Найти тему

Сингапурской методики не существует

Несси - отличная метафора сингапурского метода. Все о ней говорят, но в природе никто не встречал
Несси - отличная метафора сингапурского метода. Все о ней говорят, но в природе никто не встречал

Друзья, каждый раз, когда я слышу про обучение некой сингапурской методике (также в российском интернете встречается, «сингапурская технология», «сингапурский метод»), при этом имеется в виду то, что весь образовательный мир называет Cooperative learning, у меня буквально дёргается глаз. Вот в очередной раз пришло от учителя:

ну с чего они стали сингапурскими?
ну с чего они стали сингапурскими?

Я очень рада тому, что Кооперативное обучение продвигается и идёт в массы. Но я очень не приветствую, когда директора школ и учителя легко обманываются и когда используется непрофессиональный язык.

Ну вот как так?
Ну вот как так?

Итак, ещё раз. В который уже раз пишу об этом. Не существует сингапурской методики. Есть сингапурская образовательная система, которая уже несколько лет доказывает свою эффективность. Именно система, не метод, не методика, не технология. В этой системе много элементов. Это и механизм отбора детей. И тот факт, что учителя - государственные служащие. И система подготовки учителей. Учителей готовят, и правда, как в космос. Да, каждый учитель обучен Кооперативному обучению. Но не только. Ещё и другим технологиям, например, инструменту обратной связи, критериальному оцениванию, приёмам развития метапредметных навыков. А ещё в школах очень строгая дисциплина, там даже разрешены физические наказания.

Как так получилось, что в России в начале 10-х изобрели термин «Сингапурская методика»? Министр образования Татарстана поехал изучать образовательную систему Сингапура. Увидел, что уроки проходят очень живо и что дети (о чудо!) работают весь урок в группах, постоянно что-то проговаривают, ходят по классу. Работают. Учитель же большую часть урока молчит и направляет. При этом задания даются в чётком алгоритме. Это технология Кооперативного обучения. Увидев это, делегация из России сказала: «Тоже так хотим.  Научите». Дальше консультанты из Сингапура поехали в Татарстан обучать технологии Кооперативного обучения. Как мне рассказывали прямые участники тех событий, тогда назвали это Сингапурским методом, потому что нельзя же было признаться, что технология Cooperative learning прописана и запатентована Академией Кооперативного обучения со штаб-квартирой в Калифорнии. Хоть это и были 10-е годы, между Россией и США ещё не было такой напряжённости, как после 14-го, тем не менее учителя отнеслись довольно прохладно, а многие даже враждебно к технологии из Америки. А вот Сингапур им оказался ближе. О том, что, вообще-то американцы взяли подчистую идеи Выготского, тогда, конечно, никто не вспомнил. С тех пор название закрепилось. И оно совершенно некорректно.

Дорогие учителя, поймите, пожалуйста, несколько вещей:

1. Технологии Кооперативного обучения могут обучить не только Сингапурцы. На сегодня технологией владеют многие учителя в мире. Есть страны, в которых каждый учитель обязан технологией владеть. Так не только в Сингапуре. Я, например, сейчас реализую образовательные проекты в Дубае и общаюсь плотно со школами. Специально ради интереса задала вопрос 216 дубайским школам, большинство из которых – это школы A-level и IB. Все A-level и IB школы хором ответили, что, конечно, технология учителями освоена, в среднем каждый учитель обязан знать хотя бы 15 приёмов и использовать их постоянно на уроках. Не совсем поняли, о чём я их спрашиваю, только представители двух российских школ в Дубае, несколько индийских школ, ну и ещё те несколько арабских школ, которые работают в Дубае, даже не ответили мне, потому что у них вообще всегда всё тяжело с обратной связью, они по предыдущему опыту могут ответить через месяц. Как вы думаете, когда я задавала вопрос, я спрашивала про сингапурскую методику? Нет! Меня бы просто никто не понял. Я спрашивала о владении Cooperative learning.

2. Оригинальная академия, которая обучает технологии, находится в Калифорнии, возглавляется Спенсером Кейганом. Вот её сайт.

3. Каждый раз, когда вы слышите такие уже известные вам названия приёмов Round Robin, Jot Thoughts, Tic-Tac-Toe, Find the Fib, Corners, Think-Pair-Share, inside-Outside Circle и другие (всего приёмов около 300), и рядом с ними слово «Сингапур», вы слышите некорректную информацию. Ну вот для примера, статьи в российском интернете, где Кооперативное обучение с какого-то лешего называют сингапурской методикой, даже вполне уважаемый Инфоурок. И вполне приличные издания, типа "Педсовета". А вот здесь уважаемый Фоксфорд довольно неплохо рассказывает про всю систему образования Сингапура, но приёмы называет "определенные приёмы". Почему? Неужели так сложно включить навык исследования и найти, что у приёмов есть вполне давно прижившееся в мире название, Cooperative learning? Вот только "Мел" не подвел, написали корректно, что в Сингапуре учителя работают именно по технологии Кооперативного обучения, что придумал их Кейган, а идею взял у Выготского. "Мел", спасибо, не разочаровали.

Все эти приёмы Кооператвного обучения родились в Калифорнии в 90-х. Сингапур - лишь одна из стран, где каждый учитель владеет технологией!  Но! Повторюсь, он владеет не только ей, но ещё кучей других эффективных методов и технологий. Только внедрив в своей школе Кооперативное обучение, вы приблизитесь к Сингапуру ну процентов на 10. Это уже неплохо, но не тешьтесь иллюзией о том, что ваша школа работает, как в Сингапуре, пожалуйста.

4. Когда вам говорят «я - сертифицированный тренер по сингапурской технологии» и добавляют: «учиться можно только у сертифицированных» попросите показать их сертификат. Что тренер имеет ввиду? Вполне возможно, тренер и сам не осведомлен и удивится, что он никакой не сертифицированный. Сингапурского метода нет. Сами учителя из Сингапура не в курсе о его существовании. Они в курсе только о существовании своей национальной системы. Единственный сертификат о Кооперативном обучении, который действительно является весомым и международным, это сертификат, выдаваемый Академией Кооперативного обучения. У них есть представительства. В Сингапуре тоже. Но не только. Во многих странах. Пожалуйста, не переплачивайте «сертифицированным» тренерам, которые таковыми не являются. Просто есть у меня несколько учителей, которые учились «у самих сингапурцев». И у них есть сертификаты. На сертификате так и написано, что он международный. Да, прямо слово «international” написано. На вопрос: «А с кем вы заключали договор обучения?» выяснялось, что с ИП, с выходцем из России, который просто живёт в Сингапуре и обучает Кооперативному обучению в России, заключая при этом договор на своё российское ИП. У этого сертификата (если уж вам это важно) нет никакого веса, нигде в мире он не будет означать, что вы точно владеете Кооперативным обучением. Это влияет на эффективность? Нет, конечно. Технология очень проста, ей реально может обучать любой и без сертификата. Только вот вы, возможно, переплачиваете за так называемый «международный сертификат», не аккредитованный никоим образом на международном уровне.

5. Просто попробуйте провести верификацию. Понятно, что не владея английским это затруднительно. Но часто я ведь и от учителей английского слышу, что они владеют неким сингапурским методом. Друзья мои, ну вы с языком. Ну вы-то могли погуглить и проверить. Попробуйте задать не в российском интернете запрос «Singapore method / technology». И вуаля… Интернету это сочетание незнакомо. А теперь введите “Cooperative learning”. Вы увидите горы определений, примеров видео и карточки с описанием приёмов. Да-да, тех самых Round Robin, Round Table, StandUp-HandUp-PairUp и так далее. Чего вы не увидите ни в одной статье? Всё верно. Слова Сингапур. Зато в россиийском интернете легко ищутся статьи о том, как эти приёмы придумал Сингапур.

Я очень рада тому, что эффективная технология Кооперативного обучения распространяется. Я благодарна каждому тренеру, который этому способствует. Но я одновременно за чистоту терминологи и за профессионализм. Причин несколько.

Во-первых, я за корректность авторства. Как бы ни диктовала сейчас повестка плохое отношение к американцам, технологию прописали и распространили по миру именно они, а именно профессор Спенсер Кейган, создатель Академии Кооперативеого обучения.

Вот это Спенсер Кейган, а в руках его ученицы тот самый известный учебник с приемами, по которому учится весь мир.
Вот это Спенсер Кейган, а в руках его ученицы тот самый известный учебник с приемами, по которому учится весь мир.

Во-вторых, даже профессор Кейган не сам всё придумал. Он прописал приёмы. А вот идею о том, что мозг учится именно в группе, он взял у Выготского. Да-да, у нашего Льва Семёновича. Я училась в Академии. Там всё пропитано Выготским. Везде его цитаты, его труды, отсылки к его работам. Коллеги из министерства образования Татарстана, когда принимали решение 15 лет назад о том, что это надо назвать Сингапурским методом, могли бы копнуть вглубь, изучить истоки и позиционировать это ну хотя бы как возврат к Выготскому. Но никак не Сингапуром. Ну это просто смешно. Я всё жду, когда случится конфуз, когда какой-нибудь представитель из сферы образования России на какой-нибудь значимой международной конференции покажет приёмы сингапурского метода, назвав их именно так. Вот учителя из разных стран удивятся. Ну это, правда, просто непрофессионально. Я бы, например, чувствовала себя обманутой, если бы училась у какого-то гуру некоему великому буддийскому учению, а потом с удивлением обнаружила, что оно никакое не буддийское, а христианское, а христиане вообще его содрали с иудеев, основателей всего. (Да-да, Выготский в мире примерно так и воспринимается, как основатель всего в педагогике, наряду с Пиаже и Дьюи). Мне всегда очень больно осознавать, что наш Выготский настолько недооценён у себя на родине, при этом мы готовы отдавать огромные деньги в погоне за мифическим Сингапуром, не проверяя информацию.

А это Лев Семенович Выготский, его просто обязан знать каждый человек, имеющий отношение к педагогике. Его и его 6-томник.
А это Лев Семенович Выготский, его просто обязан знать каждый человек, имеющий отношение к педагогике. Его и его 6-томник.

В-третьих, мне кажется, учиться сингапурскому методу за 10000-15000 рублей с учителя - это серьёзная переплата за обёртку. А если убрать эпитет «сингапурский»?

Дорогие учителя, пожалуйста, учитесь. Стремление сделать уроки живыми дорогого стоит. Уверена, вы учитесь у хороших тренеров, да и приёмы настолько просты, там сложно что-то дать не так. Но прошу вас, пожалуйста, требуйте корректности информации, мне кажется, вы этого заслуживаете, и такие великие люди, как Выготский и Кейган, этого уж точно заслужили.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.