Помощь в развитии таланта ребенка — одна из задач воспитания. Эта задача «со звездочкой» — то есть, довольно сложная, но решаемая при определенном подходе. В нее включены все, — и родители тоже. Первое время будет точно необходимо их активное участие, помощь, поддержка и наставления.
Частная школа Форум тоже помогает развивать таланты детей и подготовила чек-лист для родителей: как понять, что у ребенка талант и что нужно делать, чтобы его развить.
Талант — это…
У каждого человека с рождения есть набор особенностей, которые в совокупности формируют стартовую площадку для развития таланта. Например, идеальный слух, крепкое физическое развитие или пластичная мимика. На этой базе по кирпичику строится талант, где в роли кирпичей выступают окружающие условия, отношение родителей к ребенку, возможности семьи и особенности дальнейшего развития.
Если визуализировать талант, то это будет не один красивый бриллиант, а букет из нескольких цветов, которые вместе составляют гармоничную композицию. То есть, талант — это всегда сочетание нескольких факторов.
Как понять, в чём талантлив ребёнок?
Яркие таланты заметить легко: например, способность к спорту, пению, шахматам или рисованию. Гораздо труднее увидеть «скрытые»: такие таланты могут быть незаметны, но при этом они хорошо проявляются в быту.
Например, ребенок:
- замечает любое изменение дома, которое произошло в его отсутствие;
- поддерживает комнату в чистоте, а на столе у него всегда порядок;
- старается общаться наравне со взрослыми и пытается везде высказать свое мнение;
- замечает необычные вещи и видит красоту даже в листике в парке;
- делает все очень медленно, но тщательно, даже такие простые вещи, как мытье посуды.
Подумайте и опишите все качества ребенка, желательно указать не меньше десяти — даже те, которые иногда вас могут раздражать. Они тоже полезны для анализа.
К примеру, активный ребенок, который почти никогда не умолкает, может обладать демонстративностью — это качество есть у всех известных актеров и блогеров. А медлительный ребенок обычно сосредотачивается на мелочах — это качество полезно в сфере, где важна точность: например, в химической лаборатории.
Как родители могут помочь их развить?
Родителям нужно создать условия, в которых ребенок сможет получать адекватную, объективную и поддерживающую обратную связь:
- не сравнивать ребенка с другими — ни в плюс, ни в минус, а если все же хотите сравнить, то только с самим же ребенком в прошлом: «Раньше у тебя так не получалось, а сейчас намного лучше!»;
- не создавать предубеждений, — даже если ребенок объективно плохо играет в футбол, стоит обсудить это лично: «Тренер сказал, что у тебя что-то там на футболе не получается. Расскажешь, что случилось?». Мгновенно давать оценки вроде: «Спорт, видимо, не для тебя» — плохая идея;
- ярко-положительная обратная связь тоже вредна, — смысл обратной связи в том, чтобы показать ребенку объективную реальность, как есть, а не приукрашивать ее. Не стоит говорить что-то вроде: «Как же ты танцуешь, ну просто лучше всех!»;
- описывать только действия, без затрагивания личности — это поможет ребенку концентрироваться на том, что он делает и больше стараться;
- не обесценивать, — иногда родители делают так, чтобы лучше мотивировать ребенка, но, увы, это не работает. Стоп-фразы такие: «Да разве это трюк? Это все ерунда, ты и лучше можешь»;
- предлагать подумать, как исправить ситуацию, — если ребенок сделал что-то не так, то стоит предложить ему самому найти выход и обсудить его идею;
- признавать и старания, и неудачи ребенка, — желательно делать это менее эмоционально и просто констатировать факты: «Вчера у тебя хорошо получалось, ты сам говорил. А сегодня, кажется, получилось хуже. Как думаешь, почему так?»;
- делать акцент на успехи, — например: «По-моему, математика тебе дается лучше всего. Помнишь, как ты один из первых решил этот пример в классе?».
Что ещё поможет развивать таланты детей?
Идеальный момент развития талантов — начальная и средняя школы. Именно тогда ребенок лучше всего «отзывается» на что-то новое, а его психика достаточно созрела для того, чтобы заниматься этим осознанно.
Что могут делать родители:
- обращайте внимание на особенности ребенка: например, когда он делает что-то не так, как остальные;
- походите на пробные занятия в несколько разных мест, чтобы ребенок оценил, где ему больше понравится;
- попробуйте договориться с ребенком о том, чтобы он походил на одну секцию целый год, а потом обсудите обменяйтесь мнениями;
- организуйте пространство в комнате ребенка: например, сделайте часть стены, на которой можно рисовать;
- попробуйте включать разную музыку, когда ребенок рисует или убирается;
- учите ребенка видеть природу и обращайте внимание на мелочи: цвет листьев или появившийся лед на лужах;
- фантазируйте и придумывайте вместе интересные эксперименты;
- поощряйте самостоятельность: разрешите ребенку что-то выбирать самому и нести за это ответственность;
- выслушивайте мнение ребенка, если дело касается общих семейных вопросов и просите его аргументировать свою позицию.
Частная школа Форум активно участвует в определении и развитии детских талантов, — у нас есть разнообразная внеурочная деятельность, а также дополнительные занятия по разным направлениям: спорт, пение, танцы, программирование, арт-класс, научная мастерская, мультипликация. Записаться на экскурсию можно на официальном сайте школы.