В этом году опубликована монография Владимира Горюнова, кандидата юридических наук, доцента, доцента кафедры прокурорского надзора и правоохранительной деятельности ЧелГУ. Сама работа посвящена истокам формирования службы участковых уполномоченных органов внутренних дел, а также анализу актуальной нормативно-правовой базы этого подразделения. Корреспонденту Полит74 удалось пообщаться с автором монографии и узнать у него, какие проблемы сейчас актуальны в деле организации службы участковых уполномоченных полиции и как их можно решить.
Истоки становления
— Что повлияло на современное формирование прав и обязанностей полиции по охране общественного порядка и общественной безопасности?
— Здесь необходимо отметить, что становление и развитие полиции было тесно связано с развитием и реформированием общества в целом. Полиция, ее организация и компетенция в большой степени зависят от тех общественных отношений, которые формируются в обществе. Крупные события и изменения в жизни государства всегда отражались на деятельности полиции.
Истоки организации полицейской службы можно найти ещё в «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого. О различных служивых людях, выполняющих административно-полицейские функции упоминает и судебник 1497 года. В знаменитом наказе Екатерины Великой можно найти упоминания о необходимости совершенствования морального и нравственного облика полицейских. Все эти документы так или иначе, совокупностью своих элементов, постепенно формировали полномочия полиции в целом. Тогда ещё понятия участкового не было.
Города делились на дворы. Это послужило основанием формирования особой должности участкового уполномоченного с понимаем того, что полицейский должен проживать на вверенном ему участке и нести службу круглосуточно. Отвечал он за всё. Проще назвать то, за что он не отвечал. Уже тогда, 300 лет назад «участковый» был сверхзагружен. Например, он отвечал за открытие и закрытие питейных заведений, за организацию переправ через реку и, вместе с тем, за раскрываемость преступлений.
С изменением общественно-политических отношений вводились в практику новые функции. При этом старые оставались и дублировались. Можно даже найти повторение, что называется «точь-в-точь».
Проблемы современной службы
— А есть ли какие-то проблемы в работе полиции, продиктованные новыми условиями или исходящие из глубины веков?
— Когда-то исправники выбирались из числа местных жителей. Как правило это были хорошо образованные дворяне, которые родились и жили в уезде. Сейчас, начиная от руководителя главного управления МВД в регионах до его заместителей — это всё так называемые «варяги». Они профессионалы своего дела, ответственные и грамотные специалисты, но они не местные. Они не «вросли корнями в регион». Если ты приехал и понимаешь, что года через 3 уедешь, то будешь только механически выполнять работу и ждать присвоения звания высшего начальствующего состава.
Потом, те сотрудники и офицеры, которые приходят в структуры МВД из армии, они не имеют базовой подготовки в контексте юридического образования. Это добросовестные специалисты, доброжелательные люди, но недостаток базы не может не сказаться на качестве работе. Им нужно минимум три года, чтобы изучить всю нормативную базу и войти в должность. Такое положение дел было характерно и для других периодов истории, когда сотрудников органов внутренних дел вербовали из числа раненых отставников из армии, которых называли «инвалидными командами».
И последнее, если я был направлен в МВД по комсомольской путёвке, то сейчас набор нередко идёт по объявлению. Это не самый хороший показатель. Хотя челябинская школа милиции ведёт свою историю с 1920 года, она существует и сейчас (Центр профессиональной подготовки) на базе ЧЮИ в той или иной форме, но не может обеспечить кадровую наполняемость всех уровней органов МВД.
Есть ещё нюанс, связанный с текучестью кадров. Когда я работал в органах МВД, отслуживший первые пять лет считался ещё молодым. Сейчас же отслуживший три года уже считается «стариком». Но за три года объективно не стать профессионалом.
О современном участковом
— А как сейчас строится работа участкового уполномоченного, какие сложности в этой работе существуют?
— Здесь вот что происходит. Есть три основополагающих нормативных документа, регулирующих работу участкового. Основной из них — приказ 205. При этом участковый — это прежде всего сотрудник полиции, следовательно, его деятельность регулирует закон о полиции, где есть целый блок прав и обязанностей. Кроме того, участковый является ещё и сотрудником органов внутренних дел, а это ещё один закон со своим блоком обязанностей. Если всех их объединить, то выйдет несколько десятков обязанностей.
Можно дополнительно построить список из нескольких десятков нормативных актов, которые прямо или косвенно влияют на работу участкового. А для начала все эти акты нужно знать. Когда человек готовится профессионально, то он может сразу приступить к исполнению обязанностей. Причём изучает он не только сами законы, но и правоприменительную практику. А, когда человек приходит с улицы, то ему бывает сложно войти в колею в сложившейся ситуации, когда вчера ты должен был только знать закон, а сегодня уже исполнять.
Как проблема, остаётся и текучка в этой службе. Хотя формально и закреплено положение про одного участкового, который обслуживает, например, 5000 населения. То есть, если в жилом квартале живёт 10 000 человек, то полквартала твои. А если одного участкового не хватает, он, например, в отпуске, командировке, болеет, или ставка свободна, то кто исполняет его обязанности? Сосед участковый. А при таком количестве обязанностей получается, что участковый ежедневно работает в горящем режиме. Отсюда, как одна из причин и текучка.
Реформа структурирует обязанности участковых
— Как можно решить все те проблемы, что описаны выше?
— Нужна конкретная реформа, которая бы детализировала полномочия существующих служб. А остальные передала бы другим органам, которых сейчас нет, которые должны быть введены. То есть вспоминаем то, что было сто лет назад: ровно делят на всех, потом исполняют. Но представьте, сколько нужно финансовых, административных и иных ресурсов, чтобы создать новую службу.
Не думаю, что в сложившихся условиях такая реформа может быть осуществима. Но даже в этих условиях полиция справляется со своими обязанностями, работая в большинстве своем честно и добросовестно.
— Можно ли тогда предпринять какие-то меры по купированию тех негативных аспектов? Например, введение каких-то новых курсов?
Человек должен представлять, что для дальнейшего продвижения он должен учиться и дальше
— Курсы-то на самом деле есть. Например, центр профессиональной подготовки. Это для вновь прибывших, которые проходят обязательный трёхмесячный курс, создающий базовое представление о службе. Но это первоначальное обучение. Человек должен представлять, что для дальнейшего продвижения он должен учиться и дальше.
СССР шёл по пути формирования базовых высших учебных заведений. Полагаю, что рационально обсудить рассмотрение такой возможности и в настоящее время и поставить вопрос перед руководством Челябинской области о восстановлении юридического института для сотрудников правоохранительных органов на южном Урале.