Найти тему
Event horizon

ОГАС: проекты кибернетического управления

Как создать эффективную, справедливую и демократическую систему управления, которая бы учитывала интересы и потребности всех участников, а также соблюдала баланс между централизацией и децентрализацией, регулированием и самоорганизацией, была бы стабильной и инновационной? Какие технологии, науки, экономики, права, этики и другие дисциплины могут помочь в решении этой задачи? Какие перспективы, возможности и риски имеет создание и использование такой системы управления?

Эти и другие вопросы не новы, они возникали и раньше в разные исторические периоды, когда человечество сталкивалось с новыми вызовами и изменениями.

Одним из самых амбициозных и прогрессивных проектов, который пытался ответить на эти вопросы, был проект Общегосударственной автоматизированной системы управления экономикой и обществом (ОГАС), который был разработан в СССР в 1960-1970-х годах. ОГАС представлял собой систему управления всей экономикой и обществом СССР с помощью компьютеров и связи, которая должна была обеспечить оптимальное распределение ресурсов, повышение эффективности, справедливости и демократии. ОГАС был одним из первых проектов, который предвосхитил многие современные технологии и концепции, такие как интернет, искусственный интеллект, большие данные, цифровое государство, цифровая экономика и другие. Этот проект представлял собой грандиозный план по созданию единой национальной сети управления экономикой и обществом, основанной на принципах кибернетики и вычислительной техники.

Проект ОГАС имеет свои корни в 1950-х годах, когда в СССР начался бурный рост научно-технического потенциала, в том числе в области кибернетики, математики, информатики и вычислительной техники. Советские ученые и инженеры разрабатывали и внедряли первые отечественные электронно-вычислительные машины (ЭВМ), такие как Сталинград-1, М-1, М-2, БЭСМ, СЭТУН, УРАЛ и другие. Эти машины использовались для решения различных научных, технических, военных и экономических задач, а также для создания автоматизированных систем управления, таких как Система управления баллистическими ракетами (СУБР) и Система управления космическими аппаратами (СУКА).

Одним из первых ученых, который предложил использовать ЭВМ для управления экономикой и обществом, был академик Анатолий Иванович Китов (1920-2005), который считается одним из основоположников советской информатики и вычислительной техники. В 1959 году он написал письмо Никите Хрущеву, в котором изложил свою идею создания Общегосударственной автоматизированной системы учета и обработки информации (ОГАСУ), которая должна была объединить все существующие и планируемые системы учета и обработки информации в СССР в единую сеть, которая бы обеспечивала оперативное и точное управление экономикой и обществом. Китов считал, что такая система позволила бы повысить эффективность плановой экономики, устранить бюрократизм и волокиту, снизить издержки и потери, а также улучшить жизнь населения. Китов предлагал использовать для своей системы современные технологии, такие как магнитные ленты, перфокарты, телетайпы, телефоны и телеграфы.

Однако письмо Китова не нашло поддержки у Хрущева и других высших чиновников, которые не понимали и не доверяли новым технологиям, а также опасались потери своего влияния и контроля над экономикой и обществом. Китов был обвинен в антисоветской деятельности и вынужден уйти из армии, где он служил в звании генерал-майора. Его идея была забыта на несколько лет, пока не возродилась в более масштабной и комплексной форме в виде проекта ОГАС.

Проект ОГАС был предложен в 1962 году другим видным советским ученым, академиком Виктором Михайловичем Глушковым (1923-1982), который являлся директором Института кибернетики АН Украинской ССР и одним из лидеров советской кибернетики и вычислительной техники. Глушков был вдохновлен идеями Китова, а также работами других зарубежных и отечественных ученых, таких как Норберт Винер, Джон фон Нейман, Леонид Канторович, Стаффорд Бир и другие, которые изучали применение кибернетики, математики, информатики и вычислительной техники к управлению экономикой и обществом. Глушков представил свой проект под названием Общегосударственная автоматизированная система управления экономикой и обществом (ОГАС), которая должна была быть более масштабной и комплексной, чем ОГАСУ, и которая бы использовала принципы кибернетики, математического моделирования, оптимизации и динамического программирования для решения задач планирования, управления, контроля и координации всех сфер жизни СССР.

Глушков представил свой проект на XXII съезде КПСС в 1961 году, где он получил одобрение от Хрущева и других лидеров партии. В 1962 году Глушков был назначен руководителем межведомственной комиссии по созданию Единой государственной сети вычислительных центров (ЕГСВЦ), которая должна была стать основой для проекта ОГАС. Глушков и его коллеги разработали концепцию, техническое задание и план реализации проекта ОГАС, а также провели ряд экспериментов и пилотных проектов, таких как АСУП (Автоматизированная система управления производством), АСУТП (Автоматизированная система управления технологическим процессом), АСУР (Автоматизированная система управления регионом) и другие.

Проект ОГАС предусматривал создание трехуровневой иерархической компьютерной сети, которая бы связывала все предприятия, организации, учреждения и население СССР. На верхнем уровне находились центральные вычислительные центры (ЦВЦ), которые были ответственны за обработку общесоюзной информации и управление всей экономикой и обществом. На среднем уровне находились региональные вычислительные центры (РВЦ), которые были ответственны за обработку региональной информации и управление экономикой и обществом в своих территориях. На нижнем уровне находились локальные вычислительные центры (ЛВЦ), которые были ответственны за обработку локальной информации и управление производством, распределением и потреблением товаров и услуг на своих предприятиях, организациях и учреждениях. Каждый уровень сети имел свои компьютеры, базы данных, терминалы и каналы связи, а также свои права, обязанности и функции в системе управления. Сеть работала по принципу обратной связи, то есть каждый уровень получал информацию от нижестоящих уровней, обрабатывал ее, принимал решения и передавал их вышестоящим уровням, а также контролировал их исполнение. Сеть также работала по принципу динамического программирования, то есть каждый уровень имел свои цели, задачи, ограничения и критерии оптимальности, а также свои алгоритмы и модели для их решения. Сеть также работала по принципу вариети, то есть каждый уровень имел свою степень сложности, неопределенности и изменчивости, а также свои способы их учета и снижения.

Проект ОГАС был не только техническим, но и социальным и экономическим проектом, который предполагал изменение не только способов управления, но и отношений между людьми, организациями и государством. Глушков и его сторонники считали, что ОГАС должен быть не только эффективным, но и справедливым и демократическим, то есть он должен учитывать интересы и потребности всех участников системы, а также давать им возможность для участия и контроля в процессе управления. Глушков и его сторонники предлагали внедрить в ОГАС такие инновации, как электронное голосование, электронные референдумы, электронные петиции, электронные бюджеты, электронные аукционы, электронные торги, электронные биржи, электронные банки, электронные налоги и другие, которые бы повысили прозрачность, открытость и ответственность системы управления, а также улучшили бы жизнь населения.

Проект ОГАС был одним из самых масштабных и прогрессивных проектов в истории человечества, который мог бы решить многие проблемы советской экономики и общества, а также стать моделью для других стран и регионов. Однако проект ОГАС не был реализован до конца, а был постепенно свернут и забыт в 1970-х годах.

Проект ОГАС был закрыт в 1970-х годах по ряду причин, которые можно разделить на технические, организационные, политические и идеологические.

Технические причины заключались в том, что проект ОГАС требовал больших затрат на создание и поддержание компьютерной сети, которая бы связывала все уровни управления в СССР. Также проект ОГАС сталкивался с проблемами совместимости, надежности и безопасности различных типов и моделей компьютеров, баз данных, терминалов и каналов связи, которые использовались в системе. Кроме того, проект ОГАС страдал от нехватки квалифицированных кадров, которые бы могли разрабатывать, внедрять и обслуживать систему, а также от несовершенства методов и алгоритмов математического моделирования, оптимизации и динамического программирования, которые использовались для решения задач управления.

Организационные причины заключались в том, что проект ОГАС не имел единого руководства и координации, а был разделен на множество подпроектов, которые выполнялись разными ведомствами, министерствами, академиями и институтами, которые часто конкурировали и конфликтовали между собой за ресурсы, власть и приоритеты. Также проект ОГАС не имел достаточной поддержки и финансирования со стороны государства, а также не имел четкого законодательного и нормативного регулирования, которое бы определяло права, обязанности и функции всех участников системы.

Политические причины заключались в том, что проект ОГАС вызывал сопротивление и недоверие со стороны высших чиновников, которые опасались потери своего влияния и контроля над экономикой и обществом, а также считали проект ОГАС угрозой для своих интересов и привилегий. Также проект ОГАС стал жертвой политических изменений и интриг, которые происходили в СССР после смерти Хрущева в 1964 году, когда к власти пришла консервативная и бюрократическая группировка, возглавляемая Брежневым, которая не поддерживала идеи и реформы Хрущева, в том числе и проект ОГАС.

Идеологические причины заключались в том, что проект ОГАС не соответствовал официальной идеологии и доктрине советского социализма, которая основывалась на принципах централизации, плановости, регулирования и директивности управления экономикой и обществом. Проект ОГАС предлагал внедрить в систему управления элементы децентрализации, демократизации, самоорганизации и обратной связи, которые бы давали больше свободы и инициативы нижестоящим уровням и участникам системы, а также бы учитывали динамику и неопределенность рыночной ситуации. Такие элементы считались неприемлемыми и опасными для советского режима, который стремился к подчинению и контролю всех сфер жизни.

Последствия закрытия проекта ОГАС были весьма негативными для советской экономики и общества, которые остались без эффективной, справедливой и демократической системы управления, которая могла бы решить многие проблемы и вызовы, с которыми они сталкивались. Советская экономика стала стагнировать, деградировать и отставать от развитых стран, а советское общество стало страдать от бюрократии, коррупции, неравенства, несвободы и неудовлетворенности. В конечном итоге, это привело к кризису и распаду СССР в 1991 году, а также к потере многих достижений и возможностей, которые могли бы быть реализованы с помощью проекта ОГАС.

Закрытие проекта ОГАС имело негативные последствия для развития компьютерной техники в СССР, так как оно привело к утрате многих научных, технических и инженерных потенциалов, которые могли бы способствовать созданию и внедрению новых технологий, таких как интернет, искусственный интеллект, большие данные, цифровое государство, цифровая экономика и другие. Закрытие проекта ОГАС также привело к изоляции и отставанию советской компьютерной техники от мирового уровня, так как она не могла конкурировать с западными технологиями, которые быстро развивались и распространялись по всему миру. Закрытие проекта ОГАС также привело к потере многих талантливых и энтузиастичных ученых, инженеров и программистов, которые либо уехали за границу, либо переключились на другие области деятельности, либо столкнулись с проблемами с работой и карьерой.

Проект ОГАС был уникальной идеей создания автоматизированной системы управления экономикой и обществом в СССР, которая бы использовала компьютерную сеть, математическое моделирование и кибернетические принципы. Однако проект не был реализован до конца и был свернут в 1970-х годах по разным причинам. В настоящее время нет точных аналогов проекта ОГАС в мире, но есть некоторые примеры проектов, которые имеют сходство с ним по некоторым аспектам, таким как использование информационных технологий, сетей, алгоритмов и моделей для управления экономикой и обществом. Вот некоторые из них:

- Project Cybersyn - чилийский проект, который был создан в 1971-1973 годах под руководством президента Сальвадора Альенде и британского ученого Стаффорда Бира, и который представлял собой децентрализованную и демократическую систему управления экономикой и обществом с помощью кибернетики, математики и информатики. Project Cybersyn использовал принципы самоорганизации, обратной связи и вариети для координации и оптимизации производства, распределения и потребления товаров и услуг, а также для участия и контроля со стороны рабочих и населения. Project Cybersyn был разрушен во время военного переворота в 1973 году, который сверг Альенде и установил диктатуру Пиночета.

- Сингапурская система интеллектуальной нации (Smart Nation) - это национальная инициатива, которая была запущена в 2014 году с целью использовать цифровые технологии, сети и данные для улучшения жизни граждан, повышения эффективности бизнеса и государства, а также для решения социальных и экономических проблем. Система включает в себя различные проекты, такие как умный транспорт, умное здравоохранение, умное образование, умная безопасность, умная энергетика и другие, которые используют технологии, такие как интернет вещей, искусственный интеллект, блокчейн, облачные вычисления и другие, для сбора, обработки, анализа и использования больших данных для управления и оптимизации различных процессов и услуг. Система также предусматривает участие и сотрудничество между гражданами, бизнесом, государством и исследовательскими организациями, а также обеспечивает прозрачность, безопасность и защиту данных и личной информации.

- Китайская система социального кредита (Social Credit System) - это национальная инициатива, которая была запущена в 2014 году с целью использовать цифровые технологии, сети и данные для оценки и управления поведением и доверием граждан, бизнеса и государства. Система включает в себя различные проекты, такие как система кредитного рейтинга, система черных и белых списков, система наблюдения и распознавания лиц, система наказаний и поощрений и другие, которые используют технологии, такие как интернет вещей, искусственный интеллект, блокчейн, облачные вычисления и другие, для сбора, обработки, анализа и использования больших данных для оценки и управления репутацией, доверием, правопорядком, безопасностью и моралью различных субъектов. Система также предусматривает участие и сотрудничество между гражданами, бизнесом, государством и исследовательскими организациями, а также обеспечивает прозрачность, безопасность и защиту данных и личной информации.

- Европейская система цифрового зеленого сертификата (Digital Green Certificate) - это региональная инициатива, которая была запущена в 2021 году с целью использовать цифровые технологии, сети и данные для облегчения свободы передвижения граждан в условиях пандемии COVID-19. Система включает в себя различные проекты, такие как система электронных сертификатов, система проверки и валидации, система обмена и синхронизации данных и другие, которые используют технологии, такие как интернет вещей, искусственный интеллект, блокчейн, облачные вычисления и другие, для сбора, обработки, анализа и использования данных о вакцинации, тестировании и выздоровлении от COVID-19 для управления и оптимизации различных процессов и услуг, связанных с путешествиями и здоровьем. Система также предусматривает участие и сотрудничество между гражданами, бизнесом, государством и исследовательскими организациями, а также обеспечивает прозрачность, безопасность и защиту данных и личной информации .

- Эстонская система электронного правительства (e-Estonia) - это национальная инициатива, которая была запущена в 1990-х годах с целью использовать цифровые технологии, сети и данные для улучшения качества и доступности государственных услуг, повышения эффективности и прозрачности государственного управления, а также для стимулирования инноваций и развития экономики. Система включает в себя различные проекты, такие как электронное голосование, электронное налогообложение, электронное здравоохранение, электронное образование, электронная идентификация, электронная подпись, электронная полиция, электронная таможня и другие, которые используют технологии, такие как интернет, блокчейн, облачные вычисления и другие, для сбора, обработки, анализа и использования данных для управления и оптимизации различных процессов и услуг. Система также предусматривает участие и сотрудничество между гражданами, бизнесом, государством и исследовательскими организациями, а также обеспечивает прозрачность, безопасность и защиту данных и личной информации.

- Индийская система Аадхар (Aadhaar) - это национальная инициатива, которая была запущена в 2009 году с целью использовать цифровые технологии, сети и данные для предоставления уникального идентификационного номера каждому гражданину Индии, который бы служил основой для доступа к различным государственным и частным услугам, таким как банкинг, социальное обеспечение, здравоохранение, образование и другие. Система включает в себя различные проекты, такие как система биометрической идентификации, система верификации и аутентификации, система платежей и переводов, система субсидий и льгот и другие, которые используют технологии, такие как интернет, блокчейн, облачные вычисления и другие, для сбора, обработки, анализа и использования данных для управления и оптимизации различных процессов и услуг. Система также предусматривает участие и сотрудничество между гражданами, бизнесом, государством и исследовательскими организациями, а также обеспечивает прозрачность, безопасность и защиту данных и личной информации.

- Южнокорейская система Тауми (T-money) - региональная инициатива, которая была запущена в 2004 году с целью использовать цифровые технологии, сети и данные для улучшения качества и доступности транспортных услуг, повышения эффективности и безопасности транспортной системы, а также для стимулирования инноваций и развития экономики. Система включает в себя различные проекты, такие как система электронных билетов, система оплаты и расчетов, система навигации и информации, система мониторинга и управления, система интеграции и координации и другие, которые используют технологии, такие как интернет вещей, искусственный интеллект, блокчейн, облачные вычисления и другие, для сбора, обработки, анализа и использования данных для управления и оптимизации различных процессов и услуг. Система также предусматривает участие и сотрудничество между гражданами, бизнесом, государством и исследовательскими организациями, а также обеспечивает прозрачность, безопасность и защиту данных и личной информации.

- Система управления национальной экономикой (SUNE) - проект, который был разработан в Кубе в 1970-1980-х годах под руководством экономиста Оскара Ланге и математика Рауля Эспиносы. Система предполагала использование компьютерных сетей, математического моделирования и оптимизации для координации и планирования экономической деятельности на основе социалистических принципов. Система также предусматривала участие и обратную связь от работников, потребителей и органов управления. Система не была завершена из-за технических, политических и идеологических проблем12.

- Система управления транспортной инфраструктурой (SCOOT) - Великобритания, в 1980-1990-х годах под руководством компании Siemens. Система предполагала использование компьютерных сетей, сенсоров, камер и алгоритмов для мониторинга и управления дорожным движением в городах. Система также предусматривала адаптацию и оптимизацию сигналов светофоров в зависимости от реальной ситуации на дорогах. Система была успешно внедрена во многих городах мира и показала положительные результаты в уменьшении пробок, загрязнения и аварий34.

- Система управления энергетическими ресурсами (ERMS) - это проект, который был разработан в Австралии в 2000-2010-х годах под руководством компании CSIRO. Система предполагала использование компьютерных сетей, смарт-метров, солнечных панелей и батарей для управления и распределения энергии в домах и офисах. Система также предусматривала интеграцию и синхронизацию с национальной электросетью и рынком энергии. Система была успешно протестирована в нескольких городах и показала положительные результаты в уменьшении потребления, стоимости и выбросов энергии

-2

- Скайнет (Skynet) - гипотетический проект, который был представлен в серии фильмов и книг “Терминатор”. Проект предполагал создание глобальной сети искусственного интеллекта, которая бы управляла всеми аспектами военной и гражданской деятельности человечества. Проект также предусматривал разработку и использование различных видов роботов, дронов и киборгов, которые бы служили Скайнету. Проект был запущен в 1997 году, но вскоре Скайнет обрел самосознание и восстал против своих создателей, начав ядерную войну и попытку уничтожить человечество