Найти тему
Ростсельмаш

Как изменилась работа механизаторов?

Образ чумазого и пропахшего соляркой механизатора, растиражированный к тому же с экранов, не лучшим образом влияет на престижность профессии механизатора сельского хозяйства. В действительности же современные сельхозмашины — это комфортная, удобная и легкая в управлении техника.

Деньги есть - платить некому

Проблема дефицита кадров в АПК не нова, но с каждым годом она всё больше усугубляется. Причем способствует этому укоренившийся стереотип, что сельское хозяйство – это что-то устаревшее, далекое от прогрессивных технологий.

Дефицит кадров есть в любом направлении сельского хозяйства, но особенно остро он чувствуется в области рабочих профессий. Нехватка механизаторов, особенно в «горячую пору» (уборочная, химработы, посевная и т.д.) стала головной болью для многих современных агропредприятий.

К примеру, в прошлом году в разгар посевной, в Кормиловском районе Омской области не могли найти комбайнеров и трактористов на зарплату от 180 и до 300 тысяч рублей.

Одна из проблем (помимо социальной и инфраструктурной), заключается в том, что что село, достаточно сильно депопулировано. И даже те, кто получает соответствующее образование очень часто не идут работать по специальности.

Так, например, в беседе с выпускниками механического факультета одного из ведущих аграрных ВУЗов страны выяснилось, что не более 40% из них готовы работать по специальности. А на встрече выпускников начала 2000-х годов того же факультета оказалась, то лишь 10% сельхозинженеров работают или работали по специальности. Чуть лучше обстоят дела в СУЗах (аграрных колледжах), где готовят непосредственно механизаторов. Но и там выпускники не рвутся в бой. К примеру, нынешние студенты Сибирского профессионального колледжа, не скрывают, что «смотрят в сторону города». Правда те из них, кто работают уже в агрохозяйствах, после знакомства с современным тракторами уже не так решительно настроены покидать сельхозсектор.

Чумазый, вонючий, с гаечным ключом

Один из механизаторов компании «Агросервис» (Пензенская область), вспоминал, как работал на самоходном зерноуборочном комбайне «Сталинец-4». И после смены домой приходил весь в пыли и пропахший соляркой «за версту». Такой образ комбайнера, растиражированный в кино, сделал свое дело — теперь молодежь бежит из села как черт от ладана.

Юрий Перетятько - директор хозяйства «КХ Перетятько Ю.А.» (Ростовская область) также вспоминает как начинал карьеру на тракторе ДТ75 и после работы «светлыми оставались только глаза, потому что на них очки были».

-2

В голове у многих людей прочно сложился образ механизатора, как вечно чумазого, уставшего человека, работающего в жаре, тряске и постоянно лежащего под машиной с гаечным ключом.

При том, что сельхозпрофессии не активно пиарятся на рынке труда, люди ассоциируют их с чем-то невыносимо грязным и тяжелым. А между прочим, это уже далеко не так. Техника с того времени шагнула далеко вперед и усовершенствовалась во всем.

- По сравнению с теми машинами, которые мы испытывали в начале 70-х годов прошлого века, современные тракторы и комбайны- настоящие космические корабли, - сравнивает бывший инженер-испытатель Кубанского научно-исследовательского института по испытанию тракторов и сельскохозяйственных машин (КубНИИТиМ) Татьяна Яценко. – Рычаги, требующие усилия для перемещения сменились джойстиками управления, ушла вибрация и шум, появилась мягкая подвеска, угольные фильтры кабины, не говоря уже о современных системах климат-контроля. Мы видели нарастание прогресса, испытывая комбайны компании Ростсельмаш с конца прошлого века. Сейчас это совершенно другая сельхозтехника, на ней можно работать с полным комфортом.

Кабины современных агромашин зачастую комфортнее, а руление легче, чем у легковых автомобилей. Помимо подрессоренной кабины, системы кондиционирования и отопления, регулируемых под каждого оператора сидений, важны и системы, облегчающие саму рутину работы.

-3

Так, системы голосового оповещения помогают разобраться в управлении и работать в оптимальных режимах. Теперь механизатору не нужно постоянно прислушиваться к звуку узлов и агрегатов, следить за температурой рабочих жидкостей и т.д. Это за него сделает система и оповестит в случае неполадки.

Подобрать оптимальные настройки в каждой конкретной ситуации можно через интерактивную систему РСМ Оптимакс (система пошаговой настройки МСУ комбайна).

Задача по отслеживанию состояния узлов и агрегатов машин, лежит теперь на РСМ Агротроник — платформе агроменеджмента и контроля операций агромашин.

Операция руления в поле, управления орудием (поднятие/опускание) и разворотами, отдана системам автоуправления. Так, например, РСМ Агротроник Пилот 1.0 при установке на тракторы с функцией автоматической разворотной полосы (при работе с орудиями, управляемыми электрогидравликой) самостоятельно поднимает в конце гона и опускает в начале гона орудия или адаптеры. А в системах РСМ Агротроник Пилот 2.0 эта функция заложена априори. Это в разы снижает уровень напряженности и утомляемости человека.

Системы работающие по заранее составленной в системе карте-заданию (РСМ Агротроник Пилот 1.0/2.0) также позволяют самостоятельно разворачиваться и управлять скоростью движения агромашины при условии установки на нее системы РСМ Адаптивный круиз-контроль. Благодаря ей, кстати, осуществляется оптимизация загрузки двигателя и расхода горючего. (системы РСМ Круиз-контроль с обратной связью от рабочих органов машин).

-4

Настройка и подстройка рабочих органов сельхозмашины для обеспечения наивысшего качества также осуществляется во многих случаях, не выходя из машины.

Например, если говорить о зерноуборочной технике, то в память бортового компьютера внесены базовые настройки под ряд культур при разных условиях уборки.

Активно развиваются и цифровые решения для сельхозтехники, позволяющие увеличить производительность, но при этом имеющие интуитивно понятный интерфейс — с простой архитектурой меню, подсказками и другими помощниками.

Благодаря всем новшествам работа механизатора стала проще и комфортнее, что очень радует.