Найти тему
Полит74

Юрист Горюнов предложил вернуть юридический институт в Челябинске

Оглавление

В этом году опубликована монография Владимира Горюнова, кандидата юридических наук, доцента, доцента кафедры прокурорского надзора и правоохранительной деятельности ЧелГУ. Сама работа посвящена истокам формирования службы участковых уполномоченных органов внутренних дел, а также анализу актуальной нормативно-правовой базы этого подразделения. Корреспонденту Полит74 удалось пообщаться с автором монографии и узнать у него, какие проблемы сейчас актуальны в деле организации службы участковых уполномоченных полиции и как их можно решить.

Истоки становления

— Что повлияло на современное формирование прав и обязанностей полиции по охране общественного порядка и общественной безопасности?

— Здесь необходимо отметить, что становление и развитие полиции было тесно связано с развитием и реформированием общества в целом. Полиция, ее организация и компетенция в большой степени зависят от тех общественных отношений, которые формируются в обществе. Крупные события и изменения в жизни государства всегда отражались на деятельности полиции.

Истоки организации полицейской службы можно найти ещё в «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого. О различных служивых людях, выполняющих административно-полицейские функции упоминает и судебник 1497 года. В знаменитом наказе Екатерины Великой можно найти упоминания о необходимости совершенствования морального и нравственного облика полицейских. Все эти документы так или иначе, совокупностью своих элементов, постепенно формировали полномочия полиции в целом. Тогда ещё понятия участкового не было.

Города делились на дворы. Это послужило основанием формирования особой должности участкового уполномоченного с понимаем того, что полицейский должен проживать на вверенном ему участке и нести службу круглосуточно. Отвечал он за всё. Проще назвать то, за что он не отвечал. Уже тогда, 300 лет назад «участковый» был сверхзагружен. Например, он отвечал за открытие и закрытие питейных заведений, за организацию переправ через реку и, вместе с тем, за раскрываемость преступлений.

С изменением общественно-политических отношений вводились в практику новые функции. При этом старые оставались и дублировались. Можно даже найти повторение, что называется «точь-в-точь».

Проблемы современной службы

— А есть ли какие-то проблемы в работе полиции, продиктованные новыми условиями или исходящие из глубины веков?

— Когда-то исправники выбирались из числа местных жителей. Как правило это были хорошо образованные дворяне, которые родились и жили в уезде. Сейчас, начиная от руководителя главного управления МВД в регионах до его заместителей — это всё так называемые «варяги». Они профессионалы своего дела, ответственные и грамотные специалисты, но они не местные. Они не «вросли корнями в регион». Если ты приехал и понимаешь, что года через 3 уедешь, то будешь только механически выполнять работу и ждать присвоения звания высшего начальствующего состава.

Потом, те сотрудники и офицеры, которые приходят в структуры МВД из армии, они не имеют базовой подготовки в контексте юридического образования. Это добросовестные специалисты, доброжелательные люди, но недостаток базы не может не сказаться на качестве работе. Им нужно минимум три года, чтобы изучить всю нормативную базу и войти в должность. Такое положение дел было характерно и для других периодов истории, когда сотрудников органов внутренних дел вербовали из числа раненых отставников из армии, которых называли «инвалидными командами».

И последнее, если я был направлен в МВД по комсомольской путёвке, то сейчас набор нередко идёт по объявлению. Это не самый хороший показатель. Хотя челябинская школа милиции ведёт свою историю с 1920 года, она существует и сейчас (Центр профессиональной подготовки) на базе ЧЮИ в той или иной форме, но не может обеспечить кадровую наполняемость всех уровней органов МВД.

Есть ещё нюанс, связанный с текучестью кадров. Когда я работал в органах МВД, отслуживший первые пять лет считался ещё молодым. Сейчас же отслуживший три года уже считается «стариком». Но за три года объективно не стать профессионалом.

О современном участковом

— А как сейчас строится работа участкового уполномоченного, какие сложности в этой работе существуют?

— Здесь вот что происходит. Есть три основополагающих нормативных документа, регулирующих работу участкового. Основной из них — приказ 205. При этом участковый — это прежде всего сотрудник полиции, следовательно, его деятельность регулирует закон о полиции, где есть целый блок прав и обязанностей. Кроме того, участковый является ещё и сотрудником органов внутренних дел, а это ещё один закон со своим блоком обязанностей. Если всех их объединить, то выйдет несколько десятков обязанностей.

-2

Можно дополнительно построить список из нескольких десятков нормативных актов, которые прямо или косвенно влияют на работу участкового. А для начала все эти акты нужно знать. Когда человек готовится профессионально, то он может сразу приступить к исполнению обязанностей. Причём изучает он не только сами законы, но и правоприменительную практику. А, когда человек приходит с улицы, то ему бывает сложно войти в колею в сложившейся ситуации, когда вчера ты должен был только знать закон, а сегодня уже исполнять.

Как проблема, остаётся и текучка в этой службе. Хотя формально и закреплено положение про одного участкового, который обслуживает, например, 5000 населения. То есть, если в жилом квартале живёт 10 000 человек, то полквартала твои. А если одного участкового не хватает, он, например, в отпуске, командировке, болеет, или ставка свободна, то кто исполняет его обязанности? Сосед участковый. А при таком количестве обязанностей получается, что участковый ежедневно работает в горящем режиме. Отсюда, как одна из причин и текучка.

Реформа структурирует обязанности участковых

— Как можно решить все те проблемы, что описаны выше?

— Нужна конкретная реформа, которая бы детализировала полномочия существующих служб. А остальные передала бы другим органам, которых сейчас нет, которые должны быть введены. То есть вспоминаем то, что было сто лет назад: ровно делят на всех, потом исполняют. Но представьте, сколько нужно финансовых, административных и иных ресурсов, чтобы создать новую службу.

Не думаю, что в сложившихся условиях такая реформа может быть осуществима. Но даже в этих условиях полиция справляется со своими обязанностями, работая в большинстве своем честно и добросовестно.

— Можно ли тогда предпринять какие-то меры по купированию тех негативных аспектов? Например, введение каких-то новых курсов?

Человек должен представлять, что для дальнейшего продвижения он должен учиться и дальше

— Курсы-то на самом деле есть. Например, центр профессиональной подготовки. Это для вновь прибывших, которые проходят обязательный трёхмесячный курс, создающий базовое представление о службе. Но это первоначальное обучение. Человек должен представлять, что для дальнейшего продвижения он должен учиться и дальше.

СССР шёл по пути формирования базовых высших учебных заведений. Полагаю, что рационально обсудить рассмотрение такой возможности и в настоящее время и поставить вопрос перед руководством Челябинской области о восстановлении юридического института для сотрудников правоохранительных органов на южном Урале.