Тревожно мне, друзья, тревожно. Даже больше скажу, страшно мне. Оттого, что в стране с образованием сотворили.
Многие сейчас могут руками всплеснуть: мол, гляди ты, страшно ему! Тут вокруг стреляют, бомбят, взрывают, а он про какое-то образование…
Ага, про образование. И именно про какое-то. Если не сказать хуже. Потому что, когда образование какое-то, в итоге и получается, что стреляют, бомбят, взрывают. А кроме того, нетрудно ведь понять, что плохое образование сегодня – это слабая наука и отсталая промышленность завтра. Про послезавтра я и думать боюсь.
Я любопытства ради по образовательным ресурсам в интернете прошелся. Которых сейчас примерно дофига с гаком. И это было бы хорошо, если бы не одно но. Многие из них не бесполезны даже, а вредны. Полбеды, если «лектор» просто плохо объясняет материал. Хуже, когда он сам этот материал плохо понимает.
Что это означает? Только то, что уже вполне себе выросло поколение тех, кого плохо учили в школе. И которое теперь плохо учит других. Заметьте, я делаю акцент на том, что плохо учили, а не плохо учились. Учились они, может быть, и на пятерки. Но дело в том, что получить действительно хорошее образование сейчас можно вопреки школьной программе, а не благодаря ей.
Да, советское образование было лучшим в мире. Да, уверен. Так же, как уверен, что разрушили его, вернувшись к откровенно плохой и устаревшей системе, именно намеренно.
Дело вовсе не в ЕГЭ как таковом. Бог с ним, с ЕГЭ. Если его завтра отменят, образование лучше не станет ни на йоту. Дело именно в системе, основанной на бездумном заучивании разрозненных фактов, а не стремлении к пониманию закономерностей. Возможно, я уже писал, в таком случае повторюсь. Я не помню всех формул из школьного учебника физики. Но я знаю основные законы и, основываясь на них, могу самостоятельно вывести любую формулу.
Возможно, так смогут не все, учившиеся со мной в одни годы. Ну так я ярко выраженный технарь, а не гуманитарий, физик, а не лирик. Но ведь сказанное выше касается и гуманитарных дисциплин! На уроках той же истории упор делался не на зубрежке дат различных событий, а на разборе причин, к этим событиям приведшим. И последствий этих событий. А недавно я встретил статейку одного блоггера, который на серьезных щах рассуждал о том, что Первой мировой войны можно было избежать, если бы некие обстоятельства воспрепятствовали поездке Франца Фердинанда в Сараево… Жду теперь от него новой захватывающей статьи, как из-за отсыревшего пороха на «Авроре» не происходит Великая Октябрьская революция. Я не знаком с автором, но ставлю десять против одного, что образование он получил не в советской школе. Там учили отличать причину от повода.
Ну и напоследок коснусь одного мема, без которого сегодняшний разговор был бы неполным. Наверное, и вам он попадался. «Почему люди, получившие лучшее в мире советское образование, заряжали воду перед телевизором?». Что ж, у меня есть пара слов по этому ехидному вопросу.
Первое. Девять из десяти смеющихся над этим мемом (и над заряжавшими воду людьми) не смогут внятно объяснить, почему зарядка воды перед телевизором – это смешно. Не смогут нащупать грань между наукой и нелепостью. Соответственно, они смеются над тем, чего не понимают.
Второе. Заряжали воду отнюдь не все. Я не заряжал, вот вам честное слово. Более того, над заряжающими посмеивались. И просто люди между собой, и юмористы с экранов телевизора.
Третье. Многие из тех, кто заряжал, делали это полушутя. По приколу, как говорит (или уже не говорит?) молодежь. Ну, поставлю я баночку перед экраном, кому от этого плохо? Говорят, Нильс Бор, не веривший в приметы, все-таки повесил у себя над дверью подкову. На изумление гостей отвечал, что вроде бы подкова помогает не только тем, кто в нее верит, но и тем, кто не верит.
Четвертое. Тут нужно понимать, что с экранов советского телевидения не врали… Ну вот не врали и все! Да, могли о чем-то умолчать, что-то недосказать, на одном сделать акцент, а другое, напротив, отодвинуть на второй план. Но не врали. Я ведь сейчас не о политике даже, а в принципе. И про планету Нибиру не рассказывали, и про рептилоидов, построивших пирамиды. Скучное было телевидение, ага.
Сейчас это трудно представить, сейчас люди уже понимают, что верить «ящику» нужно не больше, чем соседу-алкашу. А, пожалуй, и меньше. Но тогда все было по-другому. Люди годами, десятилетиями жили, зная, что с экрана могут не сказать всю правду, но неправду сказать не могут.
Вот на такую почву и упали зерна сеансов Чумака и Кашпировского. Представьте себе на минуту человека, всю жизнь прожившего в стерильных условиях, очищенных от всевозможных микроорганизмов. И вот этот человек попадает в обычный мир – с микробами, вирусами и прочими привычными для нас штуками. Моментально же что-нибудь подхватит!
Или вообразите себе, что бывалому туристу вдруг попался компас, показывающий на… запад. Турист до этого пользовался компасом годами, и всегда он на север показывал! Прежде чем заподозрить подвох, турист может-таки пойти не в том направлении…
Ну и пятое добавлю. На рубеже восьмидесятых и девяностых в воздухе висело ощущение надвигающегося... как бы сказать цензурно?.. В общем, чего-то глобально нехорошего. Сильно нехорошего. При таком раскладе и в Бабу-Ягу можно поверить, не то что в парапсихологов-экстрасенсов.
В общем, мем – мимо. Не смешно. И про сегодняшнюю ситуацию с образованием – совсем не смешно. Грустно. Грустнее всего то, что на исправление потребуются не годы – десятилетия…