Историй, когда художник переписывает или просто закрашивает что-то на картине - множество. А рентген, как машина времени, даёт нам возможность увидеть эти нижележащие слои и образы.
Дорогие друзья, читатели канала, приветствую вас!
Французский художник 19-го века Густав Курбе́ написал за свою жизнь множество автопортретов. Это и один из ранних автопортретов в возрасте 23-х лет:
И следующий, имевший для него особое значение. Это его первая работа, принятая в парижский Салон - знаковое, памятное для любого художника событие. Он пишет об этом в письме своим родителям от 21 февраля 1844 года: подавал несколько картин, но комиссия приняла только эту:
Ещё один автопортрет он написал в 1846-1847 годах, он назвал его "Мужчина с кожаным поясом". Лаконичный и в то же время поэтический образ:
Он изображал себя и за игрой в шахматы, и прогуливающимся по сельской дороге среди полей, с этюдником на плече. Есть у него очень романтичный образ, 1844-го года - он изобразил себя со своей возлюбленной, "Счастливые влюблённые":
Однако, был у него ещё один автопортрет, который был ему дороже остальных.
На этом полотне он лежит полуживой, а его грудь обагрена кровью после роковой дуэли, слева от себя он изобразил брошенную шпагу.
В письме своему другу Прудону Курбе объясняет, что «истинную красоту можно найти только в страдании… Вот почему мой умирающий дуэлянт прекрасен».
Курбе не продал эту картину, взял её с собой в добровольное изгнание в Швейцарию (его целью стояло избежать банкротства) и хранил это полотно у себя до самой смерти в 1877 году. Уже позже картина "Раненый мужчина" была приобретена государством у его сестры, Джульетты Курбе и передана музею Орсе в 1986 году.
Больше ста лет картина хранила тайну Курбе в надёжных недрах масляных слоёв...
Разгадка этой странной привязанности была раскрыта рентгеновскими лучами в 2015 году. В первоначальном варианте на картине Курбе был изображен не один!
На рентгеновских сканах художник мирно дремлет под деревом в обнимку со свей возлюбленной, Вирджинией Бине́. Ее голова лежит на его груди, а он обнимает ее за плечи. В этом варианте картина просуществовала 10 лет, с 1844 по 1854 год. Вирджиния Бине была единственной женщиной, с которой Курбе поддерживал длительную связь и которая подарила ему сына, родившегося в 1847 году.
Чтобы вам легче было представить этот вариант картины, можно его сравнить с рисунком, сделанным в те же годы, и, как считают исследователи, послужившим подготовкой к будущему живописному полотну:
А после молодая женщина вдруг исчезла с полотна. Сам герой теперь изображен раненым и полуживым. Это выглядит странным, ведь Курбе часто подчеркивал, что на автопортретах отражает только правду.
Расставание с Вирджинией Бине́ ожидаемо произошло в 1852 году - он никак не хотел признавать их общего сына и обиженная женщина ушла от него, забрав ребенка.
Курбе закрасил фигуру женщины, скрыв ее тело темно-коричневым одеялом, а свой собственный образ заново переработал. Он больше не влюбленный, он предстает раненым дуэлянтом, «в предсмертных агониях», как он описал этот образ.
И это был единственный раз, когда убеждённый реалист Курбе отошел от реализма и отразил на картине свои душевные страдания.
Интересно, жалел ли он о содеянном? О расставании, о перекраске первоначального образа. Может, у него появлялось желание раскрыть тот, первый вариант картины?
А, быть может, он даже пытался это сделать? Об этом мы уже никогда не узнаем...
Если вам было интересно и вы дочитали статью до конца - буду рада вашим лайкам.
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подписка на канал добавит мне вдохновения создавать новые статьи и видео.