Подлодку на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске начали строить еще при СССР. Потом она долго стояла недостроенной и никому не нужной, пока не удалось договориться с Индией о достройке и передаче ее в аренду этой стране.
В 2006 году подлодка была спущена на воду и отогнана в Приморье для дооборудования и испытаний систем и агрегатов. Оттуда же в октябре 2008 года она вышла на первые ходовые испытания в открытое море.
В ноябре 2008 года у берегов Приморья на борту «Нерпы» произошла авария: несанкционированно сработала система пожаротушения, 20 человек, в основном, комсомольчане, погибли.
В 2011 году «Нерпу» все-таки довели до ума и передали в аренду ВМС Индии сроком на 10 лет. Стоимость контракта составила около $2 млрд. Там она служила под именем «Чакра-2».
В начале лета 2021 года «Чакра-2» в сопровождении кораблей Тихоокеанского флота совершила переход в надводном положении из Индии во Владивосток.
- Главкомат ВМФ по финансовым соображениям считает нецелесообразным ремонт и модернизацию «Нерпы», находящейся на одном из судостроительных заводов под Владивостоком, и предлагает ее утилизировать, - сказал собеседник в оборонно-промышленном комплексе.
По имеющимся данным, в апреле 2020 года на борту субмарины произошел взрыв баллона воздуха высокого давления, в результате чего повреждения получили оба ее корпуса. Пострадали также радиоэлектронное вооружение и гидроакустическое оборудование. После чего субмарина досрочно была возвращена из аренды.
Напомним, модернизацию Амурского судостроительного завода в Хабаровском крае обещают провести до 2027 года. В план модернизации входит строительство транспортного дока и спускового док-понтона в Комсомольске-на-Амуре, а также реконструкции гидротехнических сооружений.