем,
И со свистом радостно катился с горки,
А теперь почти забыли все о нём…
Паровоз, ты чудо инженерной мысли!
Труженик от рельсовых дорог!
Сколько ты добра всем сделал в жизни,
Скольким людям в мире ты помог!
Но твои заслуги не забыты,
Тут и там, в просторах всей страны,
В памятниках навсегда застыл ты,
Как привет из тёплой старины…
Сергей Рыжаков
Сейчас перед вами паровоз серии "Л"
Данный паровоз выпускался с 1945 по 1955 год и являлся самым массовым паровозом в СССР. Буква "Л" в обозначении в честь инженера Лебедянского.
А это пассажирский магистральный паровоз серии "П36"
Выпускался в Коломне с 1950 по 1955 год. Работал на железных дорогах аж до 1974 года.
Кстати, это был лучший паровоз на линии Москва-Ленинград. Время в пути, между столицами, составляло, чуть более 9-ти часов.
А вот, в цеху, паровоз "ЛВ 0522" - Л Ворошиловградский
Именно этот экземпляр стал последним построенным магистральным паровозом. Данный паровоз участвовал в динамической экспозиции на международном салоне ЭКСПО -1520 в Щербинке в 2015 году.
А этот красавец - паровоз "ТЭ 3162"
Это немецкий паровоз тип 52 полученный СССР по репарациям после Великой Отечественной Войны. Построен на заводе "Юнг и Югенхаль" в немецком городе Кирхен в 1943 году. Обозначение расшифровывается как трофейный идентичный характеристикам паровоза серии "Э".
Повторюсь, все представленные здесь паровозы на ходу
Здесь обслуживаются как паровозы курсирующие в рамках экскурсионной программы этого музея, так и паровозы Щербинского кольца.
Сейчас открыты туристические паровозные маршруты в Коломну, по Золотому кольцу, во Владимир и Суздаль, в Монино, Переславль-Залесский, Александров, Калугу и Бородино.
А теперь давайте пройдем в механические мастерские.
Здесь мы видим различные станки использующиеся в работе депо.
Например, вот такой токарный станок
Кстати, данный станок произведен на, ныне умершем, московском заводе "Красный пролетарий"
А вот еще один "токарь".
Этот станок предназначен для более серьезных деталей.
В мастерских до сих пор идет работа. Все станки используются для обслуживания паровозов.
Пройдя через мастерские мы окажемся в выставочном зале депо.
Здесь находится паровоз серии "Э", основной паровоз в СССР в 30-е и 40-е годы. По количеству выпущенных экземпляров и по продолжительности производства этот паровоз является мировым чемпионом.
Локомотив разрезан пополам и демонстрирует посетителям принцип действия и конструкцию двигателя паровоза.
Интереснейший анимированный световой макет наглядно показывает, как пар двигает поезда.
А сейчас заглянем в кабину паровоза.
Здесь мы видим элементы управления паровозом.
Вроде бы все просто, но... Кстати, профессия машиниста паровоза во все времена считалась самой уважаемой, высокооплачиваемой и почетной.
В зале, так же, представлены различные детали паровозов и макеты.
Например, вот такой паровозный свисток
Или факел для освещения деталей паровоза при осмотре.
И различные интересные макеты.
Опять выходим на улицу и попадаем на станцию.
Здесь мы можем ознакомиться с действующей инфраструктурой - стрелки, семафоры и т. д. В то время как железные дороги России переходят на железобетонные шпалы, на станции "Подмосковная" можно в полной мере насладится креозотным запахом настоящих деревянных шпал.
А сейчас перед нами водяная колонка для заправки паровозов и семафор.
На железной дороге стоят семафоры.
Следят за порядком на нашей дороге.
Поднятое к мачте крыло под углом -
Для вас путь свободен. На главный идем.
А если к земле параллельно лежит -
Подождите немного. Сейчас путь закрыт.
Людмила Соловьева
Кстати, семафор, это именно механическое средство сигнализации и называть этим термином светофоры, которые мы сейчас видим на железной дороге, неправильно.
А вот механический стрелочный перевод, ну или, по простому, стрелка.
Перевод стрелок осуществлялся вручную специальным рабочим, который, как известно, всегда виноват если что😊.
А вот про эту, на первый взгляд, не привлекательную табличку хочется сказать особо.
Сифон - это устройство для увеличения тяги в трубе паровоза при помощи пара. Когда работает, может ошпарить паром людей на пешеходном мосту или повредить сам мост. Поддувало необходимо закрыть для того, что бы горячая зола и куски угля не просыпались на опасном месте. В старину это было очень серьезной проблемой. Пока не были изобретены зольники большого объема, нередко от паровозного жара горели шпалы и дома у железной дороги.
Есть на станции и макет первого Русского паровоза построенного братьями Черепановыми 1833 году.
Ну вот мы с вами и совершили виртуальную экскурсию в этот замечательный музей.
В завершении хочу сказать, что пешеходный мост, проходящий над музеем, является как бы мостом из прошлого в будущее. С одной стороны мы видим паровозное депо,
а с другой, супер современное депо для обслуживания "Стрижей", "Ласточек" и "Сапсанов"
На этом наше путешествие окончено. Надеюсь вам было интересно!
До новых встреч на нашем канале!
Дорогие друзья! Наш канал, совместно с объединением "Справедливый север" занимается сбором и изготовлением гуманитарной помощи нашим бойцам в СВО. Если вы хотите внести свой вклад в помощь нашим бойцам, то:
Сбор денежных средств на закупку парафина для блиндажных свечей, перевязочных и гигиенических средств, и т.п. проводится на карту Сбер 4276 3800 8998 9383 (Михаил Л.).
Если есть желание и возможность передать нашим бойцам печенье, пряники, сигареты, домашние варенья (в маленькой расфасовке), мёд закупленные или изготовленные самостоятельно, то договориться о передаче можно по телефону 8(905)538-68-05 (Елена).
Все отчеты публикуются в подборке "Помощь участникам СВО"
Своих не бросаем!