Как-то неожиданно эксперимент Кеннета Браны с экранизацией Агаты Кристи перерос в целую трилогию. Неожиданно потому, что первая часть выходила с помпой и внушительным актёрским составом ещё в 2017-м (что принесло свои плоды в виде приличных кассовых сборов), а вот вторая часть дебютировала куда скромнее (что с увеличением бюджета привело к финансовому провалу).
Но премьеру сиквела осложняли не только пандемийные ограничения, переносы премьеры с 2020-го на 2022-й, но и скандал с одним из актёров. И будем честны, картина оказалась по меньшей мере предсказуемой (что не есть хорошо для детектива).
Проблемы были и у “Призраков в Венеции” – третьего фильма про Эркюля Пуаро в исполнении самого Бранны. Фильм вышел в прокат 13 сентября 2023-го, во время забастовки актёров Голливуда, которые не могли продвигать картину. И по большому счёту он остался незамеченным (я лично не сразу его заметил). Разумеется, это провал в прокате.
Но даже при менее знаменитых актёрах, “Призраки” освежили серию. Давайте без спойлеров разберёмся, чем же они хороши.
Сюжет
Эркюль Пуаро вышел на пенсию и беззаботно живёт в Венеции, выращивая цветочки, кушая варёные яйца на крыше дома своего и игнорируя толпу просителей помощи. Никаких убийств и никаких расследований.
Но однажды накануне Хэллоуина писательница детективов и знакомая сыщика Ариадна Оливер (Тина Фей) уговаривает Пуаро посетить палаццо некогда знаменитой оперной певицы (Келли Райлли), чтобы разоблачить медиума (Мишель Йео) прямо на спиритическом сеансе.
С неохотой Пуаро соглашается и едва ли не морщится от многочисленных разговоров о призраках и духах. До тех пор, пока сам не начинает их видеть и слышать. Ну и, разумеется в палаццо происходит убийство, которое сыщику придётся расследовать.
Атмосфера
Продолжая традицию, заложенную первыми двумя картинами, “Призраки” представляют собой классический герметичный детектив – поезд и пароход сменяет в этот раз дом, в котором герои будут изолированы от внешнего мира.
Но, соответствуя своему названию, фильм практически полностью меняет почти всю свою визуальную структуру, максимально приближаясь к мистическому хоррору. Именно это и освежает серию – третий фильм мимикрирует под жанр, который сложно сочетается с классическим детективом.
Большая часть действия будет развиваться ночью и на фоне бури. Персонажи будут находиться в мрачных коридорах/залах/комнатах огромного и пустого палаццо.
И постоянный оператор трилогии Харис Замбарлокус запечатлеет всю картину по-особенному, совершенно непохоже на предыдущие фильмы. Будет много голландских углов, субъективной съёмки и экстремальных ракурсов, чтобы подчеркнуть всю необычность сюжета. Больше без спойлеров сказать не могу, но операторская работа – это подсказка.
На атмосферу играет и почти незаметная партитура оскароносной Хильдур Гуднадоуттир. Но она как всегда прекрасна.
Итог
А вот актёрский состав у фильма далеко не самый известный, как у первой части, и даже как у второй. Вероятно именно после провала “Смерти на Ниле”, пришлось набирать актёров по объявлению из сериалов (Кайл Аллен, Эмма Лейрд) или брать по знакомству (Джейми Дорнан и Джуд Хилл снимались у Бранны в “Белфасте”).
Но стоит отдать им должное – отыграно всё на достаточно высоком уровне. И вкупе с отлично воссозданной атмосферой получилась великолепная история.
И всё же на сегодня “Призраки” заработали в прокате меньше провальной “Смерти на Ниле”, что даже с меньшим бюджетом не окупает затрат на картину. Хотя вероятно успех ещё будет на стримингах (как в случае с всё той же второй частью).
А публика и критики в третий раз отнеслись к детективу прохладно. Недооценивают, как по мне. Но Хорошее Кино у каждого всегда своё.
Для любителей математических данных привожу оценки всей серии на 20 ноября 2023 года, от первого фильма к третьему.
- Кинопоиск: 6.9 (333,7 тысяч оценок), 6.5 (106,9 тысяч оценок), 6.7 (20,9 тысяч оценок)
- IMDb: 6.5 (282 тысячи оценок), 6.3 (176,2 тысяч оценок), 6.6 (60,7 тысяч оценок)
- Роттен Томатос, зрители: 54 % (25000+ оценок), 82 % (2500+ отзывов), 77 % (1000+ отзывов)
- Роттен Томатос, критики: 60 % (301 рецензия), 61 % (290 рецензий), 75 % (284 рецензии)
- Метакритик: 52 из 100 (46 рецензий), 52 из 100 (51 рецензия), 63 из 100 (52 рецензии)