Будучи философом, я естественно склонен к атараксии и даже к диванной апатии и созерцанию мира преимущественно с закрытыми глазами. Но и меня, стойкого стоика, порой удивляет человеческая неадекватность в поступках и в мыслях. Страстное обсуждение политических новостей многим заменяет реальную жизнь. Познавательно интересоваться можно чем угодно: палочкой Коха, самим Кохом, туберкулёзом и собственно здоровьем. Политика — из таких же безразличных сюжетов. От вас ничего не зависит, успокойтесь. Но страстность у народа такова, будто вот этот кричащий за Украину или против неё даже не словом и смыслом, а своим криком как раз и меняет ситуацию. А политики, многовекторные люди, завтра поменяют риторику на противоположную или даже просто клеммы своего мозгового устройства с плюса на минус перекинут и вот этому кричащему вроде как надо кричать уже противоположное и совсем в другую сторону. Эва!
Ясно же, что по большинству вопросов в мире человек может изменить не ситуацию, а лишь своё сознание. Казалось бы, с осознанием этого должен прийти и более изысканный набор предметов познавательного интереса. Стихотворению можно искренно радоваться или столь же искренно печалиться:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь...
Но как можно радоваться или печалиться курсу доллара или гибели мирного населения в Сирии или на Украине! Эти факты можно принять к сведению... Непонятно, правда, зачем вам эти сведения, но так и быть — принимайте, принимайте к сведению. Но вот чему здесь радоваться? О чём сожалеть? Вы ж не можете ничего поменять. Воспримите ход событий как те или иные характеристики их участников, если эти характеристики для вас почему-то важны — и довольно.
Занимались бы вы своим делом, позиционировали себя на адекватном уровне ответственности — как было бы хорошо! И у вас на душе. И у окружающих вас близких, ежели они сие сознают. А интересоваться?.. Интересуйтесь всем, что душе вашей угодно. Вот только предпочтительней «не плакать, не смеяться, а понимать» (Б. Спиноза).
Мне это ясно, как простая гамма.
Но, допустим, вы сами с усами, то есть Гиви, Моторолла, Эппл или даже Ахилл. И в этом случае есть масса вопросов, в которых ваше эмоциональное участие совершенно нерелевантно. Ахилл может эмоционально отнестись к Брисеиде, но, например, не к исторической грамматике греческого языка, хотя бы он на нём и говорил, и выражал на нём свои страдания, радость, ярость и умиротворение. Не может просто потому, что Ахилл — человек неграмотный, читать, писать не умеет. Какая уж тут грамматика. И человек под бомбёжками в Мариуполе или Донецке, даже если снаряды попали в его дом, не только ничего в этом факте поменять не может, но он даже не знает, кто его обстрелял. А в том потоке вранья масс-медиа, каковой поток непременно сопроводит обстрел, пострадавший человек, скорее всего, никогда и не узнает правды. Остаётся отнестись к таким явлениям как к природному процессу. Да, неблагоприятному. Да, катастрофическому. Но твой крик радости или отчаяния ничего в нём не изменит. Ищи другое место жительства, ремонтируй прежнее, разбитое, бери в руки автомат — делай что угодно. Только твой сокрушительный плач ничего в самом факте разбитого дома не поменяет.
И как говорится по латыни
Amor fati... Мол, люби судьбу.
Так я буду повторять отныне
И пока не замолчу в гробу.
(Е. М. Винокуров).
2015.01.28.